Рубрики
Блоги

Отец Георгий Ореханов: in memoriam

Он вдруг обрадовался, когда услышал, что я занимаюсь историей советской философии и, в частности, Генрихом Степановичем Батищевым – одним из так называемых творческих советских марксистов и главных философов-шестидесятников. Дело в том, что именно Генрих Батищев, обратившийся к 1980-м годам в Православие, ввел юного тогда Юру Ореханова в Церковь и стал его крестным.

Никогда не смог бы вообразить себе раньше, что придется писать эти строчки… Настолько живым, бодрым и добрым при нашем общении всегда казался и был отец Георгий Ореханов. И в то же время спокойным и мудрым. Думаю, все мы, кто в разной степени имеет отношение к церковно-научной и просветительской среде, кто лично его знал и любил, ощущаем полную внезапность и невосполнимость потери. Ушел человек, который нас объединял, и не только много и плодотворно работал сам, но и помогал работать другим. Без него нам будет заметно хуже.

Отец Георгий был уникальной личностью – замечательным человеком, священником, ученым, педагогом и организатором науки. Рискну сказать, что главное научное дело его жизни как историка и священника одновременно – распутывание конфликта между великим русским писателем Львом Толстым и Русской Православной Церковью, который соблазнил столь много людей, и продолжает соблазнять и сейчас. Отец Георгий очень любил Толстого как писателя, но его анализ духовной катастрофы, которая постигла этого гениальнейшего человека, был безукоризненным как с научной, так и церковной точки зрения. Закончив механико-математический факультет МГУ и перейдя в область истории и богословия, он сохранил точность и ясность мышления. Если кто откроет книги отца Георгия «Русская Православная Церковь и Л.Н. Толстой: конфликт глазами современников» и «Лев Толстой: “Пророк без чести”: хроника духовной катастрофы», то найдет в них нисколько не упрощающий многогранный рассказ о Льве Толстом, его духовных исканиях и блужданиях. Отец Георгий, насколько я помню, любил цитировать следующие слова архиепископа Иоанна Шаховского, которые много значили и для его понимания Толстого: «Религиозная неправда его оплетается вокруг его религиозной правды, как лиана вокруг дерева, и иссушает дерево. Правда христианская, как зеленый плющ, обвивается вокруг мертвого дерева толстовских идей и придает этому дереву цветущий вид».

Но, конечно, научные интересы отца Георгия как историка не сводились к Толстому: его в целом интересовал тот духовно-религиозный и культурный кризис, который настиг русское общество в конце XIX – начале ХХ веков. При этом не только он сам занимался разными аспектами этой обширной и фундаментальной темы, но и смог объединить вокруг себя многих ведущих исследователей в этой области. Он был организатором и вдохновителем ежегодных научных конференций в Ясной Поляне, и я имел счастье участвовать в них. Всякий раз это было настоящее событие. Я до сих пор вспоминаю, как за одним столом можно было сразу видеть Ф.А. Гайду, отца Павла Хондзинского, Т.А. Касаткину, А.Г. Гачеву, К.М. Антонова, А.Ю. Минакова, А.Ю. Полунова, С.В. Хатунцева, М.М. Шевченко, и многих других (прошу прощения у всех, кого я не смог здесь перечислить за неимением места). Сколько интересных докладов было сделано, сколько интересных статей и исследований выросло из этих конференций! Как легко заметить, среди названных участников сразу несколько авторов Русской Iдеи. Занятия проблемами русской культуры и общества конца XIX века сегодня явно имеют актуальное значение для понимания кризиса, который переживаем мы. Ведь современный кризис – во многом продолжение того кризиса, и организационно-научную деятельность отца Георгия в этой и многих других областях (он был проректором Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета по международной работе) невозможно переоценить.

Думаю, каждый, кто соприкоснулся с отцом Георгием, может рассказать что-то свое об отце Георгии. Скажу за себя. Я сам, лично многим ему обязан и за многое очень благодарен. Он пригласил меня участвовать в конференциях в Ясной Поляне и ввел меня в столь нужный мне научный круг. Именно благодаря отцу Георгию я открыл для себя Константина Леонтьева, когда в качестве корреспондента журнала «Фома», еще не прочитав ни одной леонтьевской строчки, пришел брать у него интервью о феномене «розового христианства» к юбилею выхода брошюры К.Н. Леонтьева «Наши новые христиане».

Но была и еще одна вещь, которая неожиданно нас с ним объединила. Он вдруг обрадовался, когда услышал, что я занимаюсь историей советской философии и, в частности, Генрихом Степановичем Батищевым – одним из так называемых творческих советских марксистов и главных философов-шестидесятников. Дело в том, что именно Генрих Батищев, обратившийся к 1980-м годам в Православие, ввел юного тогда Юру Ореханова в Церковь и стал его крестным. Поистине неисповедимы пути Господни! Заниматься советским философом, который стал верующим, и вдруг встретить священника, который в каком-то смысле подхватил у него эстафету и который благоволит уже непосредственно тебе.

Отец Георгий рассказал мне много интересного о Г.С. Батищеве. Как, например, он боялся КГБ во время их катехизаторских разговоров и как шифровался при звонках по телефону: называл просфору булочкой, а, например, посещение храма выездом на природу. Между прочим, Батищев стал крестным многих других священников, среди которых сегодня есть даже наместники очень известных монастырей, и они собираются в день его смерти, 30 октября, чтобы вспомнить человека, определившего их путь. В ПСТГУ года четыре назад состоялся круглый стол, где обсуждалось духовное и идейное наследие Г.С. Батищева, и звучали любопытнейшие воспоминания о нем и его эпохе. Отец Георгий выступил его организатором и сказал на нем первое слово. Думаю, теперь это мой долг – сделать его стенограмму и опубликовать этот интереснейший разговор.

Еще вспоминаю, как я вхожу во дворик ПСТГУ по каким-то делам после очередной публицистической статьи, а там стоит отец Георгий и встречает меня несколько иронично, и в то же время добродушно: «А вот идет наш известный консервативный публицист». Скажу честно, это запомнилось, и тоже помогло мне не слишком серьезно к себе относиться.

Еще помнится, как неожиданно грамотно, спокойно и строго отец Георгий судил футбольный мини-чемпионат православных команд летом 2012 года. Он вообще очень увлекался футболом.

Отец Георгий, невозможно представить, что вас больше нет среди нас. Я обращаюсь к вам как к живому, словно вы еще здесь, и как-то совершенно не могу иначе. Нам вас будет очень не хватать…

______

Наш проект осуществляется на общественных началах и нуждается в поддержке своих читателей. Будем благодарны за помощь проекту:

Номер банковской карты – 4817760155791159 (Сбербанк)

Реквизиты банковской карты:

— счет 40817810540012455516

— БИК 044525225

Счет для перевода по системе Paypal — russkayaidea@gmail.com

Яндекс-кошелек — 410015350990956

Автор: Юрий Пущаев

Кандидат философских наук, научный сотрудник философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова