Рубрики
Блоги

Русская идея на фоне заката Запада

Идея России – это любовь к России и знание ее истории, культуры, географии, людей, ее населяющих. Тот, кто любит другую страну и принимает ценности, повестки, Матрицы других народов, особенно враждебных России, отвергает Русскую идею.

О, старый мир! Пока ты не погиб,

Пока томишься мукой сладкой,

Остановись, премудрый, как Эдип,

Пред Сфинксом с древнею

Загадкой!

РоссияСфинкс. Ликуя и скорбя,

и обливаясь черной кровью,

она глядит, глядит в тебя

и с ненавистью, и с любовью! …

А. Блок. Скифы

Настоящая статья открывается эпиграфомстроками Александра Блока из стихотворения «Скифы»», которое можно считать квинтэссенцией смыслов, предчувствий и страхов русского человека революционной поры. Блок пророчествует о том, что наступают переломные времена конца старого мира, Россия зовет Европу к примирениюПридите к нам! От ужасов войны Придите в мирные объятья!»), ведь она чувствует, знает, любит Европу как никто другой. Блок почти угрожает Европеесли она отвергнет Россию, та, в порыве гнева, обернется к Европе своей «азиатской рожей», перестанет быть «щитом» между Европой и диким Востоком, более того, сама станет им, ведь Россиядвуликий Сфинкс. Ей, с одной стороны, «внятно всеи острый галльский смысл, и сумрачный германский гений», но по сути она есть евразийская держава, она привыкла «хватая под уздцы Играющих коней ретивых, Ломать коням тяжелые крестцы, и усмирять рабынь строптивых», взирая на мир «своими узкими глазами».

Разговор о Блоке кажется довольно абстрактным, если речь идет об острых, актуальных событиях, о переживаниях настоящего момента, когда старый мир потребления, мечтательного Голливуда и Сияющего Града на холме, старый мир Вавилонской блудницы, сидящей на «водах многих» (Откр. 17, 1-3) и соблазняющей народы, стремительно рушится на наших глазах. Причем за последние 100 лет разрушение мирового порядка происходит уже трижды. Первый разпосле Мировой войны, второй разпосле падения СССР. Многие русские встретили Первую мировую войну в Европе, где давно привыкли отдыхать, лечиться на курортах Италии или Франции. Тогда русские испытали немалый шок, согласно воспоминаниям Николая Лосского, проводившего лето с семьей в Швейцарии, были даже случаи душевных заболеваний:

«Приехав в Стокгольм, мы на вокзале очутились в потоке русских, бежавших из Германии. Пароходы из Стокгольм в Финляндию и Петербург перестали ходить. Железная дорога, по которой, обогнув Ботнический залив, можно было безопасно вернуться в Россию, не могла перевезти сразу огромного количества внезапно нахлынувших пассажиров, так что приходилось дожидаться очереди. В гостиницах почти невозможно было найти свободную комнату. К тому же банки перестали менять русские бумажные деньги. Множество беженцев толпилось во всех вокзальных помещениях; дети, старики сидели на своих чемоданах и корзинах. Многие из них еще накануне терпели в Германии возмутительные оскорбления, некоторые были буквально оплеваны немецкою толпою. Были случаи душевных заболеваний» (Лосский Н.О. «Воспоминания. Жизнь и философский путь»).

Упомянутые душевные потрясения настигли тогдашних русских, привыкших беспрепятственно посещать Европу, работать, учиться и жить там годами. Европа была как бы вотчиной, или большой дачей для России, местом приятных прогулок, встреч, устроения литературных кружков, издания нелегальных журналов, пространством для романтических приключений или «священным» местом наук и знаний. Внезапно русские обнаружили, что Европа буквально их ненавидит, готова оплевать и глумиться над беспомощными русскими стариками и детьми. Уже тогда нужно было глубоко задуматься над природой поклонения Европе, этой парадоксальной русской аберрацией сознания, имеющей почти сакральный, религиозный характер.

В это время рождается евразийская идея. Евразийские лидеры призвали пересмотреть историю России не с Запада, а с Востока. Установка «поклонения Европе», под которой скрывается желание овладеть ею (Вадим Цымбурский назвал эту установку «похищением Европы»), для русских имеет именно священный характер, поэтому ее разрушение вызывает потрясение, вплоть до душевного расстройства. Поколение Лосского не было способно осмыслить простую истину: Европа тоже двулика, она тоже Сфинкс, как, впрочем, и любая другая человеческая цивилизация, поскольку расщепление на два, три и более ликов вообще характерно для расколотого сознания человека после грехопадения. Только подлинная святость цельна, гармонична, едина сама в себе и для внешнего мира. Всякое иное явление, принадлежащее падшему миру, имеет в том числе и животные началажажду доминирования, агрессию к чужим, отстаивание своих границ и принципов любой ценой, готовность умереть или уничтожить врага в борьбе за ресурсы.

