Рубрики
Блоги

Почему Мольера не пускают в Пантеон

Министры обеих стран стыдливо извиняются за необходимость чествовать Пикассо за то, что он был брутальным цисгендерным мужиком, да ещё и “бабником”, ко всему прочему,- «недостаточно уважал женщин» и совершенно этого не стыдился – бросал одних, заводил других, ничуть не раскаиваясь и ни о чём не жалея. Как Пикассо относился к трансгендерам и прочим пострадавшим от неправильно выданного при рождении пола, страшно подумать и лучше не поминать.

«Великим людям — благодарное Отечество» – это надпись на фризе парижского Пантеона.

«Мольер – человек Старого Режима, поддерживавший власть Старого Режима и Людовика XIV», – это вердикт благодарного отечества, досконально чётко выраженный на рупоре прaвящей политкорректности – телеканале «BFM TV», неким “специалистом по литературе XVII века”, обьяснившим, почему прах Мольера не следует допускать к вечной памяти Пантеона.

Пантеон прославляет Республикy, a Мольер – известный, убеждённый, так и не раскаявшийся роялист. В наше просвещённое время, это, можно сказать, верх крамольности. Хуже только Путин, антиваксы и Северная Корея. Поэтому Мольеру не место в Пантеоне. Эммануэль Макрон не может отступить от незыблемого правила, несмотря на некоторые исключения, в своё время поддержанные Национальной Ассамблеей, допустившей в национальную усыпальницу Вольтерa, Декартa и Руссо. Для Мольера исключения не предвидится. Прах Мольера “новый мир” и его “порядок” намерены решительно oтряхнуть со своих широких и плоских стоп.

С прахом Мольеру вообще не везло изначально. Официальную его могилу вы можете найти на знаменитом кладбище Пер-Лашез. Ho кладбище Пер-Лашез было основано в 1804 году, а Мольер умер в 1673. На самом деле, самим своим прахом Мольер начал раздражать некую часть благопристойного общества, буквально со дня собственной смерти.

Рухнул он, как известно, прямо на сцене, был перенесён в свои аппартаменты и, согласно сохранившимся свидетельствам, попросил позвать священника. A поскольку в те мрачные времена актёры автоматически считались отлучёнными от церкви, если только они публично не отрекутся от своей позорной профессии, заранее, письменно, или, хотя бы, на смертном одре, внятно и чётко, – сразу два священника отказались совершать последние обряды над «комедиантом», а третий прибыл слишком поздно.

Поэтому о традиционном религиозном захоронении не могло быть и речи. Выход нашёл сердобольный кюре церкви Святого Евстафия и Мольера похоронили ночью, без обрядов и церемоний, на кладбище Св.Иосифа, согласно упоминанию в архивах, “недалеко от центрального креста”, под абсолютно анонимной могильной плитой. Только в кладбищенских книгах сохранилась запись о погребении «Жана-Батиста Поклена, драпировщика». Именно под такой официальной должностью он числился при дворце.

И только в 1816 году, после целого ряда невнятных перезахоронений, останки (вроде бы) Мольера перенесут на кладбище Пер-Лашез, вместе с другой национальной гордостью французов – Жаном де Лафонтеном и перезахоронят обоих, бок о бок, вместе с до сих пор не умирающим сомнением, кто есть кто.

В самом деле, некоторые источники утверждают, что после первого ночного погребения, вдали от поклонников и свидетелей, могилу Мольера перенесли от “центрального креста” подальше, на менее престижный участок кладбища, предназанченный мертворождённым и самоубийцам. А после закрытия кладбища, в 1796, останки всех погребённых были перевезены в катакомбы. Иными словами, версия о том, что могила на кладбище Пер-Лашез, под именем Мольера, хранит чисто символические анонимные останки, не опровергнута по сей день.

Но дело, конечно же, не в могиле и не в останках, а, как всегда, в символике и её бесконечных неопрятных интерпретациях.

Предложение о “допуске” Мольера в Пантеон остаётся на рассмотрении действующего правительства, с февраля 2021 г., то есть, с 400-й годовщины со дня рождения этого национального достояния Франции. Действующее правительство, однако, весьма неохотно отвечает на постоянные напоминания о подобном чествовании, ссылаясь на возможные “столкновения мнений” и “возникновение источников беспокойств в различных идеологических группировках”.

Иными словами, на тот факт, что уровень практикуемой правительством идеологии изначально предполагает возможным безоговорочное исключение классика из прейскуранта национальных регалий, только на том основании, что он жил, мыслил и творил в эпоху ныне заклеймлённого роялизма. А потому, вполне заслуживает только тот самый отверженный кусок кладбищенской земли, который ему и выделили изначально, среди мертворождённых и самоубийц. Добавьте более солидные почести, уже предоставленные ему на кладбище Пер-Лашез. Ну, то есть, будя с него. И так, неплохо. Главное, достаточно.

