Рубрики
Блоги Прогнозы

Поколение непуганых ядерной войной

«Край непуганых идиотов» Ильи Ильфа, «Страна непуганых идиотов» героя Абдулова из фильма «Гений», – все это идиомы вполне устойчивые, в общественном сознании укорененные, но не мешающие новым непуганым идиотам наступать на старые грабли. Вот только грабли эти теперь ядерные. Но им все равно. Они к этим граблям привыкли, они их не боятся, они готовы к тому, что эти грабли поднимутся – и дадут им в лоб. Более того, многие даже хотят этого.

Я из того старого поколения «пуганых». Мы боялись ядерной войны. Нам, первоклашкам,  рассказывали, что в случае прямого попадания ядерной бомбы в бомбоубежище, в живых не останется никого – ни вас, ни мамы, ни папы, ни маленького братика-сестрички, нас заставляли дышать в противогазах и ненавидеть Америку – за то, что они хотят всех нас, советских школьников, инженеров, учителей и врачей, убить. И мы, и американцы (мы же видели их фильмы («На следующий день» («The Day After») (1983), «На последнем берегу» («On the Beach»)(2000) пока что осознавали, что ядерная война – это все, это конец всему.

Сейчас почему-то бытует мнение, что после ядерной войны человечество выживет. Да, жизнь качественно изменится, человечество мутирует, но останется существовать на планете. Между тем, эта ошибочная точка зрения возникла сравнительно недавно. И существует множество научных работ, четко доказывающих, – не выживет никто. Люди перестанут быть, станут ничем. И даже тараканы вымрут – потому что, хотя они и менее восприимчивы к радиоактивному заражению, чем человек, но тот уровень радиации, что воцарится на Земле после глобального ядерного конфликта, их все же убьет.

Еще в 70-х годах прошлого века, после Карибского кризиса, и американцы и русские были уверены, что ядерная катастрофа уничтожит мир. Миллионы испепелит взрывом, остальных добьет лучевая болезнь и последствия ядерной зимы.

Наверное, всему виной фантасты, сделавшие очень популярным жанр «постъядера». Возвращающийся после ядерной войны в прошлое Терминатор, которого отправили люди, живущие в постапокалипсическом мире герои – кудесник Кэмерон и Голливуд во многом приложили руку к появлению мифа: ядерная война – это не только не конец, но и начало нового мира. Но в реальности этого мира не будет. Потому что неизбежно умрут все до одного. И тараканы тоже.  

Психологи подсчитали, что должно пройти 37 мирных лет, чтобы у человека нового поколения полностью исчез страх перед войной. А это означает возможность начала новой войны, куда более разрушительной, чем старая, ведь человечество неизбежно совершенствуется в искусстве убивать себе подобных.

По мере того, как после Великой Отечественной войны уходили ветераны, страх и скорбь постепенно сменялись гордостью за победу, а потом заняли место победным реляциям. Многие ветераны относились к этим «ура, ура» с ужасом. Я это застал. И выключали фильмы о войне по телевизору: «Там сплошная ложь». Так бывает всегда. Человек устроен так, что  не помнит прошлое. Затем перешли к призывам снизу развязать новую войну. Именно – снизу. Призывы к войне – удел маргиналов.  

Увы, когда массы охватывает общая истерия, правителям ничего не остается, как только идти им навстречу, если они не хотят, чтобы их не выбросили на свалку истории, как в свое время умеренного рейхсканцлера Генриха Брюнинга, который едва не вывел Германию из «веймарского тупика» за год до воцарения воинственного мистика Адольфа Гитлера.

Для многих до сих пор секрет, что гонка вооружений возобновилась. Страны снова наращивают ядерный потенциал, надеясь с наступлением Судного дня оказаться и быстрее и мощнее противника. Но опять же, победителей не будет. Америка вообще настолько привыкла бряцать ядерным и прочим оружием, что это уже даже и не считается дурным тоном. Давайте не будем забывать, кто в свое время устроил маленький Апокалипсис Японии, когда в нем не было никакого толка – страна уже была разгромлена, но нужно было напугать Сталина взрывами невиданной силы.

Холодная война, грозящая перерасти в горячий ядерный конфликт, с подачи США давным-давно шествует по нашей маленькой, пока еще голубой, планетке.

Еще в январе 2002 года газета “Вашингтон пост” опубликовала материал о возможном возобновлении на полигоне в штате Невада в США испытаний ядерного оружия. Министр обороны США Дональд Рамсфельд подтвердил, что в Конгресс передан доклад Пентагона о пересмотре национальной ядерной политики. Специалисты Минатома России отмечали тогда, что США начинают подготовку к созданию новых типов ядерного оружия и готовились к ответным шагам. Собственно, эти шаги и были сделаны. Испытания в США начались. Мы же все время медлили.

Есть еще один интересный факт. В Соединенных Штатах есть решение Конгресса, запрещающее лабораториям (Ливерморской лаборатории, лаборатории в Олкридже) заниматься модернизацией ядерных вооружений. На это требуется специальное разрешение Конгресса. А у нас – такого решения Думы нет. Поэтому в 2012 году Россия возобновила подкритичные испытания ядерного оружия (с запозданием в целых 10 лет), заявив, что ее ядерный «щит» устарел. По мнению России, такие эксперименты не идут вразрез с Договором о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и позволяют оценить боеспособность ядерного оружия в рамках программы продления сроков его эксплуатации. У США совсем другая позиция по данному вопросу.

Более того, в американской прессе регулярно появляются статьи о новом и новом ядерном вооружении России. В частности, на днях, рассказывалось о «беспилотной» подводной лодке, несущей двенадцать ядерных бомб, способных уничтожить любой прибрежный город США. Россия не отстает, публикуя аналогичные «страшилки» о «холодных» ядерных бомбах в Америке. Вот только обывателя эти ужасы больше не пугают. Обыватель уже не тот, что 37 (психологический барьер) и более лет назад. Ядерная война ему представляется чем-то вполне нормальным. За ядерной войной последует мирная жизнь, полагает человек нового времени, может быть, она будет чем-то даже лучше нынешней…

Люди, пожалейте тараканов, мне кажется, что они-то точно ни в чем не виноваты! 

Автор: Андрей Егоров

Публицист, писатель, политобозреватель, журналист, специалист по зарубежной литературе и русской истории, блогер.