Культура и Просвещение могут скрыть, подобно маске, эти черты, но глупо предполагать, что они исчезли под влиянием проповеди толерантности, прав человека и прочих идейных достижений Нового и Новейшего времени. История Европы свидетельствует о том, что это едва ли не самая алчная, хищная и коварная цивилизация планеты. Россия для Европы не просто чужая цивилизация, нечто Иное, экзотическое и далекое, наподобие центральной Африки. Россия является духовной наследницей Византии, давнего цивилизационного конкурента Западной Римской империи, и таким образом, она есть враг метафизический, глубинный. Россия есть не Европа, или Азия, она есть альтернативный Запад, или иной тип христианской цивилизации, вечный упрек, вызов Европе, которая не смогла сохранить исконное, аскетическое христианство.

О России как об альтернативной или даже подлинной Европе писал один из основоположников евразийства Петр Сувчинский. Пробуждение России от тумана западопоклонства остро ощутил Блок, но он так и не вышел из этой установки. Знаменитые «Скифы» Блока пример внутренней борьбы, потрасания кулаками в отчаянии, попыток пугать Европу «евразийской рожей», втайне воздыхая о ней.

В XX веке евразийцы первыми поставили вопрос о пересмотре отношений между Россией и Европой, заговорили о «повороте к Востоку», о том, что «Мы чтим прошлое и настоящее западноевропейской культуры, но не ее мы видим в будущем» (П.Н. Савицкий «Исход к Востоку»). Начинали евразийцы, кстати, с произведений Блока, во всяком случае, поэма Блока «Двенадцать» с предисловием П.П. Сувчинского, предварила выход первого евразийского сборника. Евразийцам казалось, что РоссияЕвразияСССР осуществила подлинный «поворот к Востоку».

Потом РоссияСССР пережила Вторую мировую войну, в которой опятьтаки, как и в Первую Отечественную 1812 г., и в Первую Мировую, воевала не просто с Францией или Германией, но со всей Европой. Наполеон привел с собой «двенадцать языков», Гитлер пришел с армией, в которой были представители почти всех европейских стран. Финляндия, Венгрия, Румыния, Италия воевали официально, были добровольцы из Норвегии (дивизия «Викинг»), датский «Легион», испанская «Голубая дивизия», полмиллиона поляков, хорваты, бельгийцы, около 200 тыс. французов и т.д. Французы, к примеру, воевали за Рейхстаг до 2 мая 1945 г. Эти европейцы отстаивали не просто фашистскую Германию, но свою европейскую самоидентификацию, ценности общеевропейской цивилизации, а РоссиюСССР воспринимали как метафизического врага. Тем не менее, даже после чудовищных потерь и потрясений Второй мировой, РоссияСССР вновь впала в сонное благодушие, на словах обличая буржуазный Запад, а втайне мечтая об американском сытом благополучии, о возвращении в «русскую» Ниццу, горьковское Сорренто, «русский» Париж, «советский» ГДР» и т.д.

Впадая в сонную мечтательность, СССР отказывался принимать действительность, зорко тестировать реальное бытие. Сейчас Россия в лице самых обеспеченных и образованных слоев общества (банальная истина о том, что образованность и ум не одно и то же, или гераклитово «многознание уму не научает» здесь обсуждать нет нужды) вновь, после 24.02.2022. испытала «испуг», «шок» и «недоумение». А некоторые даже и «стыд».

В конце марта этого года в статье Василия Бровко «Уйти из Матрицы» речь шла об информационной парадигме (Матрице) Запада, с которым вступила в противостояние Россия. Запад сумел сконструировать призрачный мир Современности, озвучив так называемую «Повестку», не вписываясь в которую, та или иная страна остается как бы за бортом истории, выпадает в никуда.

