1 июня отмечался Международный день защиты детей.
Независимо от отношения к этому дню, необходимость защиты детей все же мало у кого вызывает сомнение, ведь дети безусловно являются наиболее уязвимой частью общества. Однако по вопросу, как и от кого их защищать, существует множество различных мнений, вплоть до диаметрально противоположных.
Для консервативно мыслящего человека важна защита прав детей на жизнь и безопасность, на образование, защита детей от насилия, нищеты и болезней и даже от воздействия вредной информации, и в этом консерватор видит одну из приоритетных задач государственной власти, ведь только государству такое под силу.
А вот современный либерал считает, что детей прежде всего следует защищать от власти, от государства. То есть защищать от их защитника, единственно эффективного и способного обеспечить детям реальную защиту. Такой вот парадокс.
Так все же, от чего или от кого нужно защищать сегодня наших детей?
***
Вот уже почти неделю в СМИ и соцсетях бурно обсуждается история с десятилетним мальчиком, читавшим на улице вслух шекспировского «Гамлета».
Либеральная общественность, посмотрев видео с Арбата, дружно закатила истерику, обвиняя полицейских и «кровавый режим» в незаконном задержании несчастного ребенка и всяческом ущемлении его прав.
Вскоре в тех же СМИ и соцсетях появились достаточно подробные объяснения ситуации от представителей ГУ МВД по г. Москве, от юристов, адвокатов, из слов которых каждый желающий мог узнать, что на самом деле ничего незаконного в случае с мальчиком не произошло.
Во-первых, «задержания» мальчика не было, да и быть не могло, т.к. данное процессуальное действие применяется только к лицам, которые могут быть привлечены к административной ответственности, а ответственность эта наступает согласно ч. 1 ст. 2.3 Кодекса об административных правонарушениях только с 16 лет. Мальчик был просто доставлен с улицы в отделение полиции инспектором по делам несовершеннолетних с целью выяснения его личности и данных о его родителях или законных представителях.
Во-вторых, ребенок занимался попрошайничеством, что само по себе является административным правонарушением, и должно быть пресечено.
В-третьих, ребенок на улице был один, а подошедшая затем к сотрудникам полиции женщина, требующая отдать ей мальчика, представилась то ли его соседкой, то ли знакомой. Согласно статье 25.3 КоАП, законными представителями физического лица являются только его родители, усыновители, опекуны или попечители. Родственные связи законных представителей и полномочия опекунов или попечителей удостоверяются соответствующими документами (свидетельством о рождении ребенка, записями в паспортах родителей, решениями судов и т.д.). Соседи, знакомые, а также лица, совместно проживающие с одним из родителей ребенка, в число законных представителей не входят. Поэтому полицейские и не позволили Кристине Скавронски увести с собой ребенка.
В-четвертых, мальчик был в тот же день беспрепятственно передан его отцу, прибывшему в отделение полиции.
Ну а, в-пятых, и отец и его сожительница были привлечены к административной ответственности. Нерадивый отец – по ст. 5.35 КоАП РФ за ненадлежащее исполнение родителями обязанностей по защите прав и интересов несовершеннолетних, а так называемая «мачеха» – по статье 19.3 за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции.
Да, и «вишенкой на торте» стало заявление в полицию родной матери мальчика, которая обвинила Кристину Скавронски в вовлечении ребенка в попрошайничество. Заявление было подано по статье 151 Уголовного кодекса, по которой предусмотрено наказание до четырех лет лишения свободы. Кроме того, как пишут в СМИ, мать мальчика заявила, что «мачеха» отбирала у ребенка почти все добытые им выступлениями на улице деньги, оставляя только мелочь.
В общем, те, кто действительно хотели разобраться и в фактической и в правовой стороне этого происшествия, уже давно во всем разобрались.
Те же, кто своей целью ставит настроить людей против действующей власти, посеять неприязнь к правоохранительным органам, продолжают раздувать этот высосанный из пальца скандал и обвинять власть в якобы имеющихся нарушениях прав ребенка.
Причем основной целевой аудиторией разжигателей этого скандала являются подростки.
Что им предлагают извлечь из истории с арбатским мальчиком?
