Рубрики
Блоги Размышления

Немецкий быт

Хочу в этом тексте рассказать немного о самых простых бытовых мелочах, с которыми сталкиваешься, живя в Германии, и сравнить их с российскими реалиями. Цель этого сравнения простая – понять, что лучше у них, а что у нас, и, возможно, кое-что адаптировать под себя, а от чего-то, напротив, полностью отказаться.

Начну с того, что сильно удивило в первый мой приезд в Германию в 2002 году. Мне нужно было добраться от одной деревушки до ближайшего городка, расположенного километрах в пяти, а где искать таксистов, я не знал. В Германии люди не голосуют на дорогах. Конечно, есть те, кто путешествует автостопом, и многие их охотно подвозят – само собой, бесплатно, но вот чтобы ловить «частника» в черте города или, тем более, деревни с целью доехать до нужного места – подобного в Германии нет. Существуют такси, а частный извоз запрещен. Поэтому я, голосуя, простоял не меньше получаса на обочине дороги, пока одна из проезжаювших мимо машин, наконец, не остановилась. До места я добрался, и денег с меня не взяли, а вот обратно уехал уже на такси – второй раз поймать частного водителя не получилось. Впрочем, есть одно исключение из правила – тематические сайты по принципу «едем вместе», где человек, собирающийся добраться на машине, скажем, от Берлина до Мюнхена ищет попутчиков, чтобы разделить между всеми расходы на бензин.

Вообще, люди в Германии в большинстве своем дружелюбные и отзывчивые. Много раз случалось так, что, не ориентируясь на местности в новом городе, мы просто спрашивали прохожих, как пройти в нужную нам точку, и те, даже если сами толком не понимали, куда именно нам надо, не проходили мимо, а доставали телефоны, вбивали нужный адрес, подробно описывали, как нам лучше добраться до места, а некоторые даже провожали нас сами, по дороге с удовольствием рассказывая об окрестных достопримечательностях. И, конечно, не просили за это ни цента, а если бы мы даже предложили – просто не поняли бы, за что…

А когда нужно перейти дорогу, то можно сделать это хоть с закрытыми глазами, если, конечно, идешь по обозначенному пешеходному переходу. Уже начиная с автошколы каждого водителя всеми силами запугивают, вдалбливая день ото дня – пешеходы и велосипедисты на дороге главные. И только потом водитель. Поэтому пропускают пешеходов безоговорочно и не требуют в ответ благодарности (помню историю, случившуюся в моем родном Челябинске, когда водитель, пропустивший пешехода, не дождался в ответ мимолетного «спасибо», рассердился, вышел из машины и сломал пешеходу руку), но все же и тут, если махнуть рукой в знак признательности, то каждому водителю будет приятно.

По поводу съемных квартир я уже писал в тексте: «Съемное жилье в Германии». Поэтому повторяться не буду, отмечу лишь, что большинство немцев предпочитает именно снимать квартиры, а не покупать свои – это и дешевле и проще.

Кстати, коммунальные платежи, как и вообще любого рода услуги из бытовой сферы, в Германии крайне дороги. К примеру, тут зачастую проще и дешевле купить новую обувь, чем починить старую.

Меня удивляли чистые улицы, на которых редко встретишь валяющуюся бумажку или прочий мусор, но ровно до того момента, пока не настала ближайшая пятница, точнее, ее вечер. Уже в субботу с утра, пока я добирался до магазина, увидел три полностью разгромленные остановки общественного транспорта (у молодых немцев главная забава – бить стекла на остановках), а вокруг – пустые бутылки из-под пива и разный хлам. Молодежь ночью гуляла! Впрочем, уже к концу выходных мусор исчез, а все стекла заменили… ровно до следующей пятницы, когда история повторилась вновь. При этом, как ни странно, власти не идут на то, чтобы поменять хрупкие стекла на что-нибудь небьющееся. Нет, они раз за разом будут вставлять новые, а ночные гуляки раз за разом будут их бить. Во всей этой истории самые довольные – это стекольщики. Я даже заподозрил было их в имитации вандализма в корыстных целях. А что, выгодный бизнес: сам разбил, сам починил, а заплатил город.

