Рубрики
Блоги

Нам нужен мир – и мир! А значит – мы должны явить миру новые цели и ценности!

Именно с опорой на Индию (в том числе в формате РИК – Россия + Индия + Китай) и может быть создана глобальная площадка для конструктивного диалога видных деятелей науки, культуры и бизнеса Севера, Юга, Востока и Запада. Диалога, который должен иметь целью выработку путей де-эскалации нынешней критической (если уже не закритической) ситуации!

«Нам нужен божественный мир»
Митрополит Тихон (Шевкунов)

21 сентября, в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы, годовщины битвы на Куликовом Поле и Всемирного дня русского единения Президент Российской Федерации обратился к гражданам России «в связи с необходимостью принятия неотложных мер по защите суверенитета, безопасности и территориальной целостности России … от агрессивной политики части западных элит, которые всеми силами стремятся сохранить своё господство, а для этого пытаются блокировать, подавить любые суверенные самостоятельные центры развития, чтобы и дальше … навязывать другим странам и народам свою волю, насаждая свои псевдо-ценности».

«Цель этого Запада – ослабить, разобщить и уничтожить нашу страну». Владимир Владимирович Путин заявил об этом без каких бы то ни было обиняков. Это было заявлено с той же предельной ясностью и четкостью, с какой глава Российского государства провозгласил на прошедшем в Самарканде саммите ШОС тезис о том, что наша страна и ее руководство всеми силами стремились, стремятся и будут стремиться к скорейшему мирному разрешению развивающегося на наших глазах глобального кризиса. Что может быть достигнуто в т.ч. и путем обращения к «другому» Западу…

Уже на следующий день после выступления российского Президента бывший главный редактор крупнейшего международного издания КНР «Глобал Таймс», один из виднейших китайских международников Ху Сицзинь комментируя указанное обращение президента России, в частности, написал, что дальнейшее развитие ситуации видится ему в крайне пессимистичном ключе.

«Враждебность между Россией и НАТО беспрецедентно усилилась. Решимость США и Запада победить Россию тверда как никогда. [Et vice versa] для Путина нет другого пути… кроме победы. Другими словами, этот конфликт приобрел характер не на жизнь, а на смерть. Поэтому… такое столкновение воль, скорее всего, достигнет предела – и в этот момент возникнет реальная возможность использования всех доступные средств, способных обеспечить победу той или другой стороны.

Вскоре после начала войны на Украине некоторые западные аналитики предостерегали от того, чтобы загонять в тупик Россию, потому что Россия является ядерной державой. Эта точка зрения может быть и непопулярна в западной политике, но именно она отражает… рациональность. Только представьте, [что будет] когда… русский народ поверит, что поражение в войне будет означать, что его страна снова распадется… Они воспримут войну на Украине как новую Великую Отечественную войну, чтобы вести ее до конца. До полного конца.

Украинские вооруженные силы, оснащенные Западом, стали сильнее. Но их контрнаступление отнюдь не означает, будто они могут изменить исход войны. Когда война превращается в борьбу не на жизнь, а на смерть – желающий одержать [смертоносную для соперника] победу… должен считаться с той силой… которую дает [его противнику]… ядерное оружие.

Несомненно, с точки зрения морали и реальных интересов человечества российско-украинский конфликт ни в коем случае не должен перерастать в ядерную войну. Это открыло бы ящик Пандоры [и неизбежно привело бы к гибели все человеческой цивилизации].

Ситуацию на Украине необходимо притормозить … [пока] масштабы войны еще управляемы. Необходимо прекращение огня и переговоры, а не постоянно нарастающее противостояние между Россией и НАТО. Недопустимо забывать, что в военном конфликте между ядерными державами абсолютно не может быть победителя или проигравшего. Тот, кто пытается полностью подавить другую сторону – является сумасшедшим [опасным для самого существования человечества]». Конец цитаты.