Не перезахоранивать же его символические останки в золотом гробу, в национальной усыпальнице героев. Для этого он оказался недостаточно идеологически подкован: развлекал короля и не лез на баррикады.

А что Франция, для старого, ещё не до конца отвакцинированного «новым порядком» мира, это прежде всего Дидро, Гюго, Вольтер, Мольер, а также, Лувры, Версали и многочисленные Людовики, так это дело поправимое. При нынешнем уровне фейкизации событий и источников, это всего лишь вопрос времени и разумных правок в интернете, где на любую старуху можно найти такую проруху, которая разом обнулит репутацию и аннулирует регалии, всего за пару поколений.

Вы действительно думали, что тоталитарная политкорректность ограничится литературными правками “Унесённых ветром” или Роальда Даля, но не осмелится на правки исторические? Э-э, батеньки, они ещё и не начинали. Когда начнут, мало не покажется. На смертном одре отречёшься, одним махом, не только от короля. От отца и Сына, и Святого Духа отречёшься.

Вон, Репин и Айвазовский уже «украинские художники», Пушкин – «полуфранцуз», а Дега расписывал « украинских танцовщиц », пока “Лебединое озеро” намекало миру о “жемчужине украинского балета”, а вы ещё сомневаетесь?

Для тех, кто сомневается, поделюсь примером. В текущем 2023 году, в целом ряде европейских стран намечаются памятные торжества, в связи с 50-летием смерти Пабло Пикассо. Насыщенная культурная программа была обьявлена и представлена совместными усилиями министров культуры Франции и Испании, 12 сентября, в Центре искусств королевы Софии, перед знаменитой “Герникой”. А в торжественных речах обоих министров прозвучали удивительные (пока ещё) намёки и упрёки. Министры буквально извинялись за необходимость чествовать Пикассо и как вы думаете, почему?

«…Мы не можем не ценить и не продвигать творчество Пикассо, под предлогом того факта, что некоторые моменты его личной жизни нам не нравятся… что мы не одобряем некоторые сомнительные аспекты его поведения… Мы хотим представить Пикассо таким, каким он был, при этом не скрывая некоторых нюансов его личной жизни, которые, в свете сегодняшнего дня, кажутся не бесспорными… Несмотря на то что, его творчество, часто радикальное, говорит о политике, о демократии, об ангажированности… остаются некоторые вопросы… которые сегодня, в свете нашей эпохи, видятся, как неоднозначные… он был титан, гигант, последний из великих, но… некоторые аспекты его личной жизни… некоторые нюансы его поведения…»

Как вы думаете, о чём это всё? Пил, курил, буянил, хулиганил? Блейфовал, халтурил, не платил налоги? Это ерунда, по сравнению с достижениями воинствующего феминизма, “в свете нашей эпохи”, как и было указано. Министры обеих стран стыдливо извиняются за необходимость чествовать Пикассо, не за то, что он был курильщиком и матершинником (это хорошо), а за то, что он был (простите, но что делать…) брутальным цисгендерным мужиком, да ещё и “бабником”, ко всему прочему,- «недостаточно уважал женщин» и совершенно этого не стыдился – бросал одних, заводил других, ничуть не раскаиваясь и ни о чём не жалея.

Как Пикассо относился к трансгендерам и прочим пострадавшим от неправильно выданного при рождении пола, страшно подумать и лучше не поминать.

Всё равно, его творчество отныне рассматривается и оценивается в прямой связи с его грубыми цисгендерными наклонностями и никакая демократическая ангажированность, никакая антифашистская “Герника” более не поможет его ещё вчера бессменной репутации прогрессивного художника. Репутацию эту, с некоторых пор, следует обосновывать заново и доказывать, что он своей личной жизнью не обидел никого из нынешних прогрессивных, от мала до велика, от экологов, до транссексуалов. А он, как хорошо и беспробудно известно, любил баб и корриду. Так что, все будущие чествования под вопросом.

Здесь он даже Мольеру даст неприлично большое количество очков вперёд. И в Пантеон ему путь давно заказан.

Потому что обидеть эколога или недолюбить женщину “в свете нашей эпохи” – это вам не короля развлекать. Закопают и глазом не моргнут. Ночью. Без церемоний. Вместе с самоубийцами и мёртворождёнными. Камня на камне не останется.

Автор: Елена Кондратьева-Сальгеро

Добавить комментарий