Список «повесток» Современности хорошо известен: демократия, права человека, ЛГБТповестка, эмансипация женщины, светское общество, трансгуманизм, отвержение иерархии, экологическая повестка, культура потребления, толерантность и т.д. Запад при этом довольно агрессивно утверждает, что этот список Абсолютен, Прекрасен и не подлежит пересмотру, причем доказательств своим утверждениям не предъявляет, поскольку новое «священное» не обсуждается и не доказуется рационально. Новое «священное» Запада призвано ввести в транс всякого, кто приобщается к повестке Современности, и жестоко наказывать тех, кто ей противится.

Фактически мы имеем дело с тоталитарной идеологией. После 24.02.2022 к списку повесток Современности прибавилось еще и украинство, которое означает реабилитацию фашизма и разрешение на любую ложь, торжество фейка как доминирующей социальной реальности. Фейк стал новым экзистенциалом Запада. В. Бровко объединяет все повестки, а также отражение их в сознании европопоклонника, именуя это «Матрицей». Перед Россией встал вопрос о выходе из Матрицы, которую Бровко также уподобляет наркотику, нужно только «обрести свою идею. Для этого у нас есть всенация, история, культура, интеллект».

Всемерно поддерживаю эти утверждения. Под вопросом только интеллект, который присутствует не у всех. И зачастую это не их вина. Вспомним учение о соборном, или всеобщем, сознании русского философа Сергея Трубецкого. Всеобщее сознание есть то «облако тегов», понятных каждому, те импульсы, часто подсознательные, знакомые всякому представителю народа. Раньше оно формировалось из глубин народной культуры, корнем которой был русский язык. В эпоху информационной революции и цифровых технологий Всеобщее сознание формируют отдельные люди, то есть это область стратегических интересов государства. Если государство не позаботится об информационной безопасности и не возьмет под контроль СМИ, то выход из Матрицы не состоится. Критический интеллект есть заслуга наиболее зорких и вдумчивых представителей народа. Остальные, как правило, ведомые, или, что хуже, поглощены Матрицей.

Беда в том, что Россия ходит по кругу, и никак не хочет принять реальность, которая заключается в том, что Европа, или западный тип (пост)христианской цивилизации, является извечным геополитическим, метафизическим, религиозным врагом России. Это звучит, на первый взгляд, претенциозно и пафосно, резко, категорично, ультимативно. История, тем не менее, показываетувы! – что это единственно верная геополитическая установка, отталкиваясь от которой, можно построить с той же Европой приемлемые отношения, развивать дипломатическое и экономическое, культурное и экуменическое партнерство.

Россия, не различающая себя и Европу, впадает в метафизический психоз, поскольку точное определение психоза есть неразличение себя от окружающей действительности, отождествление себя с внешними объектами. Человек, который действует исходя из психотической установки, недоумевает, почему мир не повинуется его мечтам, желаниям и планам, соответственно впадает в истерику или агрессию: «Не до очевидности ли ясно, что войны с Россией искали во что бы то ни стало? Не Франция ли с самого начала нарушила своими неумеренными требованиями мир <…> и заставила Россию вступиться за своих единоверцев? Не Турция ли после сего обманула Россию, <…> не западные ли державы, а преимущественно не Англия ли, через своего посланника, постоянно враждебного России <…>, подстрекнула Турцию не принимать ее и, чтобы разом покончить с дипломатией, посредством которой никак не удавалось выставить Россию зачинщицей дела, прямо объявить ей войнуТак вопрошал в 1869 г. Николай Данилевский. Тем не менее, эти и подобные им вопрошания («…не дики ли требования западных держав, чтобы Россия, будучи в войне с Турцией, спокойно бы смотрела на то, как будут подвозить оружие и вообще помогать черкесам, и употребляла для своей защиты одну лишь армию, но никак не флот?») были актуальны только в ситуации психоза Европой, в который Россия впала около 1680-х гг., то есть со времени реформ Петра Великого.

Трудно представить себе подобные вопросы или оправдания перед «публикой» во времена преп. Сергия Радонежского, князя Димитрия Донского или, скажем, Иоанна Грозного. Но уже в XIX веке Россия страшно страдала при мысли, что Европа ее «не любит», отвергает, выставляет виновницей в очередной войне, сфабрикованной усилиями европейской дипломатии. Для русских каждый раз открытием становится тот факт, что «Каждый успех, одержанный не только западными державами, но даже и турками, праздновался везде как успех общего дела всей Европы» (Данилевский Н.Я. «Россия и Европа»).