Стоит отметить, что еще весной этого года я (как и подавляющее большинство известных мне профессиональных экспертов в области ядерной безопасности) не исключал возможность ограниченного (разового) применения ЯО в связи конфликтом вокруг Украины. Разумеется, я говорил о такой возможности исключительно в ключе перспектив предупреждения перерастания этого (тогда еще относительно локального) конфликта в глобальный. Однако уже сейчас, всего полгода спустя, мейнстримом среди профильных специалистов становится признание того факта, что этот самый «локальный конфликт» конфликт начинает выходить на траекторию, с неизбежностью ведущую уже в среднесрочной перспективе (от одного года до трех-пяти лет) к глобальной ядерной катастрофе! Да и простые, обычные люди в массе своей уже понимают реальность самой страшной за всю историю человечества угрозы!

Этот гибельный трэк (или тренд) необходимо переломить! Переломить во что бы то ни стало! Ради сохранения человечества и самой жизни на Земле!

Сознавая это, колумнист газеты «Нью-Йорк Таймс», бывший старший редактор журнала «Атлантик», известный американский международник Росс Даутхат пишет о том, что цели [нынешнего руководства] Украины и интересы [народа] США в данном случае расходятся, в силу чего американцы требуют от существующих украинских властей «переговоров и сдержанности».

И это неудивительно! Ведь некоторые помянутые выше современными псевдо-элитами псевдо-ценности уже сейчас со всей очевидностью терпят полное банкротство.

Так, во многих случаях становится уже невозможным постоянно блокировать и подавлять самостоятельные центры развития. Ярким примером этого является ситуация на территории Юго-Востока Украины (в исторической Новороссии). Начальник Генерального штаба ВСУ Сергей Шаптала, заявивший в августе сего года о том, что именно подчиненные ему войска будут определять судьбу указанных территорий – разумеется, оказался неправ. Их судьбу определяло, определяет и будет определять проживающее там население. Главное – чтоб его воля была выражена и зафиксирована в соответствии с общепризнанными основополагающими принципами и нормами международного права!

Невозможно и бесконечное навязывание другим странам и народам своей воли путем разжигая между ними яростной злобы и смертоносной ненависти. Президент США Авраам Линкольн (представитель «другого Запада» – то есть той, традиционной, части западных элит, которые являются противниками глобальной олигархии, об опасности формирования которой Линкольн кстати не раз предупреждал) недаром говорил о том, что можно долго обманывать немногих, можно недолго обманывать многих, но нельзя постоянно обманывать всех». Вспомним историю конфликтов на Северном Кавказе. На рубеже 80-х – 90-х годов силам зла удалось самым кровавым образом перессорить между собой многие веками жившие бок о бок этносы. Но прошел всего лишь десяток лет – и люди в этом регионе опомнились, отшатнулись от кровопролития, словом и делом явив свою единую общую волю к мирному, созидательному единству!

То же самое имеет место и применительно к ситуации, сложившейся вокруг Украины (и проблем ее государственности). Да, ныне гегемонистским силам Запада удалось стравить между собой связанные тысячелетними неразрывными узами братства страны и их население. Как верно отмечал выдающийся апологет непрерывно подтверждаемого ходом истории славянского братства, святитель Николай Сербский, для этих земных служителей сил зла (как и для их потусторонних хозяев) и народы, и государства, и отдельные люди – лишь топливо, бросаемое в топку очередного пожара. Но путь к миру (и к угашению раздуваемого нынешним самопровозглашенным «глобальным гегемоном» мирового пожара) по-прежнему остается открытым – и для того, чтобы начать идти по нему достаточно лишь перестать радостно восторгаться губительным пламенем войны! Убежден: люди подлинной мудрости могут проявить себя и сейчас – подобно тому, как это случилось 20-25 лет назад на Северном Кавказе!

«Бог не есть Бог неустройства, но Бог мира» – говорит нам Священное Писание христиан (1 Кор.: 14, 33). Всему человечеству, как верно отметил на помянутом выше саммите ШОС индийский лидер Нарендра Моди, сегодня как никогда нужен мир – ибо он нужен ради того, чтобы сохранить от угрозы гибели сам мир, в котором и живет человеческий род! Бог мира, возлюбивший мир (Ин.: 3, 16) показывает нам верное средство обеспечения прочной основы подлинно мирного и благополучного существования человечества!

Его (это само средство) некогда кратко но емко описал, в частности, классик популярной западной психологии Дейл Карнеги. В своей всемирно-известной книге «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» он написал следующие строки:

«Мыслители размышляли о законах человеческих взаимоотношений в течение тысячелетий и … вывели только одно правило.

