Рубрики
Блоги Прогнозы

Идеолог татарского майдана

Почему борцы с Москвой выдвинуты на госпремию Татарстана

Комиссия при Президенте Республики Татарстан по госпремиям им. Габдуллы Тукая недавно утвердила список номинантов на эту престижную республиканскую награду. В числе номинантов оказались и Фаузия Байрамова, известная не столько как человек творческой профессии, сколько как видный деятель современного татарского национал-сепаратизма, перешедший в последние годы и на позиции радикального ислама, и Айдар Халим, также отметившийся в описании того, как татары «угнетены» Москвой.

Грозная Казань 1991-го

«В перестройку Байрамова – молодая поэтесса, как отмечалось в СМИ, писавшая стихи о коммунизме – резко изменила свои взгляды», – говорит завкафедрой политологии, социологии и менеджмента Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева, доктор политических наук Владимир Беляев. В то время он был активно вовлечен в общественно-политическую жизнь, и даже входил в 1991-1993 годах в Госсовет (консультативный орган) при президенте Татарстана. Байрамова, по его словам, сначала вступила во Всетатарский общественный центр, где группировались тогда националисты, но осталась неудовлетворенной позицией этой организации, требовавшей для Татарстана лишь статуса союзной республики. В апреле 1990 года поэтесса создает Татарскую партию национальной независимости «Иттифак», чья программа была гораздо радикальней – создание независимого этнического татарского государства.

Широкую известность Байрамовой принесла статья «Татарлык майданда сыналаты» («Настоящий татарин испытывается на площади», дословно – на майдане), опубликованная 12 октября 1991 года в газете «Шахри Казан» и затем воспроизведенная в переводе на русский язык местными, а затем и московскими изданиями.  Статья вызвала мощный скандал в обществе (так, что 81 депутат республиканского Верховного Совета подписался под обращением к президенту с требованием расследовать содержащиеся в ней пропаганду национальной ненависти и вражды и призывы к насилию), и неудивительно.

книга байрамовой
Фаузия Байрамова призывает татар отстоять свою независимость на майдане

Во-первых, Байрамова обвинила русский народ в унижении татарского на протяжении всей истории их совместной жизни: «Может, после четырех веков рабства у татарского народа найдется мужество, может, нация встанет сама и перестанет подчиняться указующему персту Москвы?… Духовенство, пресса призывают к дружбе с русским народом. Когда хозяин и раб жили в мире и дружбе?». Она призывала закрыть республику для приезда русских: «Самый тревожный фактор – русские едут к нам…. Возрастет количество русских, и тогда они будут «делать» политику в республике. Необходимо принять закон о миграции». Недвусмысленные призывы звучали и по адресу уже живших в республике представителей нетитульной нации: «Кто выступает против независимости Татарстана? Русские…. Поэтому пришло время прямого разговора с русским народом. И мы должны сказать ему: «Если тебя не устраивают флаги с месяцами, наш язык, народ, ценящий свободу, – все четыре стороны света твои!». Байрамова договорилась тогда и до нежелательности межнациональных браков: «Разве татарин, имеющий гордость, смешает свою родословную со своими врагами?».

Во-вторых, звучал прямой призыв к сепаратизму, причем целого ряда регионов: «На первом плане сейчас – только вопрос о независимости. Если парламент не согласится с этим, народ должен заставить его это сделать…. Есть еще один вопрос, для решения которого настало время. Это вопрос территории. Татарские земли – это не только Татарстан… Половина территории России – это наши земли. Нацию можно сохранить, если сплотить ее этнически. Пришло время поговорить о землях, принадлежащих татарам издревле, где и сейчас проживают татары (Симбирск, Саратов, Самара, Астрахань, Оренбург, Уфа)». Заявления о том, что «народ должен заставить» депутатов республики отделиться от России, понятны в контексте упоминания в статье о создании в Татарстане незаконных вооруженных формирований, которые Байрамова одобрительно сравнивала с обрушившейся в XIII веке на Русь монголо-татарской ордой: «Создается национальная гвардия. Она набирается по принципу «Лучше меньше, да лучше». В войске Чингисхана один татарин стоил ста воинов». Можно добавить, что газета «Иттифака», издававшаяся в начале 1990-х, носила красноречивое название «Алтын Урда», то есть «Золотая Орда».

