Эдуард Лимонов в одном из интервью заявил: «у меня с Советской властью были преимущественно эстетические разногласия». То же самое я могу сказать относительно наших Z- патриотов. То есть тех, кто с восторгом воспринял начало спецоперации на востоке Украины, кто сразу поместил буквы Z в названиях своих аккаунтов в «Фейсбуке» и «Телеграме», кто начал надрывно утверждать, что началась историческая битва «обновившейся России» и «сатанинского Запада» и что всякий думающий инако якобы предал жертвы Донбасса и вообще недостоин именоваться гражданином, христианином и человеком…
И все это с такими же «светлыми лицами» и «незамутненными взглядами», с которыми наши оппоненты из либерально-западнического лагеря вроде велеречивого Владимира Пастухова предлагают окончательно десоветизировать и дехристианизировать Россию, а для верности – еще и развалить ее на 80 государств, отправив под трибунал всех, кто не протестовал против СВО…
Все в точности по законам, которым нас учили еще в советских вузах: борьба привела к единству противоположностей…
Я и сам – патриот и со многими из нынешних непримиримых «зетов» еще вчера я встречался, участвовал в одних мероприятиях, печатался в одних и тех изданиях, приятельствовал и даже дружил.
Не сказать, что и теперь наши взгляды в глубинной концептуальной основе сильно расходятся (речь, конечно, о целях, а не об инструментах их достижения). Я как не любил украинский национализм, так и сейчас его не переношу, как был противником западно-глобалистской экспансии, так и сейчас остаюсь. Но вот пафос, надрыв, страстность, граничащая порой с погружением в самые низменные, страшные эмоции – ненависть, жажду крови, насилия, честно сказать – меня пугают (и не только по моральным соображениям, хотя и их не стану сбрасывать со счетов). Пугают, потому что это ведет к какому-то помрачению разума и совершено искаженному восприятию событий …
Одной из главных характерных черт поведения христианина, как известно, должна быть трезвенность. В 1-ом Послании апостола Петра сказано: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1Пет. 5:8)». Как понять: трезвитесь? Современные словари утверждают: ««трезвенность» … честный, незамутненный взгляд на самого себя и на окружающий мир, свобода от самообмана».
Думаю, это, действительно, очень важно. Мы живем в мире, который тонет в страстях человеческих (еще и потому что сильные мира сего заинтересованы в том, чтобы распалять эти страсти). Большинство наших современников буквально опьянены этими страстями: одни – алчностью, другие – похотью. Третьи же (и о них и речь!) – страстью ультрапатриотизма, которую не следует путать с любовью к Родине, истинным патриотизмом.
Любовь к Родине, как всякая любовь, а не страсть, делает мудрее и прозорливее. Страсть ультрапариотизма оглупляет, заставляет видеть мир неадекватно, не замечать очевидного, обманывать других и себя… А поскольку истина и красота между собой связаны, то такое опьянение проявляется и в эстетической фальши…
Возьму конкретный пример. Все наши Z-патриоты, как я уже говорил, истошно кричат, что сейчас на востоке Украины наша страна ведет «решающую битву с Западом», что от нее «зависит будущее всего человечества», что всемирно-историческая миссия России поставить заслон «сатанизму леволиберальной американской идеологии», заставить ее отступить и сдаться. Звучит местами красиво, но давайте посмотрим на вещи трезво.
Мне иногда хочется просто спросить таких витий: «вы что – всерьез верите, что даже если российская армия дойдет до Киева и режим на Украине сменится (что чем дальше, тем более сомнительно), то Запад рухнет, Евросоюз распадется, США прекратят свою культурно-экономическую и политическую экспансию и запретят гей-парады?»
Очевидно же, что это чушь.
Украина да и Россия для Запада – это полупериферия и периферия его «мировой империи». Полистайте подшивку «Нью-Йорк таймс» до 24.02 – вы увидите, что упоминания России появлялись там на первых страницах все реже и реже. Да и сейчас нас не так часто бы упоминали, если бы не оставшиеся от СССР ядерное оружие и АЭС. Свой статус второй сверхдержавы мира, которая приковывает к себе внимание всей планеты, мы сами профукали в 1991-ом.
Современная Россия в глазах США и Запада, как бы горько это нам от этого ни было – лишь не очень благополучная региональная держава (как об прямо сказал однажды президент Обама). Да, США сегодня поддерживают Украину, а не Россию, но все равно для них это конфликт где-то на задворках «цивилизованного мира» и от победы или поражения той или иной стороны ничего критически важного, а тем более смертельно опасного в Первом мире не произойдет…
Я не говорю, кстати, что мне это нравится. Мне как патриоту хочется, чтоб моя страна стала сильной и влиятельной. Но как говорят на Востоке: «сколько ни говори слово «халва», во рту слаще не станет».