Оно не ново. Оно старо, как история…. Еще 24 столетия (теперь уже 25 столетий) назад в Китае его проповедовал Конфуций и основатель даосизма Лао-Цзы обучал ему в долине реки Хань. Священные книги индуизма учили ему … и Будда проповедовал его на берегах священного Ганга за пять столетий до Христа.

Иисус суммировал его в единой мысли — вероятно, важнейшей в мире: «во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7, 12). Ибо в этом поистине золотом правиле, по непреложному слову Христа, и закреплен вековечный закон всех взаимоотношений между людьми в целом, и международных отношений в частности.

В нынешней глобальной ситуации, которая очень верно определена экспертами Международного дискуссионного клуба «Валдай» (экспертом которого имеет честь быть автор настоящего текста), как всемирная гражданская война, особенно очевидна необходимость восстановления «золотого правила» в качестве основы отношений на международной арене. Ведь как верно отметил один из судей Верховного Суда США (обстановку в которых сами американские граждане, согласно соцопросам, еще с 2016 года в основном оценивают словосочетанием «холодная гражданская война»), победа в такого рода противостояниях одерживается не на поле брани – а в умах, сердцах и душах людей.

Причем нынешние отнюдь не геополитические, а скорее – гее-идеологические (от греч. «гея» – богиня-земля) противники России (и всего традиционного бытия мира) прекрасно понимают эту истину. Пресловутая «революция cancel culture» (она же – «глобальная культурная революция», победившая в большинстве западных стран Глобального Севера в конце прошлого – начале нынешнего десятилетия на деле стала ничем иным, как сбросом социального давления и одновременной про-элитной идейной мобилизацией «внутреннего пролетариата» современного Запада. Ибо пресловутая «культура отмены», призывы к «искоренению белого превосходства», обоснование т.н. «позитивной дискриминации» – это всего лишь более цензурный вариант столетней давности лозунга «грабь награбленное». Ни малейшего отношения к реальной борьбе с реальным расизмом, настоящей защите прав этнических меньшинств и тем более к подлинной социальной справедливости ничего из этого не имеет. Что интересно, гибельность такого рода трендов для тех же США (в которых они просто уничтожают нормальную жизнь «среднего класса» – то есть большинства американского населения) прекрасно понимал главные американский идеолог и теоретик движения в поддержку расчленения России Збигнев Бжезинский (еще в 90-е годы актуализировавший идею «мягкого раздела» нашей страны на три части – Европейскую, Зауральскую и Дальневосточную). Но он и подобные ему люди ради достижения своей цели допускали даже … последующий распад США (о чем сам Бжезинский уже в XXI веке писал вполне открыто и откровенно).

Но что делать, если реальная цель «этого Запада» в текущей ситуации – «не договариваться с соперниками на основе баланса сил, а указать им место в глобальной системе и принудить их на этом месте оставаться» (как верно пишет об этом известный отечественный геостратег Иван Сафранчук)?

А кстати, только ли к России и Китаю «этот Запад» применяет помянутый подход? Разумеется, нет! Ныне он пытает применять его во всем мире – в Африке и Латинской Америке, в Южной Азии и на Большом Ближнем Востоке…

Получается правда не очень – Индия открыто заявляет, что «друзья (коими представляются США) не занимаются выкручиванием рук, которые пожимают». Руководство Саудовской Аравии подчеркнуто демонстрирует даже внешне более приязненное отношение к В.В. Путину, нежели к Дж. Байдену, президент ЮАР Сирил Рамафоса в корректной, но подчеркнуто строгой форме заявляет о том, что его страна не собирается слушать нотаций, представляющих собой требования отступить от традиционной для Южной Африки политике конструктивного многостороннего сотрудничества.

Так может быть пора начинать думать о конструктивном строительстве системы подобного рода всестороннего глобального сотрудничества без обязательного участия «этого Запада»? Речь в данном случае не идет о «локальном сотрудничестве» с прилежащими к России и Китаю странами Центральной Азии, Турцией, Израилем или странами Залива. Речь не идет и о периодически возникающих разного рода утопических «многовекторных» проектах, обоснованно критикуемых такими видными отечественными международниками, как Олег Барабанов, Тимофей Бородачев, Ярослав Лисоволик, Фёдор Лукьянов, Андрей Сушенцов, Иван Тимофеев.

