Рубрики
Блоги

После красной таблетки

Станет ли ответом «закрывшемуся» от России Западу отечественный проект Консервативного Просвещения, построенный вокруг открывшейся в новых условиях Русской Истины, – зависит от способности российского интеллектуального класса его генерировать и убедительно предложить достаточно давно существующему в «деидеологизированном» состоянии обществу.

У известного своей особой мрачной проницательностью русского мыслителя Василия Розанова есть знаменитая фраза про возможный и предполагаемый конец русской истории: “С лязгом, скрипом, визгом опускается над Русскою Историею железный занавес. – Представление окончилось. Публика встала. – Пора одевать шубы и возвращаться домой. Оглянулись. Но ни шуб, ни домов не оказалось“.

Уход из некоторой социальной и ментальной матрицы, о котором пишет Василий Бровко в своей нашумевшей статье – всегда революция (насколько бескровная, остается вопросом) и подрыв культурной гегемонии тех, кто ранее мог диктовать политическую, идеологическую и культурную повестку всему миру. Не обрушение муляжей, как в конце пьесы Владимира Набокова «Приглашение на казнь», но фундаментальное и глубокое изменение внутренней и окружающей реальности, трансформационный процесс, который затронет в разной степени все ключевые социальные страты. Россия приняла красную таблетку, вышла из Матрицы, но в «пустыне реального» она пока не освоилась.

После произошедших после 24.02.2022 масштабных и кризисных событий произошло фактическое крушение всей выстраивавшейся в течение трех последних десятилетий системы отношений с Западом Россия снова осталась наедине с собой. С набором вопросом, на которые пока никто не дал ясный ответ.

Отсутствие реальных перспектив интеграции России как целостного субъекта в систему Запада осознавалось ясно примерно начиная с 2007 г. (если не раньше), однако политическая инерция, а также ориентация части элит и ряда социальных групп на «западный вектор» развития как ключевой оставляли ситуацию в «вялотекущем состоянии» – при этом малоперспективность подобной стратегии осознавалась достаточно давно, поскольку снижение эффективности «торгов» с элитами Запада о взаимоотношениях и «правилах игры» становилась все более явной (причем одновременно имели место как «дефицит предложения», так и снижение спроса у предполагаемого рецепиента культурной гегемонии).

Занавес действительно опустился, но проходит он по внешним рубежам нашей страны (по крайней мере, на западном направлениихотя единство среди организаторов этого занавеса является весьма условным) – культура «исключения», укорененная в западном сообществе с самого основания общества Модерна (согласно Мишелю Фуко), реализовалась сегодня в полной мере. Благосостояние россиян и его атрибуты, целый ряд ранее связываемых с относительной открытостью нам Запада возможностей пострадалино на данный момент не фатально, хотя кризисные процессы продолжают развиваться.

Так или иначе, произошел разворот на 180 градусов по отношению к той повестке, которая была заявлена победителями августа 1991 года и вскоре после этого ставшая безальтернативной (безоговорочнона десятилетие, с известными оговоркамивплоть до весны текущего года).

Произошедший тогда разворот в политике страны, как и сегодня, не сразу был осознан обществом. Шокирующие события постепенно овладевали массовым сознаниемно ряд шоковых потрясений конца 1991 и первой половины 1992 года достаточно скоро убедил общество в том, что изменения серьезны и необратимы, и обратного разворота не будет (глубокий политический кризис осени 1993 года и президентские выборы 1996 г. лишь подтвердили данное обстоятельство).

При наличии целого ряда сходных черт у разворотов 1992 и 2022 гг., сегодняшняя российская ситуация все же выглядит качественно иначе.

В конце 1991 года была надежда на то, что, несмотря на многочисленные кризисы, доставшиеся по наследству от распавшегося Советского Союза, Россия, освободившаяся от наследия коммунизма, способна сформулировать и реализовать самостоятельный проект развития, выбирая из широкого спектра вариантов.

