Русская Idea: Спор «красных» и «белых», обострившийся в связи со столетием 1917 года и периодически переходящий в острую и некорректную фазу, с недавних пор обогатился новыми коннотациями: в соцсетях стали рассуждать о том, что «красная» идея плодотворнее «белой», с точки зрения взаимоотношений России с постсоветскими государствами, которые, скорее, будут согласны с социальным и национальным наполнением Советского Союза, чем Российской империи. Однако такой подход, очевидно, выкидывает за пределы дискуссий тех людей, которые видят в России определенный оплот в смысле сохранения консервативных, христианских ценностей в противовес глобальному неолиберализму. Во многом об этом – материал литовского публициста Андрюса Мартинкуса.

 

***

 

Но надо также оглянуться и на историю, чтобы понять, каким чудесным способом Бог управляет судьбами людей к его собственной славе, но также во здравие своих избранных. Следовательно, хоть Он и Господин судеб, человек, однако, остается господином своих поступков. Требуется, чтобы мы распознали, как Он в правильное время вызывает на арену завоевателей и их завоевания, полководцев и их битвы. И как Он снова всё исправляет и в мгновение ока устанавливает мир тем, что уничтожает духа войны и низводит высокомерие завоевателей; как Он допускает, что тираны поднимаются против виновного народа, и как Он соглашается, чтобы оседлые народы иногда становились бичом своих тиранов. Как Он объединяет друг с другом племена и, с другой стороны, разъединяет классы или даже рассеивает людей на все четыре стороны. Как Он совершенно по Своей воле позволяет образоваться и снова распадаться империям этой земли, как Он повергает в прах и как Он возносит к облакам. И мы, наконец, должны видеть, как потерянно и слепо бродят люди по этому лабиринту истории: истории, которую нации людей приписывают себе, но ни одна из этих наций не может объяснить, каково ее строение, где ее начало и где ее конец1. 

Хуан Доносо Кортес (1809–1853)

 

 

Когда 15 лет назад 10 мая 2003 года на референдуме о вступлении Литвы в Европейский Союз автор этих строк говорил свое «да», он руководствовался другими соображениями, нежели те, которыми руководствовалось большинство других граждан страны, выразивших свое согласие на ее присоединение к ЕС. (Автор может подтвердить это текстами, написанными им в то время.) А именно – экономическая польза от членства страны в ЕС (о которой так трубила официальная пропаганда) в его решении стояла далеко на заднем плане. На переднем плане были аргументы философского, духовного характера. Суть их состояла в том, что Литва является исторической частью христианской цивилизации Запада, поэтому должна в полной мере разделить ее судьбу, не пытаться увильнуть от нее. Автор отлично видел, что в этой стремительно дехристианизируещейся (и дехристианизируемой) цивилизации творится очень много весьма плохих вещей, однако сегодня вынужден признать, что тогда и представить себе не мог, каким всеобъемлющим образом и в каком жутком виде Литва примет участие в судьбе Запада (по меньшей мере Европы). 16 февраля 2018 года в Литве будет отмечаться столетний юбилей восстановления литовского государства. В этом же году исполняется 100 лет первому изданию знаменитой книги немецкого философа и историка культуры Освальда Шпенглера «Закат Европы». В том, что именуется «смертью Запада», Литва напрямую и (говоря без всякой иронии и сарказма) полноценно участвует своей демографической деградацией и увяданием литовского этноса. В 2003 году в Литве всё еще проживало 3,45 миллиона человек. (На момент распада СССР их было 3,7 миллиона.) За прошедший 2017 год население Литвы сократилось еще на 40 тысяч человек – с 2,85 до 2,81 миллиона. Следует иметь ввиду, что это – официальные цифры. Как показывают комментарии в интернете и дискуссии в соцсетях, очень многие им не верят и утверждают, что на самом деле ситуация гораздо хуже.

В Послании к Евреям недвусмысленно устанавливаются христианские приоритеты в любви к Отечеству небесному и Отечеству земному. Говоря об Аврааме и других праотцах, автор Послания пишет: «Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город» (Евр 11:13–16).