Вспоминается история «нулевой мировой войны» (более известной в исторической науке как «революционные и наполеоновские войны», в ходе которой боевые действия в течение почти четверти века практически непрерывно велись на всех континентах). Так вот если в 1805 году армии Наполеона под Аустерлицем реально противостояли только Австрия и Россия, то восемь лет спустя, в 1813 году, в положившей конец его гегемонии «битве народов» под Лейпцигом против Бонапарта непосредственно выступило вдвое большее число стран (и вчетверо большее, чем при Аустерлице, число войск). В целом же (в том числе – на других театрах военных действий) против него к тому времени воевали почти все народы Европы. Разумеется, необходимо помнить, что, как уже было сказано выше, победа в такого рода противостояниях одерживается не на поле брани – а в умах, сердцах и душах людей. Но нельзя забывать и о том, что в описанном выше случае так и случилось – и «реставрация здравого смысла» в распадавшейся «новой (на тот момент) империи Запада» произошла ровно по тому сценарию, который за пятнадцать лет до ее свершения блестяще предсказал Жозеф де Местр.

Но что делать, если с реальным здравым смыслом у «этого Запада» (да и не только у него) наблюдаются очевидные проблемы? А если эти проблемы достигают современного «гипер-маркузеанского» уровня отрицания (в пользу раздутого и разнузданного эгоизма) самого понятия bono publico (общее благо) – уровня, при котором до середины ХХ века придерживающемуся соответствующих взглядов человеку ставился психиатрический диагноз («нравственное помешательство» – у нас, «моральное сумасшествие» – на тогдашнем Западе)?

Некоторые считают, что единственным выходом из такого рода ситуации является уничтожение помянутых выше эгоистически-мотивированных сил в результате победоносного ведения боевых действий.

Мне, однако, представляется, что есть и более приемлемый (в нынешних условиях – с точки зрения сохранения безопасности человеческой цивилизации) вариант. Он блестяще описан, в частности, в книге выдающегося писателя-антифашиста Юлиана Семенова «Приказано выжить» (которая, кстати, является непосредственным продолжение романа «Семнадцать мгновений весны»).

Так вот, в данной книге автор прямо и открыто предлагает масштабное исключение из сферы социальной деятельности носителей подобного рода вредоносных для самого бытия человечества взглядов. Исключение – при необходимости самое радикальное – но осуществляемое исключительно не противоречащими основным принципам права (хотя и весьма специфическими) методами. От себя добавлю, что как в описываемых писателем, так и в современных условиях такого рода социально-защитное исключение должно быть направлено не на «говорящие головы» и уж тем более не на их жертв – а на лиц, принимающих решения (и на их окружение). И уж во всяком случае степень жесткости обеспечивающих такого рода радикальное исключение мероприятий должна несравнимо превосходить, к примеру, в сути ничтожные в своей открыто проявленной составляющей нападки на того же Байдена-младшего

Разумеется, в этой сфере как нигде и никогда актуальна максима о том, что подобного рода очищение (или выражаясь более современным языком – зачистку) социально-мировоззренческого поля необходимо начинать прежде всего с себя (со своей собственной стороны). Нам не нужны (и даже вредны) без(д)умные говоруны – нам нужны люди, у которых, подобно одному широко известному деятелю современности, не просто хорошо поставлена речь, но и находятся надлежащие слова (формы выражения мыслей), способствующие успешному проведению требуемых политических мероприятий. Провозглашая же необходимость новых целей и ценностей, нужно помнить также и то, что часто новое – это хорошо забытие старое. Ведь в конечном итоге то же приведенное ранее золотое правило представляет собой лишь одно из воплощений тропоса Сына Человеческого, Который «пришел…чтобы послужить» (Мф. 20, 28). Послужить, чтоб отдать Свою жизнь на дело искупления многих – и заповедать то же самое и людям. Причем не только каждому человеку, но и, как верно отметил уже помянутый выше Августин – и народам, и государствам. Общеправославное (соборно одобренное всеми существовавшими на момент его формирования Поместными Православными Церквями) общецерковное (утвержденное на основе согласия десятков учивших этому православных святых XVXX веков) учение о России (не о Москве – о Российском государстве!) как о Третьем Риме Христовом (то есть стране с крупнейшим в конкретно-исторической период православным большинством населения, каковой наша страна оставалась даже по данным неанонимной сталинской переписи населения 1937 года) – на самом деле является учением, суть которого выражается словами Иисуса Христа «больший – да будет … слугой» (ср.: Мф.: 20, 26). О том же самом говорит и имеющее в своей духовной основе православные заповеди учение классического евразийства (на основе которого, думается, и должна происходить интеграция как пространства Большой Евразии в целом, так и пространства месо-евразийского культурной-исторического ареала, включающего в себя как страны постсоветского пространства (кроме Прибалтики), так и государства Балканско-Анатолийского региона).

