Рубрики
Блоги

Мобилизационная повестка, «матрица» и «полицейское государство»

Главное в обращении президента следующее – таким совершенно нетипичным и, казалось бы, излишним в действующей системе способом было передано требование президента к региональным властям: прекратите наводить в регионах «полицейщину» в стиле «матрицы». Можно сказать, что президент потребовал возвращения региональных властей к стандартному «полицейскому государству», которое кажется тем милее, чем дольше развивается коронавирусный кризис. Да, региональные власти президента услышали, и всероссийская «матрица» нам пока не грозит. И всё же, по идее, это уровень правительственных непубличных управленческих решений, а не телевизионного обращения президента к народу.

Интересный феномен – второе обращение президента, прозвучавшее 2 апреля, в тот же день, что и первое, в четверг. Многие, видимо, ждали объявления чрезвычайного положения, которое обязывает государство спасать разоряющийся бизнес. В первую очередь, такие ожидания, насколько можно судить, исходят из среды малого и среднего бизнеса, того самого среднего класса, который многократно заявлялся в качестве приоритетной целевой социальной группы в государственной политике. Сегодня для этого среднего класса были бы важны такие меры, как, скажем, «обнуление» налогов или отмена для арендодателей арендной платы – и касается это не только самих бизнесменов, но и работающих на их предприятиях людей, которым в условиях месячных каникул в общем-то нечем платить зарплату. Однако этого в обращении президента не прозвучало.

Другие, судя по фейсбуку, ждали анонсирования новых, и даже более серьезных мер «социальной направленности». И они, конечно, прозвучали. В отношении так называемых бюджетников.  Любопытно, конечно, как в кризис «обнулился» весь властный дискурс социальной стратификации, в котором в общем-то всё постсоветское время бюджетники с большей или меньшей степенью откровенности  оценивались как «нахлебники» на государственном горбу, которых нужно сокращать, «оптимизировать». Понятно, что бюджетники и пенсионеры – самые социально незащищенные категории населения, и их больше некому поддержать, кроме как государству, но поддержка властью только их посеет – и уже посеяла – в обществе социальную рознь и привела к росту недовольства.

Однако это – не главное, что мне хотелось бы сказать в связи со вторым обращением Владимира Путина. Главное в этом обращении следующее – таким совершенно нетипичным и, казалось бы, излишним в действующей системе способом было передано требование президента к региональным властям: прекратите наводить в регионах «полицейщину» в стиле «матрицы». Можно сказать, что президент потребовал возвращения региональных властей к стандартному «полицейскому государству», которое кажется тем милее, чем дольше развивается коронавирусный кризис.

Речь явно шла о неприемлемости системы, которая активно «прокачивалась» через СМИ в связи с ситуацией вокруг Москвы несколько дней до этого: чипы, qr-коды, отслеживающие маршруты передвижения людей; штрафы за передвижение по неразрешенному маршруту; право полицейских останавливать машины, и если человек едет без разрешения или с разрешением, но не по разрешенному ему маршруту, – выписывать штраф и эвакуировать автомобиль до «окончания карантина» (который официально даже не введен, а «самоизоляция», как отмечают многие, не имеет юридически прописанного в законе статуса).

Собственно, все эти меры на полном серьезе обсуждались на 1-м канале в связи с указом мэра Москвы от того же 2 апреля о штрафах за нарушение «самоизоляции» (в независимости от того, заражен человек или нет). Передача шла в прямом эфире в ожидании обращения президента, а после обращения был выпуск новостей, в котором показали Татарстан, где полицейские останавливают все машины подряд и требуют предъявления справки-пропуска, разрешающей передвижение по городу. Сюжет сопровождался текстом, что такие же меры будут вводиться в других регионах.