Даже признанный мэтр отечественного националконсерватизма, покойный Игорь Шафаревич в своей программной статье «Россия наедине с собой» (Наш современник, 1992, № 1), наряду с горьким сожалением о распаде единого союзного государства, выразил надежду на скорую формулировку «русского ответа» в связи с произошедшим освобождением «Русской идеи» от бремени коммунистического наследияпоскольку развилка 1991-1992 гг. оставляла возможности как для политического, так и для идеологического творчества. Однако взятая тогда на вооружение стратегия форсированной утилизации «советского наследия» (вместо эволюционных реформ) и распространившиеся тогда повсеместно социалдарвинистские практики подорвали тогда основу как консервативных, так и либеральных вкупе с социалдемократическими моделей развития, а равно снизили общественную популярность связываемых с ними политикоидеологических проектов.

Сегодня Россия пока остается верна реалиям деполитизированного и деидеологизированного общества. Изобилия проектов будущего (равно как споров вокруг них) сегодня явно не наблюдаетсяэто изобилие предстоит еще создать в ответ на вызовы постоянно усложняющейся и постоянно изменяющейся реальности.

В последующее время были реализованы несколько проектов, показавшие свой ограниченный потенциал. Неотрефлектированный до конца евразийский проект, сравнительно слабо проявляющее себя условное «славянофильство», так и не выросшая в последовательный и системный проект российская социалдемократия, как и различные «промежуточные» идеологические варианты, также не имеющие массовой базы поддержкитому свидетельство.

Обобщенно, что мы имеем на сегодня:

Вопервых, очевидный дефицит укорененной в общественном сознании идеологии,

Вовторых, отсутствие продуманной долгосрочной стратегии социальноэкономического развития, которая бы адекватно отвечала бе реалиям текущего момента,

Втретьих, отсутствие ясного образа будущего, который бы примирил сторонников различных российских идеологем и стратегий.

Вчетвертых, от модернизации как комплексной стратегии мы отказались ранее.

Впятых, от партнерства с Западом как источника инноваций мы сегодня отошлине изучив должным образом альтернативные Западу источники инновационных приобретений.

Станет ли ответом «закрывшемуся» от России Западу отечественный проект Консервативного Просвещения, построенный вокруг открывшейся в новых условиях Русской Истины, – зависит от способности российского интеллектуального класса его генерировать и убедительно предложить достаточно давно существующему в «деидеологизированном» состоянии обществу? Насколько социальный и культурный капитал России адекватен задаче полноценной реализации подобного проектатакже остается пока вопросом.

Таким образом, Русская Идея на фоне предполагаемого «Заката Запада» еще должна быть ясно сформулирована, отрефлектирована и укоренена в массовом сознании россиян, для чего потребуется длительная и качественная работа.

Структура общества и элиты, и многочисленные укоренившиеся социальные практики не способствует переходу к мобилизационному варианту развития, который бы позволил устоять под нарастающим внешним давлением и попытаться создать собственные источники обновления во всех сферах.

Перспективы консервативной демократиисегодня, увы, не просматриваются, ибо не совсем понятно, что именно консервировать, и на какой вариант консервативных ценностей существует «спрос» в массовом сознании россиян.

Масштаб вызовов при этом сегодня таков, что закрыться в себе «острову Россия», очевидно, не удастсяпри этом наш ответный мессидж миру, который сегодня разделился и продолжает разделяться, все еще не сформулирован. Вместе с тем мир уже явно находится в ожидании того, что может предложить ему Россия.

Надежда на то, что ответ на стоящие сегодня перед Россией вопросы будет дан экзистенциальный ответ, который придет неожиданнов принципе, остается, однако уповать на это было бы чрезмерно самонадеянно.

Вызов «нарастающей сложности», между тем, становится все более актуальным, и делать ставку на гениальную ситуационную импровизацию все же не вполне разумно.

Автор: Сергей Бирюков

Доктор политических наук, профессор, профессор Кемеровского государственного университета (Кемерово), директор лаборатории «Центр изучения евразийского пространства» (СИУ-РАНХиГС, г. Новосибирск)

Добавить комментарий