Кстати, путь служения (зачастую – служения прежде всего общим интересам, объединяющих и нас, и наших противников, иногда считающих себя нашими смертельными врагами) – отнюдь не исключает стремления к победе. Напротив, он прямо предполагает достижение общей победы всего современного человечества (и всех его составляющих) в деле сохранения человеческой жизни как таковой)! Вот сколь высоки ныне ставки – и вот почему так важен сегодня незаслуженно забытый традиционный англо-американский принцип winwin (победа без проигравших). Именно это принцип необходимо продвигать как основу диалога (и парафраз жизненно важного для России принципа неделимости безопасности, в рамках которого «все связано со всем» – что не только позволяет – но прямо требует подняться над локальным конфликтом во имя глобального мира)!

Какие же еще реальные новые цели и ценности могут быть заявлены сегодня представителями интеллектуального класса нашей страны?

Думается, к таковым в числе первых должны быть отнесены мультилидерство, многоединство и макросотрудничество.

Мультилидерствоэто принципиальное признание того, что в мире нет и не может быть одного единственного «глобального лидера» во всех областях жизни и деятельности человеческой цивилизации. Уже само притязание на подобного рода роль в сути представляет собой (как минимум) скрытую или полу-скрытую (а то и абсолютно открытую – как в случае с тем же ИГИЛ) манифестацию крипто-тоталитарной идеологии (под какой бы внешне «либеральной» и «демократичной» маской она не пыталась скрыть свою античеловеческую суть).

Однако это отнюдь не отменяет того, что как минимум каждая крупная или средняя страна (то есть подавляющее большинство государств) и уж определенно абсолютно каждая группа этнически, культурно, лингвистически, территориально близких стран – являются если не бесспорными лидерами, то как минимум «первыми среди равных» в той или иной области нашего человеческого бытия.

Вряд ли кому придет в голову подвергать сомнению финансово-экономическую и иную материальную мощь Соединенных Штатов Америки, общепризнанную культурную роль Европы, духовную крепость нашей отечественной российской (месо-евразийской) цивилизации (не раз и не два спасавшей мир от очередных кандидатов на роль глобального гегемона), роль Китая как традиционной «фабрики мудрости» и современной «фабрики мира» или исторически сложившийся статус Индии как культурно-цивилизационного ареала, на котором Запад и Восток (вопреки традиционному для англо-саксов заблуждению столь любимого мною Редьярда Киплинга) все же сошлись (и продолжают сходиться) воедино.

Подобного рода примеры можно приводить практически бесконечно – дойдя в итоге до Сингапура (как современного глобального лидера в области формирования виртуальной электронно-цифровой среды реальной человеческой жизни) и до Новой Зеландии (как страны, занявшей почетное первое место в списке государств с практически нулевой коррупцией).

Важно, однако то, что именно такого рода лидерство многих в тех или иных сферах, должно, соединяясь воедино, образовывать в рамках всего мирового сообщества атмосферу мультилидерства, при котором каждая из помянутых мною выше стран и групп стран могла бы реально и эффективно выполнять функцию лидера – то есть ведущего в деле формирования, осмысления и внедрения наилучших практик в целях всеобщего взаимообщения и взаимообогащения всех восьми миллиардов людей, населяющих нашу планету.

Многоединство – это исходно русский, подробно разработанный основоположниками классического евразийства идейно-мировоззренческий концепт (более глубокий чем знаменитое «единствo в многообразии»). Под многоединством понимается иерархически организованное и целесообразно действующее единство множественности.

