Рубрики
Блоги Размышления

Поколение без героев

К юбилею Шолохова переснимут «Тихий дон». Натужно пересняли «Кавказскую пленницу». Столь же натужно пытаются переснять «А зори  здесь тихие». Объясняют это авторы и продюсеры, как правило, желанием адаптировать советскую киноклассику к вкусам отечественного зрителя и «новым прочтением материала».

Если это так, то, поздравляю, у нас проблема. Вырастет еще одно поколение, лишенное своих героев. И чем это может аукнуться в недалеком будущем, думаю, даже боги не ведают. А, если ведают, то молчат. Поскольку тошно.

Проблема, на мой взгляд, тут вот в чем. Во-первых, пытаться адаптировать советскую киноклассику, особенно такого душевного накала, как «А зори здесь тихие» и «Тихий дон» ко вкусу современного массового зрителя – это чистой воды вредительство, надругательство над наследием Империи и национал-предательство.

Нет, я не шучу. Вкус современного зрителя на протяжении уже 20 с лишним лет формируется примитивнейшими американскими блокбастерами, зачастую, кстати, откровенно антирусскими, а также отечественной чернухой и дешевыми (и тоже чернушными) отечественными сериалами. Которые, как ни смешно, по большей части – кальки американских.

Адаптировать «Тихий Дон» вот к ЭТОМУ уровню кинорынка? Если для освоения бюджета, вопросов нет. В любом другом случае смысл сего действа от меня ускользает.

Но это проблема так сказать, локальная, узкопрофессиональная, хотя ее последствия затрагивают практически все общество. Можно было бы закрыть глаза на все это непотребство, если бы не одно «но».

У нас фактически не снимается (не пишется, не сочиняется музыка) о современных героях.

Ну и что, говорите? Русская история богата героями, бери, да перекладывай  героические сказки в мультики, былины в подростковые боевики, а исторические романы в блокбастеры. Как это делалось в СССР, кстати – вспомним ту же «Россию молодую».

Увы, этого совершенно недостаточно, поскольку есть такая особенность у человека – ему нужны образцы для подражания в своем окружении, в своем поколении. Тогда он чувствует свою полноценность. Он ощущает свою принадлежность к достойному социуму, быть членом которого не стыдно.

В Советском Союзе до определенного момента все это прекрасно понимали. Вспомните, сколько фильмов снято о героях целины, трудовых подвигах периода индустриализации, не говоря уже о героях Гражданской и Великой Отечественной.

Люди наглядно видели, с кем себя можно ассоциировать. Герои были среди них и тянули за собой массу.

Одной из огромных ошибок советской пропаганды было как раз то, что в какой-то момент образы героев сместились в прошлое или будущее. Кто был последним героем СССР? Таким, чтобы без страха и упрека?

Пожалуй, Юрий Гагарин.

А дальше начались поколения без героев. Поколения, с удовольствием, с каким-то сладострастным наслаждением бухнувшиеся в чернушное дерьмо перестроечной чернухи. Поколения людей, которым становилось неудобно и как-то стыдно-неловко от слов «героизм», «честный труженик», «русский человек».

Эти поколения не нам судить. Я вот сам из такого поколения. Я хорошо помню это ощущение карлика, у которого из-под ног вышибли плечи великана.

Сегодня, на мой взгляд, повторяется, точнее, продолжается все та же ошибка. Людям нового поколения в качестве образцов предлагаются герои былых времен. И не просто другого времени – другой страны, другого социального строя. Это совершенно другие модели поведения, подчас открыто противоречащие современным установкам общества.

А где герои наших дней? Возникает неудобный вопрос – раз их нет, значит, гордиться нам нечем. Что, совсем-совсем нечем за последние лет так сорок?

Весьма печальный вывод.

И есть еще один небольшой такой момент. Я не просто так упомянул о том, что многие поведенческие модели героев советского периода зачастую прямо противоречат установкам современного общества.

Ну вот и давайте прикинем, что может получиться, если современная молодежь, лишенная героев в своем времени, воспримет убеждения и принципы, скажем, главного героя «А зори здесь тихие»?

Лично я-то не против.

А вы?

Автор: Максим Макаренков

Журналист, писатель