Итак, свершилось. Впервые за 26 лет действия российской Конституции грядет ее существенная реформа. Об этом заявил Президент в Послании Федеральному Собранию, предложив внести в действующую Конституцию серьезные поправки, не затрагивая при этом ее фундаментальных основ.

Напомню, что к таковым основам относятся конституционные нормы, содержащиеся в главе 1 «Основы конституционного строя» (статьи 1-16) и главе 2 «Права и свободы человека и гражданина».  Вносить поправки в данные главы запрещено положениями еще одной «неприкосновенной» главы 9 Конституции, согласно которым их изменение возможно только путем разработки и принятия новой Конституции, а это очень длительная и сложная процедура, включающая созыв специального органа — Конституционного Собрания и проведение всенародного референдума.

Владимир Путин в Послании подчеркнул, что считает принципиальным не принимать новую Конституцию, но ограничиться внесением поправок в действующую Конституцию 1993 года, потенциал которой, по мнению Президента, далеко не исчерпан.

Внесение поправок возможно только в главы 3-8 Конституции, которые содержат нормы о федеративном устройстве государства, федеральных органах власти (Президент, парламент, правительство, суды) и местном самоуправлении.

Так предложенное Президентом изменение Конституции в сторону создания «ответственного правительства», наделение Госдумы правом утверждать Председателя Правительства, вице-премьеров и федеральных министров можно беспрепятственно осуществить путем внесения соответствующих поправок в главы 4-6 Конституции.

То же относится и к инициативам по корректировке конституционной нормы о «двух сроках подряд», о дополнительных требованиях к кандидатам на пост Президента, взаимодействии Президента и Правительства, расширении полномочий Конституционного суда и некоторым другим. Все эти изменения можно внести путем принятия парламентом закона о поправках к Конституции.

Однако ряд озвученных Президентом предложений по реформированию Конституции в той или иной мере затрагивает содержание её первых двух «фундаментальных» глав.

Прежде всего, это озвученное первым предложение Владимира Путина по изменениям, которые должны прямо гарантировать приоритет Конституции России над требованиями международных договоров и решениями международных органов.

Внести такие изменения без корректировки части 4 статьи 15 Конституции РФ, содержащейся в главе 1 «Основы конституционного строя», будет проблематично.

Данная статья Конституции давно является предметом жарких дискуссий. Конституционный Суд РФ на протяжении ряда лет последовательно отстаивал позицию, что эта статья может толковаться таким образом, что международные нормы имеют приоритет лишь над российскими законами, но не над Конституцией, имеющей высшую юридическую силу. Но эта позиция также последовательно подвергается критике со стороны правоведов из либерального «лагеря», считающих приоритет международных норм безусловным.

Окончательно решить спор могло бы уточнение этой нормы в самой Конституции. Что и предложил сделать Президент в своем Послании.

Но вот будет ли корректно с правовой точки зрения уточнять эту норму в других главах Конституции (например, в статье 7 вместе с закреплением новых полномочий Конституционного Суда), а не в главе 1?

Ведь, согласно статье 16 Конституции, «другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации», то есть положениям первой главы.

В этом видится серьезная проблема на пути реализации важнейшей конституционной инициативы Президента.

Также представляется проблематичным реализовать путем поправок и социальные инициативы Президента по закреплению в Конституции минимального размера оплаты труда не ниже прожиточного минимума и требование обязательной индексации пенсий. В части МРОТ это требует уточнения нормы ч. 2 статьи 7 Конституции, а это снова первая глава! Кроме того, все социальные права и гарантии закреплены в главе 2, в которую также запрещено вносить поправки. Закрепление части социальных гарантий в других главах Конституции, помимо второй, будет некорректно, так как нарушит внутреннюю структуру Основного закона.

Еще одно предложение Владимира Путина по созданию «единой системы публичной власти» также невозможно в полной мере реализовать, не затрагивая статью 12 Конституции, закрепившую, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Наконец, инициатива о конституционном закреплении статуса и полномочий Госсовета. Исчерпывающий перечень всех органов государственной власти содержится в статье 11 Конституции. Добавить в него новый орган без полного пересмотра Конституции невозможно. А если не наделить Госсовет хоть какими-то государственно-властными полномочиями, то закреплять его статус в Конституции вообще не имеет никакого смысла.

В общем, вопросов возникает много.

Президент в Послании подчеркнул, что его предложения не ограничивают круг дискуссий вокруг возможных поправок в Конституции, и необходимо широкое публичное обсуждение.

Возможно, в ходе такого обсуждения выяснится, что одними поправками в Конституцию не обойтись… Тогда слова Президента о необходимости проведения голосования граждан смогут обрести другой смысл, и такое голосование станет полноценным референдумом по принятию новой российской Конституции.

______

Наш проект осуществляется на общественных началах. Будем благодарны за помощь проекту:

Номер банковской карты – 4817760155791159 (Сбербанк)

Реквизиты банковской карты:

— счет 40817810540012455516

— БИК 044525225

Счет для перевода по системе Paypal — russkayaidea@gmail.com

Яндекс-кошелек — 410015350990956

Юрист, публицист

Похожие материалы

Вместо решения вопроса о критерии, облике и социальной базе русской/российской нации русские...

Решение суда по делу Серебренникова – очень хорошее для тех, кто оказался на свободе. И тревожное...

Разве вы ещё не заметили, какая тонкая грань отделяет нашу раскормленную комфортом цивилизацию от...