Еще одну статью Байрамовой, вышедшей в августе 1991 года в газете «Оппозиция», 29 сентября 1991 года на сессии Верховного Совета Татарстана процитировал депутат Ильдар Нурмухамедов: «Мужчины-татары, если вы не хотите, чтобы ваши дети, отцы и матери, жены умирали от голода, вы должны думать об оружии и хлебе». И обратился к Байрамовой (тоже депутату Верховного Совета) с вопросом: «Вы призываете к созданию вооруженных отрядов в деревне… Вам нужна кровь? Против кого вы? Против русского или чуваша, который родился и вырос на этой земле?».

Кровь в итоге действительно пролилась. «В годовщину взятия Казани Иваном Грозным 15 октября 1991 года они организовали попытку повторения чеченского сценария, когда в результате митинга за независимость к власти в Чечне пришел Дудаев, – рассказывает о татарских националистах Беляев. – Свезли в Казань «Камазами» и «Икарусами» людей из деревень, где татары исторически не имели, в отличие от Казани, опыта совместной жизни с русскими, из Набережных Челнов, массово заселенных в 1970-1980-е годы такими же выходцами из глубинки. Собралось несколько тысяч человек, вооруженных палками и заточками, которые попытались взять штурмом Верховный Совет». События, описанные затем министром МВД республики, напоминали и будущий киевский майдан: «В 13.50 при прохождении одной из групп милиции для занятия определённого места для несения службы в районе магазина «Миру – мир» большое количество митингующих неожиданно напали на этих сотрудников. С криками, свистом начали наносить побои, забрасывать камнями и бутылками, препятствовать их продвижению на указанное в дислокации место. При этом они кричали милиционерам: «Вы имперские крысы! Позор! Убийцы!..» Около 14 часов митингующие предприняли несколько попыток прорваться в здание правительства через милицейские заслоны. Цель этого совершенно ясна: ворваться на сессию, оказать психологическое, а может быть, другое воздействие на депутатов. Причём все эти попытки сопровождались угрозами, нанесением ударов палками, древками флагов… В сотрудников милиции бросали палки и камни, ломали скамейки в сквере… В результате травмированы в общей сложности 16 сотрудников милиции».

«Россия построена на татарских костях»

Позже Байрамова возглавила Милли Меджлис (национальный парламент) татарского народа, созданный оппозицией и претендовавший на власть в республике. Резолюция, принятая этой организацией в 2008 году, в которой заявлялось о создании «правительства Татарстана в изгнании» и содержался призыв к «президентам и парламентам стран мира» о признании независимости Татарстана, в 2010 году стал поводом для возбуждения дела по ст. 282 УК РФ. Байрамову осудили на год условно. Эта же история повторилась в 2014 году, когда она агитировала крымских татар против присоединения полуострова к России.

Что касается литературного творчества Байрамовой, в частности, ставшего основанием для ее выдвижения на Госпремию Татарстана вышедшего еще в 2005 году романа «Кырык сырт», посвященного ссыльным татарам на Урале, то сама она писала о нем несколько лет назад следующее: «Когда же Магнитогорск, возведенный на татарских костях… начнет возвращать долги татарскому народу?.. Ответит ли Россия за перенесенные татарами муки, их бесправное существование в этой стране, начиная с 1552 и кончая 1937 годом?». Даже сталинские репрессии в ее подаче оказались формой уничтожения татар!