Итак, если отбросить шелуху идеологических словес, то перед нами сейчас разыгрывается трагедия распада империи, отложенная на 30 лет, «югославский сценарий», которого сумел избежать Ельцин при всех его недостатках как политика и который все же умудрились «запустить» его «наследники».
Кстати, есть прямые параллели между тем, что сейчас происходит на востоке Украины и Сербо-Хорватской войной (1991-1995), даже в деталях. Сербия (точнее тогда еще Югославия) так и не признала независимости Хорватии (точно так же и наше руководство заявило, что Украины практически не существует, это – искусственное государство). Одновременно на территории Хорватии образовалась республика Сербская Краина (подобная нашим народным республикам Донбаса).
Белград в 1990-1991 долгое время не желал открыто вмешиваться в конфликт (как не хотела этого и официальная Москва в 2014-2022 гг.) и в Краине противостояли хорватской армии и полиции местное ополчение и добровольцы из Сербии (полная аналогия с добровольцами Донбасса!).
Наконец, в 1991 в конфликт вмешалась югославская (читай – сербская) армия (как и российская в 2022). Операция длилась 5 лет, хотя активная фаза заняла лишь год. Был тогда на Балканах и свой Мариуполь – полностью разрушенный боевыми действиями город Вуковар. Запад поддержал Хорватию (как сегодня он поддерживает Украину) и события стали развиваться по сценарию, повторения которого на территории Донбасса и восточной Украины не хотелось бы пережить. В 1992 году в Сербскую Краину вошли миротворцы ОOН, а в 1995 хорватская армия двумя ударами поставила Краину под свой контроль.
Иначе говоря, трезвый взгляд на вещи показывает, что перед нами не какая-то фантасмагорическая битва между Россией как царством добра и Западом как царством зла, а растянувшийся на 30 лет распад бывшей великой империи, при котором закономерно актуализируются замороженные в имперскую эпоху этнонациональные конфликты.
Скажу больше – перед нами, думаю, следствие сцепления целого ряда случайностей и недопониманий (хотя, конечно, и объективные причины для такого развития истории были – ведь экономические, «газовые конфликты» с Украиной начались сразу же после провозглашения ею независимости).
При всем при том в феврале масштабной кампании, уверен, никто из серьезных людей не хотел (да и сейчас не хочет). Я не оговорился. Да – наша страна, действительно, ведет спецоперацию ограниченным контингентом, а не какую-то «окончательную битву» с НАТО, а то и с целым Западом! Если выключить телевизор и на минуту забыть вой Z-патриотов на ток-шоу, то сразу станет ясно очень многое.
Например то, что официально мы находимся с Украиной в состоянии мира. Мы некогда признали ее руководство законно избранным (не на уровне эмоциональных высказываний политиков, а на уровне официальных документов). Более того – мы даже ежемесячно платим Украине за транзит газа через ее территорию! Мы продолжаем торговать и с Евросоюзом и госкопорпорации и частные энергокомпании получают за это огромную прибыль, которой хватает и на СВО (отнимающей, между прочим по 900 миллионов долларов в день!) и на то, чтобы наполнить бюджет страны без дефицита, невзирая на санкции Запада.
В общем-то то же самое было в СССР, который вел специальную операцию в Афганистане много лет под западными санкциями и страна это критически не ощущала. И не ощущала, полагаю, и потому что в телевизоре не было истошных воплей о «конечной битве» между социализмом и капитализмом и о скором падении Вашингтона… Потом, в перестройку, все пошло несколько иначе – но это особый разговор…
Так может и нашему «ультрапатриотичному» экспертному сообществу, нашим зет-журналистам и телеораторам немного отрезвиться, успокоиться, перестать баламутить народ, который и так устал от полугодовой пропагандистской накачки? Может, стоит взглянуть на вещи рационально, чтобы всем легче было принять назревшее решение, что же делать дальше?
Давайте признаем – ультрапатриоты на словах так рьяно поддерживающие президента и его команду, на самом деле оказывают им «медвежью услугу». Они затрудняют политическому руководству России свободу для возможных, будущих политико-дипломатических маневров, изображая спецоперацию неким Армагеддоном…
В результате из-за излишнего усердия телепропаганды пострадает вся страна (и не одна!), ее руководство станет заложником тех остервенело-агрессивных настроений, которые разожжены. Вот уж воистину хвост виляет собакой! Не хотелось бы такого развития событий…