С возрастом у юных немцев желание крушить все вокруг проходит. Как только они получают свою первую работу и начинают платить налоги, их сознание меняется. Еще бы ему не поменяться, когда ты отдаешь половину своей зарплаты государству. Подробнее о зарплатах и налогах я уже писал здесь.

Хочу заметить только то, что менталитет меняется тогда, когда гражданин, платящий налоги, ассоциирует с собственным домом и подъезд, и улицу, и город, и всю страну. То есть, намусорив на улице, он чувствует то же самое, что ощутил бы,  плюнув на пол в своей квартире.

Немцы – народ толерантный. Их так приучили. Они до сих пор несут перед всем миром вину за национал-социализм, и эта тема для них полное табу (хотя в душе многие симпатизируют идеям Третьего Рейха). Они очень старались загладить эту вину все послевоенные годы, привлекая к себе множество иностранцев, но все же мультикультурное общество в Германии создать не удалось. Приезжие стараются пользоваться всеми бонусами немецких законов и порядков, а вот работать не спешат. Как не спешат и интегрироваться в немецкую среду. Полный провал интеграционных реформ уже признали на самом верху, и в ближайшее время страну ждет новая волна законов, которые, как мне кажется, будут стараться разделить и разграничить права граждан и не граждан Германии. Сейчас же эта разница состоит лишь в том, что «не гражданин» не может голосовать на выборах. В остальном он имеет точно такие же гражданские права, как и коренной немец, то есть, в числе прочего, имеет право и на полный пакет социальных выплат.

Поэтому «цветные» немцы спокойно прогуливаются по магазинам, а «белые» немцы работают с раннего утра до позднего вечера. В немецкой традиции стыдно получать социальную помощь от государства. Немцы считают, что лучше зарабатывать мало, но своим трудом, чем жить нахлебником на шее страны. Иностранцы же подобными комплексами не обременены, поэтому целыми поколениями живут, не работая. Вот так спустя 70 лет лозунг: «Работа делает свободным» („Arbeit macht frei“), который некогда был размещен на входе многих нацистских лагерей, в насмешку обернулся против самих же коренных немцев.

Благодаря излишней толерантности в Германии, как и в любой европейской стране, полно разного рода извращенцев, которые даже и не думают скрывать свои пристрастия. А в школах проводят обязательные уроки «сексуального воспитания», отказаться от которых нельзя под страхом лишения родительских прав. В Германии полно педофилов. Власти, хоть и стараются бороться с этим явлением, но безуспешно. Многие чиновники потеряли свои места из-за просмотра детской порнографии на работе, и все равно, раз за разом СМИ рассказывают об очередном подобном скандале.

Здравоохранение в Германии двух типов: для бедных и для богатых. Все те, кто едут на лечение в эту страну за собственные деньги, обслуживаются в частных клиниках, где имеется и шикарное оборудование, и услужливый персонал. Большинство же немцев лечится в обычных государственных больницах, где получают минимально-стандартный набор услуг среднего, а иногда и откровенно низкого качества. Зато совершенно бесплатно. Любой врач посмотрит на вас с огромным удивлением, если вы принесете ему коньяк или деньги в знак благодарности. При этом медицинская страховка стоит приличных денег, и каждый гражданин обязан ее платить. Но не каждый врач посчитает нужным отправить вас нужные обследования, даже если вы постоянно будете жаловаться на боли и недомогание. Скорее, вам посоветуют больше гулять, соблюдать диету и т.п., чем тут же поспешать взять кровь на анализ и отправить к узкопрофильным специалистам.

У врачей и больничных касс негласная договоренность – сводить к минимуму затраты страховых компаний, поскольку они и так находятся в глубочайшем кризисе и многомиллиардных долгах.

Но, если пациент настойчив, то в итоге он все же может получить свой комплекс лечения, только нужно быть осведомленным о собственных правах. Больничные кассы не то чтобы скрывают – просто очень неохотно рассказывают о том, на что может рассчитывать пациент, всю свою жизнь отчисляющий им почти 20% от собственной зарплаты, в ходе лечения, реабилитации или профилактики, а на что нет…

Автор: Игорь Шенгальц

Писатель-фантаст, публицист, постоянный автор сайта «Русская Idea».