И всё же тому, кому суждено нести свой крест в виде любви к Отечеству небесному и одновременно к Отечеству земному, не избежать зачастую мучительных раздумий над смыслом происходящего с его земной Родиной. И в этом для христианина нет ничего предосудительного. Сам Иисус, Царство которого «не от мира сего» (Ин 18:36), плакал о главном городе и политическом центре его земной родины Иерусалиме (Лк 13:34–35; Лк 19:41–44), но насколько хорошими в этом отношении Его учениками являются те высокие представители Его Церкви, которым 16 февраля предстоит участвовать в празднествах, посвященных 100-летней годовщине восстановления литовского государства? Годовщина эта, очевидно, станет первой и последней такой годовщиной, если пагубная неолиберальная внешняя (суть которой состоит в безоговорочной поддержке на международной арене глобального неолиберального миропорядка под главенством государства-мессии – США) и внутренняя (суть которой состоит в принесении в жертву жизненных интересов литовского народа на алтарь глобального неолиберального миропорядка) политика, проводимая в течение всех лет после обретения «независимости», будет продолжаться.

Попытаются ли князья Церкви возбудить сочувствие к судьбе литовского народа в сердцах правящих? Или же всё ограничится улыбками на общей фотографии с теми, которые продолжают проводить в жизнь политику, несовместимую с жизненными интересами литовского народа? Кстати, в этом году 16 февраля совпадает с первой пятницей католического Великого поста, а 14 февраля является первым днем этого поста, Пепельной средой, в которую священник во время обряда возложения пепла на головы верующих повторяет: «Помни, что ты прах и в прах возвратишься». Следует помнить, что в прах возвращаются не только отдельные люди, но и целые народы, и цивилизации. Нет необходимости в приведении многочисленных и хорошо известных примеров. Достаточно будет напомнить о судьбе родственного литовцам прусского народа.

Печальное состояние Европы в целом (в большей или меньшей степени демографически деградируют и другие коренные этносы континента в результате порочной иммиграционной политики, признания однополых «браков», разрушения «традиционной» семьи, недостаточном желании женщин рождать детей и других форм морального разложения) и Литвы, в частности, является следствием множества причин, однако для христианского сознания автора этих строк, старающегося смотреть на историю так, как призывал испанский консервативный мыслитель Х. Доносо Кортес, главная из них умещается в одном слове – «предательство». Упадочное состояние Европы и Литвы является следствием предательства их христианского призвания. Стоит обратить внимание на то, что период расцвета христианской культуры Запада совершенно не совпадает с периодом земного могущества Запада. Наоборот – триумфальное шествие Запада по планете Земля, начавшееся в конце XVIII века, совпадает с началом открытого восстания Запада (в Великой Французской революции) против его христианского призвания. «Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: “Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи”» (Мф 4:8–10). То, что в XIX–ХХ веках под властью Запада оказались «все царства мира» (в разных формах колониальной зависимости, в том числе в форме духовной колонизации, как, например, в случае навязывания западной коммунистической идеологии в России, Китае и других странах), говорит, в первую очередь, о том, что, начиная с конца XVIII века, Запад перестал говорить: «Отойди от меня, сатана». Демографическая деградация европейских обществ, похоже, показывает, что срок сделки европейского Фауста с Мефистофелем подходит к концу.

Когда Запад только начинал свой путь отпадения от учения Христа и, забыв о пребывающем в руках мусульман Иерусалиме, руками крестоносцев грабил столицу христианского Востока Константинополь, двести лет вел захватническую войну на восточном берегу Балтийского моря, охотился на «ведьм» и разрушал единство Церкви Христовой в Реформации (очень примечательно, что одним из первых в лютеранство перешел и таким образом предательство Церкви совершил последний великий магистр Тевтонского ордена – того самого, который, предав свое христианское призвание воевать за освобождение Гроба Господня, в начале XIII века принялся за осуществление в военном смысле гораздо более легкой задачи в виде захватнической войны с обреченными на поражение последними язычниками Европы: и герцогство Пруссия стало одним из первых лютеранских государств), – Великое Княжество Литовское, в котором почти не пылали костры с «ведьмами», явило христианскому миру уникальный духовный и политический опыт мирного сосуществования Западной и Восточной церквей. К сожалению, это христианское призвание государства, владения которого в середине XV века простирались от Балтийского до Черного моря, было предано в Люблинской унии 1569 года. И хотя уния была навязана Литве силой, всё более ополячивающаяся литовская знать не проявила достаточной политической воли к защите уникального духовно-политического проекта и призвания ВКЛ. В отторгнутой от ВКЛ и отошедшей к Польше Украине, в потерявшем треть территории и бóльшую часть политической независимости ВКЛ началось притеснение православных христиан, и гражданскому миру пришел конец.

