Рубрики
Блоги

Рыцарь-пророк консерватизма. Памяти Роджера Скрутона

Уникальность работы Роджера Скрутона заключается в том, что ответ на «проклятый» вопрос он строит как «путешествие» (отнюдь не сентиментальное) по конкурирующим идеологиям, находя в каждой из них какую-то «правду».

27 ноября 2019 года в рамках ежегодной международной конференции в Финансовом университете состоялся круглый стол на тему «Крах либеральной идеи?» Приглашение для участия в этом круглом столе было послано Роджеру Скрутону – выдающемуся британскому консервативному философу. Помимо всех прочих соображений было принято во внимание и то обстоятельство, что 16 ноября 2017 г. Роджер Скрутон прочёл замечательную лекцию на тему «Либерализм и лояльность» в Центральном Европейском университете (Лекция доступна на его персональном сайте). Философ на предложение не ответил, и сегодня мы понимаем – почему.

Полгода назад у него был диагностирован рак. Смерть наступила 12 января 2020 г.

Это не только персональная трагедия для всех родных и близких покойного. Это – закат почти столетней эпохи великих консервативных мыслителей, которую открывает британец Майкл Оукшот (1901 – 1990), продолжают американцы Рассел Кёрк (1918 – 1994) и Сэмюэл Хантингтон (1927 – 2008) и завершает Роджер Скрутон (1944 – 2020).

Каждый из них внёс фундаментальный вклад в разработку до сих пор открытого вопроса – что такое консерватизм?  Первый подход к искомому ответу Оукшот сделал ещё в 1933 г. в  книге «Experience and its Modes», а в эссе 1956 г. «On being Conservative» он сформулировал вполне законченный и вполне оригинальный – в отчётливо британском духе – ответ.

Тремя годами раньше Рассел Кёрк выпустил книгу «The Conservative Mind», которая считается основополагающей для американских консерваторов (без всяких приставок типа «нео»). А в 1957 г. Хантингтон опубликовал свою фундаментальную статью «Conservatism as an Ideology», без знания которой сегодня невозможен любой серьезный труд по консерватизму.

Перу Роджера Скрутона принадлежит около 50 монографий, и в том числе книг, посвящённых разъяснению вопроса о том, что такое консерватизм. Но из этого множества стоит выделить одну – с названием, отчасти резонирующим с эссе Оукшота – «How to be a Conservative» (2015). Без вопросительного знака, а, скорее, с горьким намёком на то, каково это в действительности быть консерватором даже в той стране, которая считается родиной консерватизма как такового. При согласии в том, что родоначальником «современного» (если только Современность исчислять от XVIII века) консерватизма является Эдмунд Бёрк.

Уникальность этой работы Роджера Скрутона заключается в том, что ответ на «проклятый» вопрос он строит как «путешествие» (отнюдь не сентиментальное) по конкурирующим идеологиям, находя в каждой из них какую-то «правду» (Truth). Есть ведь своя правда в национализме и социализме, капитализма и либерализме, мультикультурализме и энвайронментализме. И даже – в интернационализме. С чем вполне согласился бы Николай Бердяев, книга которого «Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии» (1918 г.) структурно поразительным образом напоминает книгу Роджера Скрутона.

Но есть и правда консерватизма, которую Скрутон суммирует таким образом: «роль государства состоит, или – должна состоять, в том, чтобы быть чем-то меньшим, по сравнению с требованиями социалистов, но и чем-то большим, нежели позволяют классические либералы». Собственно поиск этого неуловимого баланса определяет и специфику консерватизма, и его странную судьбу в качестве политической идеологии. С одной стороны, все знают, что в политике есть консерваторы. Но, с другой стороны, никто точно не знает, почему те или иные политические деятели называют себя (или обзываются другими) порой почётным, порой обидным именем – «консерватор».

Статья (которую можно считать чем-то вроде некролога), опубликованная 13 января на портале conservativehome.com, названа – «Нет пророка в своём Отечестве». Главред портала Пол Гудмэн вспоминает историю увольнения Роджера Скрутона уже при премьерстве Терезы Мэй с поста председателя правительственной комиссии по городскому благоустройству на основании приписанного философу «антисемитизма» и «расизма». О его неудаче с тем, чтобы завлечь на раздел сайта «Уголок мыслителя» членов парламента от фракции тори. Или в общество под названием «Группа консервативной философии».

Гудмэн полагает, что эти неудачи связаны с тем, что, в отличие от эпохи Маргарет Тэтчер, партия тори под руководством Дэвида Кэмерона превратилась в то, что называется «Stupid Party». Не в буквальном смысле – «Партия тупиц» конечно, а в смысле том, что это партия прагматиков, чуждающихся любых идей и людей с идеями.

И тем не менее благодаря хлопотам некоторых представителей этой партии Роджер Скрутон в 2016 год был удостоен рыцарского звания за достижения в области философии и преподавания. Так что: RIP sir Roger.

Автор: Леонид Поляков

Политолог, профессор Высшей школы экономики