Примерно следующее: если ты несовершеннолетний, то несмотря на совершенное тобой правонарушение (в данном случае – попрошайничество, но это может быть и участие в несанкционированном митинге и т.п.) полиция не имеет права тебя трогать. А если это все же произойдет, то тогда нужно громко кричать, толкаться и всячески сопротивляться полиции, ведь потом тебя за это объявят в соцсетях «героем», и взрослые дяди и тети от оппозиции придут к тебе на помощь и обязательно выручат.
***
Активное втягивание школьников в политические процессы в России наша либеральная оппозиция начала не сегодня. Это уже довольно давно происходит в социальных сетях, а 26 марта этого года оппозиционные лидеры впервые массово вывели подростков и на улицу, пообещав им в случае чего судебную защиту и даже материальную компенсацию.
Ставка на подростков представляется нашим оппозиционерам вполне оправданной. Ведь возраст для привлечения к административной ответственности, как я уже сказал выше, – 16 лет. Поэтому можно вполне безнаказанно подебоширить, не опасаясь серьезных последствий.
Молодежь, студенчество всегда были движущей силой радикальных политических движений, удобным инструментом для применения политтехнологий, и здесь достаточно вспомнить «онижедетей» на киевском майдане.
Но теперь речь идет и о совсем юной части общества – подростках школьного возраста.
Поэтому вернемся к исходному вопросу о защите детей.
Представляется, что защищать детей сейчас нужно от политических активистов, подстрекающих их к противоправным действиям, нарушению общественного порядка.
Но как это сделать? Только ли путем запретов и ужесточения наказаний? Конечно нет, и власть это должна понимать.
Президент России Владимир Путин буквально на днях подписал Указ об объявлении 2018 – 2027 годов в Российской Федерации Десятилетием детства.
Документ, правда, не содержит никаких конкретных положений, а только поручает Правительству в 3-месячный срок утвердить план основных мероприятий. Ну что ж, подождем. Но в этом коротком указе есть строка о том, что он принимается «учитывая результаты, достигнутые в ходе реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы».
Названная Национальная стратегия была утверждена Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761. Вот только много ли мы слышали об этой стратегии и тем более о ее результатах? Точно известно только, что для реализации Стратегии был образован весьма представительный Координационный совет в составе 35 человек во главе с Председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко.
В Стратегии записано, что ее главной целью является определение основных направлений и задач государственной политики в интересах детей, а в числе ее приоритетов указано обеспечение комфортной, дружественной и безопасной среды для жизни подрастающего поколения.
Согласно п.1 первого раздела Стратегии, «основными проблемами в сфере детства» наряду с бедностью и неисполнением международных стандартов в области прав ребенка является отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни.
Интересно, а что конкретно за 5 лет действия Стратегии сделано для решения этой проблемы? Какие созданы механизмы участия детей в общественной жизни? Можно конечно спросить об этом наших чиновников, но только ответ очевиден: никаких.
Быть может, если бы такие механизмы действительно заработали, то полицейским 24 марта не пришлось бы снимать раззадорившихся юнцов с фонаря на Пушкинской площади…
Очень хочется надеяться, что за Десятилетие детства в этом направлении произойдут реальные подвижки.
И еще. Наши дети нуждаются в защите от дефицита взрослых. Детям крайне не хватает достойных взрослых, опытных воспитателей, настоящих наставников и мудрых педагогов. Причем их не хватает как среди родителей (последний яркий пример – семья «арбатского» мальчика), так и среди школьных учителей, многие из которых просто забыли, что образование состоит из двух неразрывных компонентов: обучения и воспитания.
К сожалению, наше школьное образование за последние десятилетия было сведено по сути к натаскиванию на ЕГЭ, а педагоги-воспитатели просто выродились, превратившись в банальных исполнителей по договору на оказание «образовательных услуг».
А ведь именно в детстве формируется личность человека, и если при этом рядом с ним не окажется мудрого наставника, воспитателя, то личность может сформироваться ущербная. И ни приобретенные знания по физике и математике, ни высокий уровень овладения компьютером здесь, увы, не помогут.