Сходные вещи озвучивает занявший затем пост главы Милли Меджлиса Айдар Халим, автор нашумевшей книги «Убить империю» (1997). «Книга «Убить империю» лежала в Йошкар-Оле на складе под арестом шесть месяцев – прокуроры считали, что в ней я разжигаю национальную рознь», – вспоминает он. И неудивительно, учитывая взгляды Халима на историю: «Четыре века после падения Казани… все это время мы были под исключительным прессом. Татарский народ стал низшей кастой этой империи, и в то же время ее опорой, в том числе и военной. Над ним издевались, прогоняли сквозь строй (помните Толстого?), но высоты брал татарин. И чем больше он брал этих высот, тем больше над ним издевались».  А вот цитаты из статьи Халима семилетней давности: «История Русской империи – это шестивековая история ушкуйничества. Следовательно, это будет культурным слоем погромщиков, где в лучшем случае найдется не гусиное перо и карандаш (с татарского «кара таш»), а топор или секира, отрубившие головы наших прадедов… Комсомольск-на-Амуре, Магнитка на Южном Урале покоятся на костях татарских мулл-лагерников… Атом в первый и второй разы взорвался над головой татарского народа – над татарскими поселениями Муслюмово и Чебаркулем челябинского «Маяка» и над татарскими деревнями, окружавшими Тоцкие лагеря. Мы, татары, вторые после японцев жертвы «мирного атома»… Нынче за счет татарского сибирского газа и нефти жируют все, но только не их истинный хозяин – татарский народ» и т.д. В завершение он обвиняет российских ученых и власть в расизме (!) по отношению к татарам: «Есть первосортные и второсортные народы, так, по составу крови. Такой волюнтаристско-антинаучный подход, конечно, грозит тюркам вытеснением их из среды собственного обитания по расистским соображениям. Так, согласно путинской вертикали, столкновение культур и цивилизаций».

байрамова
Остров Сахалин, согласно Байрамовой, также принадлежит к числу “исконно татарских земель”

Так почему же вдруг в этом году Комиссия при президенте Татарстана выдвинула на соискание госпремии этих, по оценке Беляева, «зоологических русофобов»? Ведь ранее, отмечает он, они в списках номинантов никогда не значились. Это подтвердил в 2014 году татаро-башкирской редакции Радио «Свобода» и поэт Ркаил Зайдулла, попытка которого выдвинуть Байрамову и Халима на премию Тукая столкнулась с уверенностью коллег по цеху в том, что «они все равно не пройдут» ввиду активной оппозиционной деятельности.

«Внутри правящей элиты Татарстана есть те, кто сочувствует уличным сепаратистам», – говорит Раис Сулейманов, эксперт Института национальной стратегии, ранее руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований. «Они не могут поддерживать их открыто, поскольку это бросит на них тень, но поддерживают их скрытно, – говорит он. – Например, у того же Айдара Халима два года назад был с помпой отмечен юбилей в Татарском академическом театре им. Г.Камала в Казани при финансовой поддержке Министерства культуры Татарстана, его книги регулярно издаются в хорошем твердом переплете государственным Татарским книжным издательством. А «бабушка татарского национализма» Фаузия Байрамова ездит по разным городам России по линии Всемирного конгресса татар, в исполкоме которого она много лет состоит».

В конце 2015 года отношения федерального центра и казанского Кремля обострились, причем по инициативе последнего. В ноябре представители местной элиты и популярные СМИ республики настойчиво говорили о нежелании рвать отношения с Турцией, сбившей российский самолет Су-24 в небе над Сирией. Так, председатель правления Торгово-промышленной палаты Татарстана Шамиль Агеев заявил, что экономические отношения с Турцией надо сохранить, а вот «нагнетание атмосферы так называемого патриотического истеризма – это не столь правильно». Еще одним камнем преткновения стала инициатива Министерства образования отменить в школах Татарстана обязательное обучение всех школьников татарскому языку. «Это, – эмоционально заявил 15 декабря 2015 года на заседании Госсовета Татарстана депутат и председатель исполкома Всемирного конгресса татар Ринат Закиров, – возвращает нас к 90-м годам, когда люди вышли на улицы тысячами! Эта толпа, безудержная толпа, – она требовала равенства!». Это заявление многие расценили как намек на известные события 15 октября 1991 года. Госсовет Татарстана, в итоге, инициативу ведомства Мединского заблокировал. Ответным недружелюбным жестом в сторону Москвы и могла стать вызывающая номинация радикальных татарских националистов на престижнейшую республиканскую премию.

Автор: Владислав Мальцев

Обозреватель газеты «НГ-Религии», автор статей по общественно-религиозной тематике