В связи со всем сказанным я хотела бы возразить на утверждения Платона Беседина, высказанные в статье «Мечта как выход из Матрицы»: «И чтобы избавиться от этого яда, нам крайне важно выработать свое видение, свою идею, а еще лучшеМечту. Мы можем назвать ее Русской мечтой». Якобы «русская Мечта» сможет вытянуть Россию «из лихорадочного сна». Западной Матрице невозможно противопоставить русскую мечту, или это будет опять соперничество двух типов искаженной реальности. России необходимо абсолютное пробуждение и трезвение, о котором говорили святые отцы, а в XX веке много и красочно писал протоиерей Георгий Флоровский, кстати, один из основоположников евразийского движения. Мы имели дело как минимум с тремя видами геополитической мечтательности: с «константинопольской мечтой» времен Екатерины Великой, американской мечтой и украинской мечтоймрией»). Константинопольский проект (водружение на АйяСофии православного креста, выход к проливам Босфор и Дарданеллы и т.д.) был причиной кровопролитных войн и неадекватных дипломатических и геополитических решений. Американская мечта заразила почти весь мир материализмом и поклонением шоппингу. Украинская мрия, которую лучше назвать мороком, принесла неисчислимые страдания миллионам, стала причиной бунтов, майданов, войн. Сейчас поднимает голову очередная мечтапантюркизм, которую вынашивает Турция, и можно только гадать, сколько страданий и жертв принесет турецкая мечта, если воплотится в реальности в той или иной форме. «Ты же трезвися о всем» (Тим. 4:5), пишет апостол Павел своему ученику Тимофею. «Имей бодрственный помысел», растолковывает фразу ап. Павла епископ Кирский Феодорит (393-457). Трезвение и рассуждение святые отцы ставили выше всех добродетелей, выше прозорливости и дара исцелений.

Пока же мы ходим по кругу, как показал Вадим Цымбурский в своей монографии «Морфология российской геополитики и динамика международных систем XVIIIXX веков». Цымбурский утверждал, что существуют русские геополитические циклыот фазы «европопохитительной» до фазы «евразийской» с промежуточными интермедиями. Несмотря на то, что события 24.02.2022. опять толкают Россию на евразийский путь, русские не готовы отказаться от европопохитительной психологии.

Россия граничит с такими странами Востока как Китай, Казахстан, Монголия, Япония, Грузия, Азербайджан. Непосредственные интересы России лежат в Египте, Иране, Сирии. Крайне важны взаимоотношения с Турцией, Китаем и Индией, которая через несколько десятилетий имеет хорошие шансы возглавить экономику. Но русская публицистика, новостная лента, соцсети и так называемые русские либералы вниманием прикованы к Европе и США, с тревогой обсуждая, что скажет западная «княгиня Марья Алексевна». Нужно раз и навсегда понять, что Европа всегда будет видеть в русских врагов и переубедить ее в том, что мы, мол, тоже люди цивилизованные, – дело гиблое и пустое.

Русские либералы, которые в наше время стали символом невежества, любят в ужасе вопрошать: «вы что, хотите, чтобы в России стало как в Иранедаже не подозревая, что Иран, который уже 40 лет живет под санкциями, входит в двадцатку сильнейших экономик мира, опережая Францию в нанотехнологиях (Иран здесь на 6 месте в мире), имея развитую медицину, уровня которой Европа уже, вероятно, никогда не достигнет. Список достижений Ирана можно продолжать долго. Индия, которая выходит на первое место по охвату населения сетью интернет (на YouTube Индиялидер), по уровню образованности, успехов в области математики, нанотехнологий, медицины, программирования и по ряду других важнейших критериев цивилизации, в России известна почти исключительно специями, развалинами старых городов и Болливудом. Мир стремительно меняется, пробуждаются исламские народы, идут тектонические цивилизационные сдвиги в Африке, Индонезии, не говоря уже о Китае.

И только Россия, как бедная родственница, плачет и жалуется, что, мол, Европа не любит ее, не хочет признавать ее исконных прав. Чтобы выйти из западной Матрицы, Россия должна, в первую очередь, понять свое место в мире, выйти из детского психозапрельщения Европой, увидеть себя такой, какая она естьс богатейшими ресурсами, талантливым и амбициозным населением, сохранившимися нравственными и семейными устоями, по крайней мере, в теории, что уже не мало, с колоссальной территорией, на которой есть все возможности для жизни, земледелия, бизнеса и туризма.