Однако в этот же день, ровно через пару часов после обращения президента на сайте мэра Москвы появилось сообщение, что введение пропускной разрешительной системы передвижения по Москве «откладывается», т.к. «москвичи проявили ответственную гражданскую позицию и солидарность в борьбе против коронавируса, против общей беды». На следующий день последовали разъяснения опер-штаба по коронавирусу, что можно передвигаться на машине «одному» (или с тем, с кем проживаешь) без всяких разрешений. А затем пошли сообщения по регионам – в Башкирии смягчили передвижение по пропускам, в Саратове отменили выдачу пропусков, еще где-то сняли блокпосты.

Получается, что региональные власти президента услышали, и всероссийская «матрица» нам пока не грозит. Однако удивляет способ, которым этот «сигнал» президента был доведен до губернаторов и мэров. По идее, это уровень правительственных непубличных управленческих решений, а не телевизионного обращения президента к народу. Проводя близкую мне по научным исследованиям аналогию с государственной системой начала ХХ века – это уровень примерно Департамента полиции, который нередко рассылал секретные циркуляры губернаторам с призывами не выходить за пределы действующего законодательства. Но это делал Департамент, одно из подразделений МВД, а не император. 

Возникает ощущение, что разные элитные группы используют сложившуюся ситуацию для продвижения своей «повестки», а следовательно – и своего влияния во властной вертикали, и то, что мы наблюдаем в публичном пространстве – это неожиданно вырвавшаяся на поверхность в экстренной ситуации подковерная борьба. Противоречия внутри элиты – вещь, в общем-то естественная в любом государстве, однако, судя по информационной политике в российских СМИ, нам предстоит мобилизационный сценарий выхода из кризиса, в том числе из экономического.

Позавчера, когда численность новых зараженных коронавирусом составила 601 человек, почти весь день в топ-5 яндекса висела новость РБК с названием «В России за сутки выявили более 600 случаев заражения коронавирусом». Сайт «Коронавирусник» с данными по Московской области почему-то называет тех, кто умер от коронавируса, «погибшими» – то есть термином, которым обычно обозначаются жертвы войны, терактов и т.п. В целом СМИ явно способствуют мобилизации населения.

Однако тут есть одна сложность. Значительная часть населения страны весьма восприимчива к конспирологическим теориям. Мне уже приходилось об этом писать в отношении восприятия людьми событий 1917 года. Но одно дело – давно состоявшаяся революция. Другое дело – текущие реалии, затрагивающие тотальным образом все население страны. В последние дни набирает популярность «Обращение к президенту» некой «ассоциации медиков России», которое гуляет сейчас по интернету по самым разным массовым площадкам. В тексте прямым текстом и довольно подробно говорится о «мировом правительстве», которое сотворило и сам коронавирус, и нагнетание мировой ситуации вокруг него. Никакой «ассоциации медиков России», впрочем, нет, как показывает простой поиск в интернете, а запустил это обращение так называемый «Общенародный союз возрождения России», сайт которой недвусмысленно оппозиционен по отношению к действующей власти. Конспирологические теории в России обычно носят про-властный, про-государственный характер (согласно этим теориям, государственность в России дважды в ХХ веке обрушила именно «мировая закулиса»), однако сегодня конспирологическое массовое сознание приобретает выраженные антивластные черты.

Говоря другими словами, мобилизационная повестка пока способствует не сплочению общества, а его разъединению. Но есть и другая сложность – для успешной реализации мобилизационного сценария «солидарность» должна проецироваться не только на население, но и на политическую элиту, чтобы у обычных людей не возникало ощущения схватки бульдогов под ковром.

______

Наш проект осуществляется на общественных началах и нуждается в помощи наших читателей. Будем благодарны за помощь проекту:

Номер банковской карты – 4817760155791159 (Сбербанк)

Реквизиты банковской карты:

— счет 40817810540012455516

— БИК 044525225

Счет для перевода по системе Paypal — russkayaidea@gmail.com

Яндекс-кошелек — 410015350990956

Добавить комментарий