Несмотря на многочисленные заявления руководителей неолиберального литовского государства о необходимости противостоять «российской агрессии», отнюдь не мир, а сохранение (даже ценой несправедливой войны, как мы видели в случае поддержки Литвой не санкционированных ООН агрессий против Югославии, Ирака, Ливии) глобального неолиберального миропорядка является политическим приоритетом нынешней литовской власти. И уж отнюдь не гражданский мир, а сохранение (даже ценой гражданской войны) глобального неолиберального миропорядка является политическим приоритетом нынешней украинской власти – «жертвы» «российской агрессии», ярым адвокатом которой на международной арене выступает литовская власть. Искаженное неолиберальное видение мира затрудняет выявление причинно-следственных связей. Подобно тому, как нарушение гражданского мира после Люблинской унии дало повод Москве вмешиваться во внутренние дела Речи Посполитой, так нарушение гражданского мира после государственного переворота дало повод России вмешаться в гражданское противостояние на Украине. Подобно тому, как предательство христианского призвания ВКЛ – государственного тела, обеспечивающего мирное сосуществование Западной и Восточной церквей, – стало причиной последующей деградации литовской государственности, так насилие над половиной населения страны – «русской Украиной» – стало причиной гражданской войны (в которой Россия оказывает поддержку одной из сторон) и территориальных потерь. Подобно тому, как ополячивающаяся знать ВКЛ предала призвание Литвы в XVI веке, так политическая элита неолиберальной Литовской Республики предает призвание Литвы в XXI веке. То призвание, о котором сто лет назад в книге «На грани двух миров» писал Стасис Шалкаускис, – призвание быть мостом между Востоком и Западом и осуществить «синтез двух миров, Востока и Запада, в самобытных литовских национальных формах»2.

Чем сейчас является Литва, и что представляет собой литовский народ в государстве, известном под названием «Литовская Республика»? К сожалению, аналогия, которая еще 20 лет назад показалась бы дикой и кощунственной, аналогия с судьбой прусского народа в государстве Пруссия – сегодня такой уже не кажется. Правда, есть одно весьма существенное отличие. Пруссию кладбищем прусского народа и плацдармом для Drang nach Osten – «Натиска на Восток» – сделали чужеземные завоеватели. В Литве демографическая деградация происходит при «своей» власти. И если кладбищем литовского народа государственное образование, именуемое «Литвой», пока еще не стало, то в плацдарм для «Натиска на Восток» оно уже превращено. А когда-то Литва (ВКЛ) этому натиску противостояла.

Жители Отечества небесного, прославленные Восточной и Западной церквями, святая Харитина, святой Довмонт, святые Виленские мученики, святой Казимир, блаженные Юргис и Теофилюс, просите Всевышнего о том, чтобы ответственные за судьбу вашего земного Отечества вспомнили бы о его истинном призвании!

 

Примечания

1 Доносо Кортес. Главные заблуждения современности по происхождению и причинам (http://deniok.livejournal.com/4603.html)

2 Стасис Шалкаускис (1886–1941) – литовский католический философ, выпускник Московского и Фрайбургского университетов (в последнем защитил диссертацию о философии Владимира Соловьева), преподаватель, а затем ректор университета Витаутаса Великого в Каунасе. В Отделе рукописей Вильнюсского университета хранится рукопись книги на русском языке «На грани двух миров» (1917), с которой был осуществлен перевод на французский язык: книга была издана в Швейцарии под названием «Sur les Confins des deux Mondes. Essai synthétique sur le problème de la Civilisation Nationale en Lituanie» (Genève: Atar, 1919). Здесь цитируется по литовскому изданию: Stasys Šalkauskis. Raštai. T. IV. Vilnius: Mintis, 1995. P. 170.

публицист (Литва)

Похожие материалы

Прошло более четверти века, а сутью молодой Российской Федерации по сию пору является единство и...

Из-за интересов нескольких спортивных чиновников и двух сотен спортсменов на карту было поставлено...

Как повлияли эти события на монархистов из «Аction française», которых министр внутренних дел Эжен...