Русская культура, история, русская музыка, литература, математика и философия входят в наш цивилизационный тезаурус, более того, имеют смысловую, эстетическую, интеллектуальную ценность и для других народов планеты. Не всякий народ может похвалиться культурными достижениями, релевантными за пределами их этнологического мира. Нам даже не надо выдумывать никакой «русской идеи», она здесь, с нами, вокруг нас, русская идеяэто и есть Россия, это и есть мы. Проблема начинается, когда в слово «идея» вкладывают смысл «миссия», мол, Россия «должна» нечто сделатьдля мира и человечества, например, нести Свет Православия, освободить Константинополь, защитить всех славян, построить коммунизм во всем мире и т.д. Но сама этимология слова «идея» не предполагает обязательную экстернизацию, экспансию ее сил вовне. Идея созерцается, она есть внутреннее смысловое ядро, личность, скрытое начало, дающее жизнь и смысл явлению. Идея не миссия, но то прекрасное, что скрыто в явлении и предмете, его божественное и вечное, и, одновременно, то, что видимо «всем», являемое, осязаемое, «сподручное» – в античном смысле этого слова.

Поэтому Россияэто и есть идея России. Идея Россииэто любовь к России и знание ее истории, культуры, географии, людей, ее населяющих. Тот, кто любит другую страну и принимает ценности, повестки, Матрицы других народов, особенно враждебных России, отвергает Русскую идею.

Борис Межуев, в статье «Русская Истина на выходе из Матрицы» пишет: «нам следуетуйти из Матрицы”, но весь вопроскуда из нее мы выйдем, будем ли готовы принятьпустыню реального”»? Но разве реальностьпустыня? Россия бесконечно богата. Возвращение к самим себе и познание самих себя, к чему уже 100 лет назад призвал Николай Трубецкой в книге «Европа и человечество», даст нам трезвенное понимание себя в мире, необходимую самодостаточность (в первую очередь психологическую), самоуважение, уверенность в своих силах. Избавит нас от хождения по кругу: очарование Европойдипломатические интриги европейских дипломатовочередная война, как правило, руками европейских сателлитовразочарованиепопытки евразийского поворота и т.д. Весь вопрос в том, что Россия ни разу не осуществляла подлинного евразийского поворота (у евразийцев – «Исход к Востоку»). Все попытки такого рода в основном были дымовой завесой, скрывающей главное намерение: вернуть расположение Запада, который, мол, испугается, выразит озабоченность и захочет снова дружить с Россией, дабы та не досталась Востоку. Впрочем, для Европы и США Россия и есть Восток, достаточно посмотреть на соответствующие западные карты и атласы, на которых Россия обозначена, вместе с Китаем, принадлежащей миру Азии.

Нам необходим подлинный евразийский разворот, который возможен только если мы сначала вернемся сами к себе, к России, к ее культуре, этнопсихологии, истории.

События 24.02.2022. выявили главную проблему современной Россииее раздробленность, нецельность, антагонизм центра и окраин, Москвы и малых городов, мегаполисов и сел. В попытках построить миниЕвропу у себя дома, или даже миниАмерику (вспомним лужковский комплекс МоскваСити) властители дум и архитекторы пространств мысленных и осязаемых раздули мегаполисы, в которых возросло капризное, урбанистическое, космополитическое население, высокомерно рассуждающее «есть ли жизнь за МКАДОМ». Извечная проблема послепетровской России, в которой Татьяна Ларина пишет письмо Онегину на французском, поскольку ее русский сильно хромает, в наши дни может обернуться катастрофой. Так называемые русские либералы, молодые космополиты, для которых европейские «ценности» составляют фундамент нравственного и личного самоопределения, ментально принадлежат западному миру, преданы западной Повестке и западной Матрице. Это значит, что Россия для них чужая, они имели несчастье «в ней родиться». Это подлинная трагедия России. Развернуть эти поколения к Русской Идее, к России и ее ценностям будет очень непросто. Переубедить их будет также сложно, как и любого другого европейца, уверенного в том, что русский варвар должен быть наказан, Россия расчленена, а ее богатства разделены между «цивилизованными» народами.

По причине того, что последние 30 лет в России все СМИ, включая государственные, образовательные и культурные программы и другие информационные каналы транслировали западную Повестку, Русская Идея стала в информационном пространстве маргинальным явлением. Иран, Индия, Китай не знают этого болезненного раскола в обществе, они социально монолитны и патриотичны. Для преодоления раскола надо максимально остро обозначить границы Западной Матрицы и Русской Идеи, разоблачить ложь первой и объяснить самим себе ценность и красоту второй. И делать это постоянно, настойчиво, регулярно. Привлечь к дискуссии соответствующих людей, пересмотреть информационную политику в государстве. Поскольку битва наша есть сражение духовное, битва умов, противостояние Матрицы и Русской Идеи. Перваямаксимально ирреальна, втораямаксимально бытийна.

