Рубрики
Блоги Прогнозы

Отцы и дети – 2

Так уж повелось, что у каждой страны есть некий символ, некое олицетворение ее в глазах всех остальных народов. Ну, Россия, все знают – медведь, со всеми его плюсами и минусами. США – дядя Сэм. Злобный, как выяснилось, старикашка. Мне он показался похожим на дедушку из «Моих университетов» Максима Горького, помните: «Эх вы…»? Великобритания – лев. Шкура, правда, трачена молью, но еще рычит сквозь сон. Галльский петушок Франции, австралийский кенгуру, китайский дракон – и так далее.

Олицетворение Украины сегодня – это такой инфантильный подросток в стадии обострения пубертатности. Мрачная личность с палкой в руках и балаклавой на лице. Его бесполезно убеждать словами. Он слов не понимает. Он занят тем, что ищет виноватых в своих бедах. Причем виноватым может быть кто угодно, только не он сам.

Люди, находящиеся в подобном состоянии, отличаются полным отсутствием возможности критически воспринимать действительность. Они не внемлют голосу разума, их интересуют только собственные желания и возможности их реализации. Писатель Валентин Катаев в легендарном романе «Алмазный мой венец» сформулировал это как: «Вынь да положь!», звучащее из уст героя романа Королевича, прототипом которого стал Сергей Есенин. По свидетельствам современников, поэт имел весьма специфичный характер, и «Вынь да положь!» было одной из его важных составляющих: «Королевич ничего и слышать не хотел. У него  уже  выработался  характер капризной знаменитости: коли чего-нибудь захочется, то подавай  ему  сию  же минуту. Никаких препятствий его вольная душа не признавала. Вынь да положь!»

Примерно то же самое продемонстрировала всему миру год назад на Майдане Украина. Правда, никакой знаменитостью она не была – за двадцать три года своего «незалэжного» существования Украина не совершила никаких выдающих деяний – ни в сфере экономики, ни в сфере социальной политики, ни в сфере культуры. В основном так называемые элиты Украины занимались тем, что проедали и пропивали советское наследие, доставшееся им после развала СССР. Досталось Украине, надо сказать, немало – по своему промышленному, человеческому и интеллектуальному потенциалу в 1991 году это было государство, немногим уступающее РСФСР.

Впрочем, ныне это все уже «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой», о которых никто не помнит. Подростки вообще имеют плохую и весьма выборочную память. Они помнят только то, что им нравится. Нынешней Украине нравится помнить свой Майдан и «революцию гiдности». Тогда все хотели «кружевные трусики и в ЕС». Прошел год. В Европу Украину не то чтобы так и не позвали, а и вовсе не собираются звать. Отмена виз, евроинтеграция, крепкая национальная валюта, «европейская семья народов» – все это тоже осталось где-то на Майдане и растворилось в удушливом дыму покрышек. Страна по уши погрязла в хаосе, по дорогам ездят на бронетехнике группы вооруженных людей с разноцветными прапорами, гордо именующие себя «территориальными батальонами национальной гвардии». Это тоже характерно для инфантильных подростков – подмена понятий. Назовем бандита национальным гвардейцем – и сразу небо становится блакитнее, а пшеница в поле – жовтее. А то, что этот гвардеец под руководством американских инструкторов расстреливает из пушек и «Градов» женщин и детей – так это вообще подростку фиолетово, его кружевные трусики больше волнуют и возможность поскакать толпой с веселыми речёвками навроде: «Москаляку на гиляку!». Это именуется избирательным мышлением и характерно для психически неокрепшего организма.  

А еще характерна жестокость. Вспомним «Повелителя мух» Голдинга, вспомним «Чучело» Железникова. И посмотрим на «коридоры позора», которые устраивают в Львовском университете для тех педагогов, которые осмеливаются иметь иную точку зрения на происходящее в стране. Посмотрим на «люстрации», когда кучки каких-то типов с занавешенными лицами (Кого они боятся, кстати? Год уже как их власть!) с гыгыканьем запихивают чиновников в мусорные баки. Смешно? Хуже – противно. Занавешенных развели, как кроликов. Они, по сути – уличная гоп-компания все тех же подростков. В 80-е годы в некоторых городах Союза существовали так называемые «молодежные группировки», разделенные по районам и кварталам. Они бились между собой, носили одинаковую одежду и бравировали своей силой и свободой. На самом деле малолетних группировщиков использовал взрослый криминалитет для создание в городах обстановки «управляемого хаоса».

То же самое создается сейчас на постсоветском пространстве, и украинский «коллективный подросток» стал «первым учеником» в «школе международных гопников», открытой США некоторое время назад.  Грузинский его собрат, к слову, оказался поумнее. Да, вначале нарвался, получил фонарь под глаз но потом резко повзрослел, и Саакашвили, объявленный на родине в розыск, теперь подвизается все там же – в Киеве.

В Швеции (вот гримаса колористики – цвета флага те же, а какие разные судьбы у Швеции и Украины!) к подросткам относятся с большим пиететом. Их оберегают, холят и лелеют. Если у подростка развязаны шнурки, каждый взрослый считает своим долгом остановиться и завязать их – не дай Один чадо споткнется и упадет. Примерно тем же занималась Россия по отношении к Украине на протяжении последних двадцати с лишним лет. Льготные цены на сырье и целый ряд товаров, промышленная интеграция (порой себе в убыток, но – а как же иначе, свои же!), кредиты, открытая граница. В ответ – ни слова благодарности и марши ветеранов УПА. Почему? Потому что подростки не умеют благодарить и воспринимают все это как должное. Они вообще уверены, что весь мир им должен.