Ярким примером такого многоединства является находящееся в нормальном состоянии и функционирующее в нормальном режиме международное сообщество. Его члены (независимые суверенные государства, которые как известно еще со времен святого Августина «состоят из граждан как текст из букв») в норме одновременно существуют и действуют в своих собственных интересах, в интересах нижестоящих, составляющих эти государства субъектов (коллективов граждан регионального, муниципального, отраслевого, корпоративного и множества других уровней – вплоть до отдельных семей и домохозяйств) и в интересах самого международного сообщества (а также образуемых в рамках этого сообщества универсальных и региональных международных организаций). В конечном итоге только такое многоединство и способно обеспечить интересы, нужды и само бытие всего человечества в целом.

Макросотрудничествоэто всесторонне многоуровневое и многоаспектное открытое структурно-сетевое сотрудничество всех уровней, направленное на реальное решение всего комплекса стоящих перед нынешним глобальным миром проблем (для решения которых, по верному слову крупнейшего современного российского международника Сергея Караганова, несмотря на постоянные словопрения – в течении последних сорока лет реально не было сделано ничего). Это синергетическое сотрудничество, которое должно охватывать все сферы, страты и стороны современной жизни. При этом необходимо понимать, что с момента провозглашения в начале ХХI века наступления эпохи антропоцена (сменившей привычный нам голоцен) – уже невозможно (не выходя целиком и полностью за рамки признания объективной картины мира) отрицать, что ключевым источником (но также и ключевым фактором решения) помянутых глобальных проблем является нынешний образ жизни самого человечества.

Это и есть те ценности, которые мы должны выдвинуть и продвигать – и одновременно те цели, которые нам необходимо достичь и воплотить.

Каким же образом это можно реально сделать в современных условиях «всемирной гражданской войны»?

Полагаю, что никаким иным, кроме как путем активной борьбы за восстановление подлинного (прежде всего – внутреннего) мира во всем мире!

Ныне, когда уже не только эксперты, но и подлинно ответственные политики высшего уровня во всем мире открыто говорят об угрозе ядерной катастрофы, когда Совет Безопасности России призывает изучать механизмы, аналогичные механизмам преодоления Карибского кризиса 1962 года – представляется абсолютно необходимым сплочение всех людей доброй воли в новое движение борьбы за спасение мира – и мира. Иначе говоря – за воплощение в жизнь описанных выше новых целей и ценностей ради спасения всего человечества!

Главной целью такого сплочения должна стать проводимая (по аналогии с Движением неприсоединения и Международным движением в защиту мира) деятельность по стимулированию «глобального общества» «не этого» (другого, не принимающего нынешнего безумия, вменяемого слоя людей) Запада к отказу от восприятия «не-Запада» (и в особенности – России, как впрочем и Китая, и Ирана) как «всеобщего врага» и некоего «исчадия ада».

Ныне многие часто говорят о том, что едва ли не ключевой составляющей современной «проблемы слышания друг-друга» проблемы является отсутствие на «этом Западе» политически-вменяемых и договоро-способных партнеров по диалогу. Как выразился один мой коллега, «возможно, там сомневаются в нас – но мы-то вообще не можем увидеть реальных визави». Сказанная еще летом этого года фраза одного современного австрийского политического деятеля об отсутствии к западу от границ его страны настоящих политических лидеров, которых-да заменили «нервические и истеричные великовозрастные мальчики» – моментально стало крылатой. Впрочем, недавно к «мальчикам» прибавилась новая премьер(а?) Соединенного Королевства, в бытность свою главой Форин Офиса публичного отрицавшая суверенитет России над Воронежской областью. Став во главе британского правительства, она не преминула заявить о необходимости разоружения России и … передачи доходов от находящейся на территории России нефти в распоряжение украинской «(цэ)эуропэйской влады». На этом фоне призывы некоторых официальных лиц США к нагло и беззастенчиво попирающей все универсальные принципы международного праве передаче абсолютно противоправно арестованных золотовалютных резервов России на финансирование ведущихся Украиной военных действий против нашей страны – даже несколько меркнут. Впрочем, я придерживаюсь точки зрения, согласно которой, мы сами должны добиваться снятия блокировки с наших резервов под эгидой их передачи на цели внутреннего восстановления и развития всех тех территорий, которые украинские власти когда-либо предлагали считать «украинскими землями» – прежде всего исторической Новороссии, Крыма, Кубани т.д. – вплоть до территории исторического Зеленого Клина на Дальнем Востоке. Ну и конечно – на цели прекращения войны и восстановления подлинного мира на многострадальной украинской земле, населенной нашими братьями!

