Рубрики
Блоги Прогнозы

Михаил Саакашвили и будущее украинского олигархата

Основное требование Саакашвили – создание Антикоррупционного суда, у которого появится возможность привлечь к ответственности любого украинского политика или бизнесмена. Даже без ведома представителей (какой угодно, но избранной) власти. Война со взяточничеством – благородное оправдание для электората – по факту будет означать тотальный контроль украинского политического класса, обеспечение абсолютной лояльности США, а также невозможность любых «сепаратных» переговоров с Россией.

«Запад должен осознать, что поддержал неправильного лидера в Украине. Президент Петр Порошенко… потерпел неудачу, и не исполнил свое обещание ликвидировать коррупцию в стране. …сам Порошенко контролирует Прокуратуру и СБУ – органы, которые обвиняются в саботировании войны с коррупцией. Многие считают, что так он расправляется с инакомыслящими и дискредитирует активистов борьбы с коррупцией, препятствуя таким образом оппозиции… Это не тот тип лидера, которому должен доверять Вашингтон, и пока Запад (и украинцы) застряли с Порошенко, Америка и её союзники должны быть готовы к обходному пути, когда это будет необходимо», – пишет издание Reuters.

Как известно, одним из основных требований самого заметного на данный момент украинского политика Михаила Саакашвили является создание антикоррупционного суда. Подобный орган должен будет создать единый механизм с уже существующими НАБУ (национальное антикоррупционное бюро Украины) и Специальной антикоррупционной прокуратурой. Фактически это дало бы возможность создать независимую, управляемую Госдепом США четвертую ветвь власти, которую на самом деле никто на Украине не выбирал – полевые антикоррупционные суды быстрого реагирования.

Для Саакашвили требование о создании антикоррупционного суда – и тактический, и стратегический ход. Без выполнения этого условия он просто не задержится у власти, но если это требование выполнит сам Порошенко (чего он никогда не сделает), это в одночасье сметет всю украинскую олигархическую вертикаль власти.

У такого автономного органа появится возможность привлечь к ответственности любого украинского политика или бизнесмена – даже без ведома представителей (какой угодно, но избранной) власти. Война со взяточничеством –  благородное оправдание для электората, но по факту, это будет означать тотальный контроль украинского политического класса, обеспечение абсолютной лояльности США, а также невозможность любых «сепаратных» переговоров с Россией.

Само наличие подобного института свело бы на нет все полномочия президента и саму необходимость в нем. Украина, пожалуй, со дня своего основания жила при олигархии и не знала другого режима. Но эти олигархи хотя бы были свои. Внезапно свалившийся на головы украинцев Саакашвили, конечно, уже не чужой, но в искреннюю его любовь к Украине и в то бескорыстие, с которым он якобы  готов бороться с коррупцией, безусловно, верится с трудом.

Америка могла бы сделать больше для защиты Украины, считают многие  в стране. В этой связи часто вспоминают Будапештский меморандум (Меморандум о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия). Но помощи украинские элиты так и не дождались.

Ликвидация существующего режима выгодна, пожалуй, лишь украинским олигархам Игорю Коломойскому и, возможно, Дмитрию Фирташу – их противоречия с президентом также известны всем. По некоторым слухам, Михаил Саакашвили – ставленник Коломойского. В начале сентября 2017 года рейтинг бывшего одесского губернатора был в районе 1,8%, но после своей яркой и разрекламированной «борьбы» он превратился в одного из самых заметных политиков на украинском политическом олимпе. Его организация – «Рух новых сил» в октябре собирала всего пару сотен человек, а сейчас привлекает тысячи.

Напомним, Саакашвили освободили под личное обязательство 11 декабря. 5 декабря Генеральная прокуратура Украины обвинила бывшего президента Грузии в получении 500 тысяч долларов от украинского бизнесмена Сергея Курченко для организации митингов. На что Саакашвили сказал, что даже не знает, кто такой Курченко.

Пока на руку Саакашвили играет всё. «От Главного управления СБУ в Киеве и Киевской области поступило сообщение, что одной из попыток дестабилизации ситуации в Украине российскими спецслужбами может быть применена ликвидация Саакашвили…», – заявил прямо в ходе заседания суда по избранию меры пресечения Саакашвили представитель Генеральной прокуратуры Украины Александр Говорущак.

Какие перспективы открываются перед действующим президентом Украины? В нынешней ситуации Петр Порошенко даже может решиться на диалог с Владимиром Путиным, но затея эта, скорее всего, будет обречена на провал.

Михаил Саакашвили не может не понимать своего марионеточного статуса в планах США, другой вопрос – есть ли у темпераментного грузина свои амбиции и желание играть более значительную роль оказавшись наверху? Конечно же, они есть.

От ухода Порошенко выигрывает Юлия Тимошенко. Но у США нет причины надеяться, что ветеран украинской политики на посту президента будет более управляема, чем Порошенко — скорее, наоборот, учитывая шлейф историй о связях с Кремлем. По слухам, люди Порошенко, понимая, что корабль тонет, пытаются перебежать на запасную шлюпку под названием «Батькивщина» (партия Юлии Тимошенко) уже сейчас, надеясь пройти таким образом в Раду нового созыва.

15 декабря Михаил Саакашвили в эфире канала NewsOne заявил, что готов к переговорам с президентом Петром Порошенко ради сохранения единства Украины. «Мы все должны сохранять одну сторону и об этом говорить, в том числе и с ним. Мы должны договориться», – заявил Саакашвили. По его словам, Порошенко, при всех его ошибках, «не работает на врагов Украины», и всё, что от него требуется – это перестать покрывать олигархов.

Конечно, некоторые украинские журналисты в связи с этим уже пишут о том, что Михаил работает на Порошенко и просто собирает голоса недовольных властью.

Но, действительно, возможен ли на Украине новый майдан? Небольшое (если сравнивать с 2004 и 2013\2014 годами) количество людей на «Михомайдане», как прозвали его украинцы, очень красноречиво свидетельствует о крайней степени апатии украинского общества. Протестные настроения растут, но количество не переходит в качество. Напуганное население откровенно устало от политики. Никакую свободу майданы не принесли и не принесут. Это поняли уже все. Зажатое общество реагирует на окружающую политическую реальность либо полным отрицанием, либо эмиграцией.

К 2020 году политика займется и конкретными сферами жизни украинских граждан: станут видны результаты пенсионной, медицинской, образовательной, судебной и иных реформ. Внутреннюю политику нельзя целиком основывать только на коллективной ненависти к Владимиру Путину. Украинских политиков и местных чиновников многие из тех, кто «стоял на майдане», уже ненавидят больше – и чувства эти будут только усиливаться.

Ведет ли это всё к социальному взрыву? – Возможно, если все украинские пассионарии не разъедутся… Скорее всего, 2018 год – год, когда в украинской политике будет решаться многое.

Украинское издание «Обозреватель» пишет, что Саакашвили изменил риторику, опасаясь экстрадиции в Грузию, а также о том, что до конца текущего года должны завершиться все судебные разбирательства, касающиеся отказа Саакашвили в предоставлении убежища и разрешения на ПМЖ. Не исключено, что миграционная служба может пересмотреть разрешение оставаться Саакашвили на территории Украины до марта 2018 года.

В штабе Саакашвили заявили, что о желании лидера идти на мировую им не известно. «Примирение, если выполнят все наши требования: это Антикоррупционный суд, закон о выборах, закон об импичменте и отставка генпрокурора. После этого можем говорить о каком-то примирении», – сказал член «Движения новых сил» Юрий Деревянко.