Никогда не смог бы вообразить себе раньше, что придется писать эти строчки… Настолько живым, бодрым и добрым при нашем общении всегда казался и был отец Георгий Ореханов. И в то же время спокойным и мудрым. Думаю, все мы, кто в разной степени имеет отношение к церковно-научной и просветительской среде, кто лично его знал и любил, ощущаем полную внезапность и невосполнимость потери. Ушел человек, который нас объединял, и не только много и плодотворно работал сам, но и помогал работать другим. Без него нам будет заметно хуже.

Отец Георгий был уникальной личностью – замечательным человеком, священником, ученым, педагогом и организатором науки. Рискну сказать, что главное научное дело его жизни как историка и священника одновременно – распутывание конфликта между великим русским писателем Львом Толстым и Русской Православной Церковью, который соблазнил столь много людей, и продолжает соблазнять и сейчас. Отец Георгий очень любил Толстого как писателя, но его анализ духовной катастрофы, которая постигла этого гениальнейшего человека, был безукоризненным как с научной, так и церковной точки зрения. Закончив механико-математический факультет МГУ и перейдя в область истории и богословия, он сохранил точность и ясность мышления. Если кто откроет книги отца Георгия «Русская Православная Церковь и Л.Н. Толстой: конфликт глазами современников» и «Лев Толстой: “Пророк без чести”: хроника духовной катастрофы», то найдет в них нисколько не упрощающий многогранный рассказ о Льве Толстом, его духовных исканиях и блужданиях. Отец Георгий, насколько я помню, любил цитировать следующие слова архиепископа Иоанна Шаховского, которые много значили и для его понимания Толстого: «Религиозная неправда его оплетается вокруг его религиозной правды, как лиана вокруг дерева, и иссушает дерево. Правда христианская, как зеленый плющ, обвивается вокруг мертвого дерева толстовских идей и придает этому дереву цветущий вид».

Но, конечно, научные интересы отца Георгия как историка не сводились к Толстому: его в целом интересовал тот духовно-религиозный и культурный кризис, который настиг русское общество в конце XIX – начале ХХ веков. При этом не только он сам занимался разными аспектами этой обширной и фундаментальной темы, но и смог объединить вокруг себя многих ведущих исследователей в этой области. Он был организатором и вдохновителем ежегодных научных конференций в Ясной Поляне, и я имел счастье участвовать в них. Всякий раз это было настоящее событие. Я до сих пор вспоминаю, как за одним столом можно было сразу видеть Ф.А. Гайду, отца Павла Хондзинского, Т.А. Касаткину, А.Г. Гачеву, К.М. Антонова, А.Ю. Минакова, А.Ю. Полунова, С.В. Хатунцева, М.М. Шевченко, и многих других (прошу прощения у всех, кого я не смог здесь перечислить за неимением места). Сколько интересных докладов было сделано, сколько интересных статей и исследований выросло из этих конференций! Как легко заметить, среди названных участников сразу несколько авторов Русской Iдеи. Занятия проблемами русской культуры и общества конца XIX века сегодня явно имеют актуальное значение для понимания кризиса, который переживаем мы. Ведь современный кризис – во многом продолжение того кризиса, и организационно-научную деятельность отца Георгия в этой и многих других областях (он был проректором Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета по международной работе) невозможно переоценить.

Думаю, каждый, кто соприкоснулся с отцом Георгием, может рассказать что-то свое об отце Георгии. Скажу за себя. Я сам, лично многим ему обязан и за многое очень благодарен. Он пригласил меня участвовать в конференциях в Ясной Поляне и ввел меня в столь нужный мне научный круг. Именно благодаря отцу Георгию я открыл для себя Константина Леонтьева, когда в качестве корреспондента журнала «Фома», еще не прочитав ни одной леонтьевской строчки, пришел брать у него интервью о феномене «розового христианства» к юбилею выхода брошюры К.Н. Леонтьева «Наши новые христиане».

Но была и еще одна вещь, которая неожиданно нас с ним объединила. Он вдруг обрадовался, когда услышал, что я занимаюсь историей советской философии и, в частности, Генрихом Степановичем Батищевым – одним из так называемых творческих советских марксистов и главных философов-шестидесятников. Дело в том, что именно Генрих Батищев, обратившийся к 1980-м годам в Православие, ввел юного тогда Юру Ореханова в Церковь и стал его крестным. Поистине неисповедимы пути Господни! Заниматься советским философом, который стал верующим, и вдруг встретить священника, который в каком-то смысле подхватил у него эстафету и который благоволит уже непосредственно тебе.

Отец Георгий рассказал мне много интересного о Г.С. Батищеве. Как, например, он боялся КГБ во время их катехизаторских разговоров и как шифровался при звонках по телефону: называл просфору булочкой, а, например, посещение храма выездом на природу. Между прочим, Батищев стал крестным многих других священников, среди которых сегодня есть даже наместники очень известных монастырей, и они собираются в день его смерти, 30 октября, чтобы вспомнить человека, определившего их путь. В ПСТГУ года четыре назад состоялся круглый стол, где обсуждалось духовное и идейное наследие Г.С. Батищева, и звучали любопытнейшие воспоминания о нем и его эпохе. Отец Георгий выступил его организатором и сказал на нем первое слово. Думаю, теперь это мой долг – сделать его стенограмму и опубликовать этот интереснейший разговор.

Еще вспоминаю, как я вхожу во дворик ПСТГУ по каким-то делам после очередной публицистической статьи, а там стоит отец Георгий и встречает меня несколько иронично, и в то же время добродушно: «А вот идет наш известный консервативный публицист». Скажу честно, это запомнилось, и тоже помогло мне не слишком серьезно к себе относиться.

Еще помнится, как неожиданно грамотно, спокойно и строго отец Георгий судил футбольный мини-чемпионат православных команд летом 2012 года. Он вообще очень увлекался футболом.

Отец Георгий, невозможно представить, что вас больше нет среди нас. Я обращаюсь к вам как к живому, словно вы еще здесь, и как-то совершенно не могу иначе. Нам вас будет очень не хватать…

______

Наш проект осуществляется на общественных началах и нуждается в поддержке своих читателей. Будем благодарны за помощь проекту:

Номер банковской карты – 4817760155791159 (Сбербанк)

Реквизиты банковской карты:

— счет 40817810540012455516

— БИК 044525225

Счет для перевода по системе Paypal — russkayaidea@gmail.com

Яндекс-кошелек — 410015350990956

Кандидат философских наук, научный сотрудник философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

Похожие материалы

Постсекулярное направление претендует на то, чтобы смягчить кризис современного...

Лев Лещенко оказался красной тряпкой для многих, но особенно для «людей с хорошими лицами», которые...

Если хотите, то Общественная палата – это последний бастион. Падёт, победит очередной симулякр – и...