Позволю себе отметить, что в традиционно в качестве партнеров по диалогу со стороны Запада из числа лиц принимающих решения в первую очередь обычно рассматриваются главы государств, правительств, парламентов и их палат, лидеры ключевых политических партий, «капитаны бизнеса», и лишь в редких случаях – деятели науки и культуры (из которых обычно вспоминают в основном политических тяжеловесов, гениальных мэтров типа Генри Киссинджера). Думается, однако, что в современных условиях не только возможны, но и необходимы более нетривиальные подходы.

Как известно, США недаром традиционно называют «государством судей». Широко известны даже карикатуры, в котором Президент и обе палаты Конгресса изображаются в виде худых парней, зажатой обладающим габаритами современного борца сумо человеческой фигурой с надписью «Верховный Суд Соединенных Штатов». Но в каждой шутке, как мы знаем, есть только доля шутки. Не только Председатель Верховного Суда США, но и каждый из остальных восьми его членов в силу уникальной политико-правовой силы этого органа обладает властно-политическим весом, лишь немногим уступающим весу Президента, Вице-Президента и Председателя Палаты Представителей США и вполне сопоставимым с весом pro tempore Председателя Сената и лидеров оппозиции в обеих палатах Конгресса.

Многие считают, что любой содержательный диалог с носителями незападных ценностей в современных условиях является для западной политической элиты токсичным. Однако при этом часто забывают, что есть лица, подобно ежам обладающие противоядием к такого рода токсичности. Например, старейший по возрасту и стажу работы член Верховного Суда Кларенс Томас – чернокожий консерватор, пламенный борец за реальные гражданские права расовых меньшинств США, человек которому за более чем полвека профессиональной деятельности приходилось решать проблемы, токсичность которых для внутренней (и единственной реально-воспринимаемой в США) американской повестки несравнима с проблемами вокруг Украины – страны, которую половина опрошенных американцев, к сожалению, даже неспособно найти и показать на карте.

Или Соня Сотомайор – первая латиноамериканка в должности судьи Верховного Суда, прославившаяся, в частности, своим практически ювелирно сбалансированным подлинно центристским подход к сложнейшим проблемам политико-правовой выверки эффективного соотношения права личности и общества, гражданина и государства. Происхождение, положение, образ жизни и особая репутация этих (и некоторых других подобного рода) людей, их совершенно особый авторитет (в котором сплавляется воедино их властно-политический, этно-культурный и научно-юридический статус) по мнению ряда моих коллег, делает их едва ли не идеальными кандидатами для ведения подлинного глобального межкультурного и меж-мировозрренческого диалога на самом высоком глобальной уровне!

Остается рассмотреть вопрос о том, где же в современных условиях может реально происходить (проводиться) такой диалог?!

Фактически безальтернативным центром деятельности глобального миротворческого диалога в современных условиях может быть только Индия – которую Запад во всех своих ипостасях (в том числе в лице Государственного департамента США) призывает играть роль «глобального посредника» (в т.ч. – в отношениях с Россией). То, что прозвучит в 2023-2024 гг. из Индии – вполне может услышать (а главное – реально принять) и Первый, и Второй, и Третий мир. Иначе говоря – все человечество в целом!

Именно с опорой на Индию (в том числе в формате РИК – Россия + Индия + Китай) и может быть создана глобальная площадка для конструктивного диалога видных деятелей науки, культуры и бизнеса Севера, Юга, Востока и Запада. Диалога, который должен иметь целью выработку путей де-эскалации нынешней критической (если уже не закритической) ситуации!

Разумеется, это никоим образом не отменяет значимости других предлагающих посреднические услуги стран (от Израиля и Индонезии – до Таиланда и Турции). Но именно Индия ныне имеет особую, исключительную роль (в том числе роль естественного лидера всего Глобального Юга, население которого представляет собой большинство человечества).

