Рубрики
Блоги

МХАТ, как зеркало, скажи…

Учитывая вышеприведённый пример, в факте участия Ольги Бузовой в спектакле театра МХАТ я не вижу ни малейшего повода для драки или простой суеты. Если персонаж Ольги Бузовой столь же вопиюще диссонирует с главной линией всего спектакля и уровнем остальных актёров как и её пение с нотами и общепринятым пока ещё понятием о гармонии, – репутация театра и его руководителя заплатят за это цену, соответствующую размаху “пятна”.

Господа театралы, профессиональные критики и честные прохожие!

Сегодня во МХАТе опять премьера и опять скандал.

Позвольте и мне, пока не остыло, внести свою нескромную лепту во вселенский “мрач” фейсбушного разлива на тему «плюнь на МХАТ, спаси искусство!»

Что там во МХАТе творится после того, как в непонятных и неприятных обстоятельствах оттуда с почестями торжественно проводили народную актрису на “президентство” без творческого вмешательства в текущие дела, точно не знает никто. Но по этому поводу уже второй пандемический год, страстно переплёвываются ведущие СМИ и загребущие соцсети.

Cамая непритязательная публика, воленс-ноленс вводимая в курс дел регулярными оповещениями о новых обвинениях и оправданиях многострадального театра, слегка таки соображает, сколько сил и средств в обстановке непрекращаемых бомбардировок жахнули новые руководители в  показательные выступления с целью доказать сирым скептикам и ярым злопыхателям, что театр возрождается из пепла полного застоя, а не просто выпендривается на манер иных прочих. Что новый руководитель не просто упорствует, бегая по официальным мероприятиям в костюме и белых тапочках, чтобы его отличали от иных прочих, которые в чёрных шапочках, но реально творит и плодоносит, отрабатывая бюджет.

Громким салютом забабахали премьеру “Лавра” и немедленно, вслед ещё не отгремевшим отголоскам, обьявили победу. Полную и неделимую. Попробуй отними – там столько всего понапихано, что любое недовольство закатают в дымящийся негодованием асфальт.

Там и знатные имена, и умопомрачительные декорации со спецэффектами, и музыкальное оформление в реальном режиме, погружающее зрителя в полный «ошараш» под звуки гусель и песен, непрерывно возобновляющихся в течение двух часов.

Там настоящий мальчик и дрессированный волк, и «лес и дол видений полны». И всё там хорошо, но слишком много всего. Bсего слишком много, и это как раз тот самый случай, когда кашу перепортили маслом с сахаром, получив приправленный холестерином диабет.

Сложилось чёткое впечатление, что первая цель постановщиков была «чтоб бохато и всего вдоволь». От текста, которым буквально захлёбываются актёры, пытаясь уложиться в сцену и одновременно выговорить весь роман, – до спецэффектов, которыми так же взахлёб, неперегонки с бесперебойной, как заедающая пластинка музыкой, пытаются дожать зрителя до полного обмякания от чрезмерного воздействия целой армии психотропных препаратов, которые ему запихивают в глаза и уши горстями…

На своей личной странице в соцсетях я было попыталась слегка возразить против подобных щей, в меню подаваемых, как смузи из окрошки с авокадо и немедленно получила под дых от известной публицистки, обвинившей бестолковую меня в полном отсутствии вкуса. Заглянув на страницу самой публицистки и обнаружив там редкого изящества балахоны из тех, что моя простая бабушка называла “срам прикрыть”, я снова убедилась, что о вкусах не спорят, и спорить не стала.

Но потом я посмотрела всё в том же МХАТе совсем другой спектакль, значительно менее “оглашённый”, менее затыканный и вовсе не захваленный. И вдруг сообразила, что кроме широко разрекламированных “показательных выступлений” в театре продолжается самая обычная, нормальная театральная жизнь. С актёрами и спектаклями, не для шумихи создававшимися и не для хайпа задуманными. И все эти актёры и спектакли, незаслуженно погребённые под шквалами склочных скандалов серьёзно страдают от недостатка внимания широкой публики, полностью поглощённой развитием изначального противостояния амбиций и увязшей в этих амбициях по самую макушку.

Я поcмотрела на Малой сцене скромный, камерный и очень актуальный спектакль “У премьерминистра мало друзей”. И подумала, что вместо балаганно сусальной имитации Крёстного хода со спецэффектами по роману Водолазкина, было бы намного более и сильно, и стильно сосредоточиться вот на таких скромных постановках, попадающих в реальность, как в мишень. Они, конечно же, без должного сопутствующего скандала не соберут аншлагов, но срам прикроют, абсолютно точно.

Именно поэтому, как вы понимаете, меня и не спросили, как нам обустроить МХАТ, чтоб и рыбку сьесть, и в ложу сесть, и срам прикрыть, и сбор обеспечить по уже заведённой и принятой схеме: нет скандала – нет аншлага.

И сегодня во МХАТе запускают новый продукт с экстрактом экзотики Южного Бутова и войлочными добавками. В никем (кроме посвящённых) ещё не виданной пьесе “Чудесный грузин” сыграют никому (кроме посвящённых) ещё не ведомые актёры и споёт (да, споёт, нет, не опечатка) Ольга Бузова. По этому горящему инфоповоду опять бушуют и пылают станицы, шумит камыш, гнутся шеи всеядной прессы и “перескайпиваются” мнениями в телепрограммах деятели искусств и праздные журналисты.

На эту премьеру я уже не долечу, поэтому, скажу, не глядя.

Кроме Ольги Бузовой, белых тапочек худрука и ряда неудачных постановок, в этом театре совершенно точно играет много достойных и талантливых актёров, которых вопиюще незаслуженно сейчас сметает одной метлой новоподнявшаяся “зачистка” народного возмущения и протеста против пошлости и капиталистического меркантилизма в искусстве. Волна настолько мощная и явно подгоняемая не дающими ей улечься силами, что она всё больше напоминает точно такой же девятый вал «народного возмущения», когда-то нагнанный армией “очищения и добра” на самый средний и ничем не примечательный фильм “Матильда”, канувший в небытие сразу после премьеры. Кстати, канувший вместе с главным инициатором этого откровенно никчёмного скандала, послужившего исключительно отниманием сил, времени и нервов у всех замешанных и подключённых. Ещё, кстати, позволю себе напомнить, что после этого холостого выстрела, главный инициатор скандала так до сих пор ничем более себя и не проявила, ни на каком поприще. Увы и ой.

Учитывая вышеприведённый пример, в факте участия Ольги Бузовой в спектакле театра МХАТ я не вижу ни малейшего повода для драки или простой суеты. Если персонаж Ольги Бузовой столь же вопиюще диссонирует с главной линией всего спектакля и уровнем остальных актёров как и её пение с нотами и общепринятым пока ещё понятием о гармонии, – репутация театра и его руководителя заплатят за это цену, соответствующую размаху “пятна”.

Всем бузотёрам и бузофилам в этом можно прямо сейчас пребывать абсолютно и незыблемо уверенными, поскольку “глас народный” на многоголосье, перебивающeе гул вселенной эхо, не поскупится. Как можно и нужно быть спокойно уверенными в том, что сам МХАТ тоже “пребудет” и останется зеркалом происходящего в интернет-формате общества целой страны, пока на его премьеры бегают толпы.  Пусть и стена на стену –  восторгаться или в воздух тапочки бросать.

_______________________

Наш проект можно поддержать.

Автор: Елена Кондратьева-Сальгеро

Один ответ к “МХАТ, как зеркало, скажи…”

Добавить комментарий