Свергнув и выгнав законно избранного президента, Украина в очередной раз продемонстрировала всему миру свою политическую и государственную незрелость. Кстати, если бы все пошло по цивилизованному пути, без Майданов, то неделю назад Янукович должен был покинуть свой пост сам. И были бы выборы, и на них украинцы могли бы избрать кого угодно – хоть Порошенко, хоть Яценюка, хоть женщину с косой, хоть Кличко, хоть самого извлеченного из вечно оскверняемой могилы Бандеру. И это было бы демократично и законно. Но – вы же помните! – пубертатный подросток не умеет ждать. «Вынь да положь!» И закусив печеньицем от госпожи Нуланд, обласканный Евросоюзом и США украинский коллективный подросток вышел бузить на майдан. Там его немножко поубивали из снайперской винтовки, вывезенной потом депутатом Верховной Рады Пашинским с помощью будущего охранника будущего министра МВД Авакова и при деятельном участии будущего Первого заместителя Верховной Рады Парубия, но подросток на такие мелочи внимания не обратил – он рыдал над телами «небесной сотни», ставил свечи и рвал на себе вышиванку. А потом отправился мстить. Нет, не Пашинскому, не Парубию и не Авакову. И даже не Нуланд. Мстить он отправился в Одессу и на Донбасс. Хотел в Крым, но из-за Перекопа на него страшно зарычал какой-то косматый зверь. А подросток – он такой… Иногда смелый и отважный, а обычно – трусливый до безобразия в штанах. В общем, с Крымом не срослось. И толпа группировщиков из ОПГ «Майдан» вломилась в Донбасс, как махновцы вламывались в уездные ревкомы.

В итоге более пятидесяти тысяч человек убито, больше сотни тысяч ранено, миллионы бежали «на кляту кацапчину», спасаясь – одни от ужасов войны, другие – от повесток на эту войну. Гривна подешевела в пять раз, экономика страны – в коллапсе.

Взрослый, ответственный человек в такой ситуации сделал бы надлежащие выводы и попытался все исправить. Но это – взрослый. А подросток, он… Он просто выплескивает свои эмоции и свою энергию. Помните в «Республике «ШКИД»»: «Как стадо диких животных, взметнулась вся школа. Сразу везде  погасло электричество, и началась дикая расправа. В темноте по залу метались ревущие толпы. Застигнутые врасплох, халдеи оказались окруженными. Их сразу же смяли.  Подставляли  ножки.  Швыряли  в  голову  книгами  и чернильницами, били кулаками и дергали во все стороны. Напрасны были старания зажечь свет. Кто-то вывинтил  пробки,  и  орда осатанелых шпаргоцев носилась по школе,  сокрушая  все  и  всех.  Стонала в темноте на кухне кухарка. Гремели котлы. Это наиболее  предприимчивые  и практичные ребята решили воспользоваться суматохой и грабили остатки обеда и ужина»? Ничего не напоминает?

А еще подросток очень любит искать виноватых в том, что он такой – прыщавый, сопливый, расхристанный, никчемный, глупый и злой. И виноваты в первую очередь те, кто оказался рядом – родители, родственники, знакомые, соседи. «Кляты москали», одним словом. В украинском сегменте интернета вовсю уже звучит: «Майдан был проектом ФСБ! Это Путин и Сурков стреляли в героев «небесной сотни»! Это Россия обрушила нашу гривну! Это кацапы посылают на Донбасс бронетанковую бурятскую милицию, чтобы порушить завоевания Майдана! И вообще – «Мы велики! Мы свободны! Мы достойны восхищения! Достойны восхищения, как ни один народ в джунглях! Мы все так говорим — значит, это правда!»». Впрочем, Киплинг немало знал о пубертатных подростках, взрослых людях и много другого, недаром же он написал:

Твой жребий – Бремя Белых!

Мир тяжелей войны:

Накорми голодных,

Мор выгони из страны;

И там же:

Твой жребий – Бремя Белых!

Его уронить не смей!

Не смей болтовней о свободе

Скрыть слабость своих плечей!

Вот как раз болтовня о свободе и заменила на сегодняшней Украине все – и созидательный труд, и веру, и надежду, и серьезный анализ произошедшего. «Мы велики! Мы свободны! Мы достойны восхищения! Украина понад усе!»

И тут возникает главный вопрос: а вот вы, дорогой читатель, доверили бы подросткам государственность в какой-либо стране? Посадили бы в кресла министров гопников и недорослей? Поручили бы недоучкам с чупа-чупсами во ртах руководить социальной сферой? Поставили бы во главе образования тех, кто рассказывает небылицы о «древних украх», выкопавших Черное море? Вручили бы культуру людям, не знающим, на каком языке писал Гоголь и Тарас Шевченко? Доверили бы оборону страны тем, чьи влажные мечты – дойти до Урала и «вернуть» Польшу?

…Вот и я бы не доверил. Пусть сначала подрастут, ума-разума наберутся, школы-институты закончат. И, отринув «болтовню о свободе», сдадут экзамен на взрослость. А взрослым можно многое – и кружевные трусики, и ЕС. Но – только после того, когда накормлены дети и старики, починена крыша, а в доме есть и свет, и газ, и горячая вода.

Потому что взрослость – это прежде всего ответственность.  

Автор: Сергей Волков

Писатель, журналист, сценарист