Помимо прочего, соответствующая, базирующаяся на Индию, площадка могла бы сосредоточиться, в частности, и на следующих темах:

1. Диверсификации – в т.ч., экономической диверсификации взаимоотношений в треугольнике РИК и вокруг него, – в частности, возвращения к идее строительства в кратчайшие сроки нефте- и газопроводов из Сибири через Синьцзян в Индию (а м.б. – и в Пакистан). Последнее, кстати могло бы способствовать началу разрешения после 2024 года проблем вокруг Кашмира прежде всего на основании комплексного принципа установления и сохранения мирных взаимоотношений сторон на линиях территориального контроля всех государств, осуществляющий такой контроль на территории исторического «Большого Кашмира» – то есть Индии, Пакистана, Китая и Афганистана. В целом же принцип «каждый стоит там, где стоит», способен сыграть огромную роль в поиске эффективных подходов к реальному урегулированию множества территориальных конфликтов по всему миру – и устранению всякого вызываемого ими расстройства международной жизни).

2. Десанкцион(ал)изации, то есть создания механизмов стимулирования отказа от односторонних санкций или максимально комфортного обхода оных (одновременно с реформой фактически уничтожаемой этими санкциями ВТО). В конце концов, доведения Глобального Юга до угрозы голода (при изобильном урожае зерновых 2022 года) – прямое следствие именно проводимой «этим Западом» политики односторонних противоправных санкций – а значит именно Глобальный Юг не менее России (и Китая) заинтересован в разрушении соответствующей системы.

3. Подлинной (а не мнимой, выражающейся, в частности, в деятельности полукриминального движения «BLM» и подобных ему разрушительных организаций) денеоколони(али)зации, главной целью которой должно стать переформатирование структуры международного сообщества в целью ее приведения в соответствии с реальным весом и значением Глобального Юга и Востока (в т.ч. с реальной возможностью создания «неподсанкционной» международной валюты – возможно, на базе подлинно равноправной трансформации специальных прав заимствования МВФ, а также, что еще более важно – с возможным созданием института постоянных членов Совета Безопасности ООН без права вето для таких стран как Индия и т.п.). При этом необходимо учитывать, что анти-колониализм (и в особенности – анти-неоколониализм) в современном мире существует и активно развивается не только в левой, но и в не меньшем масштабе – в традиционной для той же Индии правой политической парадигме. Понимание этого абсолютно необходимо для того, чтобы, образно говоря, «научиться бить врага его же оружием».

Соответствующая работа могла бы вестись, в том числе, в рамках создания использующей в качестве страны базирования Индию неправительственной международной сете-центрической организации под условным названием «Люди мира – за спасение мира» (с формально полностью или преимущественно негосударственным финансированием). В сути такого рода движение подлинно влиятельных в обществе людей стало бы аналогом миротворческого движения деятелей науки, культуры и искусства за мир (активно функционировавшего в 1950-е – 1980-е гг.). И это абсолютно закономерно. Ибо кто как не подлинные интеллектуалы современности способны найти выход из того тупика, в который загнали человечество очередные безумные претенденты на глобальную гегемонию?

Кстати, в 1472-1474 гг. исполняется 550 лет началу российско-индийских отношений – знаменитому «хожению» русского купца Афанасия Никитина в Индию. В среде индийской интеллектуальной и деловой элиты (многие представители которой учились читать на родном языке по книгам, которое в 60-е – 80-е годы десятки миллионов экземпляров издавала наша страна) хорошо помнят об этом.

У нас пока еще сохраняется шанс воспользоваться неоскудевающей исторической памятью полуторамиллиардного народа Индии, отнюдь не забывшего знаменитый девиз «Хи́нди ру́си бхай бхай» («Русский и индиец – два брата»).

Девиз, столь созвучный словам всемирно известного современного православного святого – Паисия Афонского, сказавшего, что мир в ныне разобщенном мире наступит тогда, «когда люди будут готовы пройти пол-поприща ради того, чтобы назвать друг друга братьями».

Кстати, уважаемые читатели: давайте не на секунду не будем забывать о том, что альтернатива возрождению подлинного братства – гибель человечества в огне глобальной катастрофы!

Автор: Вадим Балытников

участник Всемирного Русского Народного Собора, кандидат юридических наук, государственный советник юстиции Российской Федерации 1 класса.

Добавить комментарий