Запад в наши дни медленно, но верно теряет гегемонию, мир становится многополярным. В последней агонии Запад наиболее агрессивен и токсичен, именно сейчас он может нанести самый болезненный удар по нашей многострадальной стране. Россия никогда не воевала с Китаем, Индией, Египтом, Ираком, Израилем и другими странами Ближнего и Среднего Востока. Войны с Турцией большей частью были инспирированы Англией, война с Японией в 1904-1905 гг. – прямое следствие «успехов» западной дипломатии. Во времена Гражданской войны Запад спонсировал Белую армию, поставляя вооружение и все необходимое для ведения боевых действий. Гибель сотен тысяч русских было следствием этих поставок.

То же самое происходит и в наши дни на Украине. Так было и в XIX веке на Кавказе и в Крыму. Об интервенции западных сил в Россию во времена Гражданской войны говорить не приходитсяэто была попытка расчленить и поделить страну. Именно это стало одним из причин успехов Красной Армии, в которой народы России увидели подлинных освободителей от ига западных народов. Интервенция стала одной из главных причин фобий и шпиономании советского руководства в 1920-х и 1930-х годах.

Китайцам было достаточно одного урока от Запада во времена интервенции и опиумных войн, Россия парадоксальным образом не видит очевидное. Если Турцию Россия интуитивно ощущает как своего геополитического противника, то Европу, с которой только в XX веке мы вели две самые кровопролитные в истории человечества войны, мы опять готовы любить до полного самозабвения. Но кровь не водица. Еще одного урока Россия просто не выдержит.

Пора нам, наконец, проснуться от бесконечного упоения Западом. Пора принять реальность такой, какая она есть. Реальность проста и понятна: западная цивилизация прекрасна, но, вопервых, она стремительно уходит в прошлое под давлением Повестки (или, если угодно, Матрицы), порожденной ею же, а вовторых, она прекрасна в себе и для себя, а от попыток русских «похитить Европу» она будет защищаться всеми мерами и силами. Больше всего Европу пугает стремление России стать репликой Европы, клясться ей в верности, мимикрировать под Европу, быть ее кошмарной копией. Украина, которая карикатурно и чудовищно стремится «быть Европой», являет все нюансы европопохитительной установки. Европе психологически легче иметь дело с оригинальной, сильной, интересной Россией, четко осознающей свои границы. Россия как цивилизация (к примеру, Арнольд Тойнби утверждает, что Россия есть цивилизация) не менее прекрасна, но просто она другая. С другими именами, фактами, лицами. И надо научиться ее видеть, ценить, понимать и любить. Другой России у Бога для нас нет.

Н.Я. Данилевский ошибся в том, что культурноисторические типы похожи на биологические организмы с фазами рождениерасцветумирание. Ошибся, вслед за ним и Лев Гумилев, который высчитал якобы точное время жизни каждой цивилизации. На деле цивилизации оказались не биологическими, но структурноэнергетическими организмами. Дремавший Восток, восприняв новые идеи, вдруг пробуждается в новый виток развития, пятитысячелетний Китай, вопреки прогнозам Гумилева и Данилевского, снова молод и полон сил, готов отстаивать свою цивилизацию и даже побороться за мировую гегемонию. Древнейшее государство мира, Индия, стремительно опережает Европу по уровню цифровых технологий и многих других цивилизационных показателей.

Наша проблема не в том, что нам уже 1000 лет, и мы, мол, клонимся к упадку. Проблема России в том, что мы слишком молоды и едва выходим из детского очарования или разочарования в Европе, медленно, с огромным трудом избавляясь от психоза слияния с западным миром. России необходимо стремительно повзрослеть, если она хочет выжить в этом непростом мире. Принять свою, Русскую Идею, которую, повторю еще раз важную мысль, не нужно выдумывать, нужно просто жить в соответствии с ней. Тогда есть шанс на выход из Матрицы, на преодоление настоящего кризиса, который есть крушение парадигмы однополярного порядка и рождение многополярного, а значит, у мира есть шансы стать более красочным, свободным и подлинным.

Автор: Ксения Ермишина

Историк русской философии, научный сотрудник Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына

Добавить комментарий