Рубрики
Блоги Переживания

Федеральная трасса 1991

Недавно мы имели дискуссию о Ленине: что его национальной политикой («вплоть до отделения») была заложена бомба под государство. Существовали ли на тот момент другие варианты, кроме предоставления нацменьшинствам максимальных прав, уцелел бы СССР в унитарном формате или всё равно распался бы и т.д. – занимательные сюжеты для историка, но поскольку мы не способны, как герои фантастических романов, жить в нескольких временах, для большинства граждан РФ актуальнее другое. Можно ли в НЫНЕШНЕЙ политике выявить мины под будущее?

Одна такая мина очевидна, с какой стороны ни посмотри, хоть с право-консервативной, хоть с лево-коммунистической. Это византийский «синдром головастика» – вливание средств и ресурсов в Москву за счёт остальной России. Одни экономят на необходимом, чтобы другие не знали, куда девать лишние деньги. Перед нами уже не город – отдельная страна, вроде той, где у Пиноккио от безделья выросли ослиные уши.

«Постиндустриальную» столицу нужно обслуживать, поэтому сплошная застройка опухолью расползается на Подмосковье с неизбежным уничтожением лесопаркового защитного пояса и формированием специфического ландшафта из антиутопии И.А. Ефремова «Час Быка», мало приспособленного для человеческой жизни. «Город, окаймленный поясом чахлых рощ, рассекал их широкими дорогами, точно щупальцами… Унылые постройки утомляли глаз повторением однообразия повсюду и в головном, и в хвостовом полушариях… Тяжелые повозки с грохотом неслись по гладким и широким дорогам…»

Я даже готов понять побудительный мотив: связать регионы воедино через уголок «Запада» на своей территории – красивый, сытый и «привлекательный для инвестиций». Аналог американской мечты 80-х гг. Но всё хорошо в меру, нынешнее «развитие» столичного региона оторвалось от всякой рациональности и дает противоположный эффект.

Кому это надо? В регионах нестоличных многие убеждены, что москвичам, и относятся к ним соответственно. Но нормальные жители Москвы и Подмосковья не хотят жить в каменной духовке и дышать ее ядовитыми испарениями. Поэтому градостроительные новости оттуда сливаются в сплошную хронику противостояния. Меняются только адреса, а сценарий один и тот же, как в плохом боевике. Граждане узнают, что у них будут строить (как правило, за казённый счёт) что-то ненужное, уничтожая парк, сквер, нормальную инфраструктуру.

Формируются два лагеря: с одной стороны реальные люди на своей земле, с другой – тёплая компания «девелоперов» и чиновников. Дальше следуют:

1. ученые разъяснения, почему Диснейлэнд, торгово-развлекательный ангар, административное здание в парке, 18-этажная гостиница под окнами, магистраль поперёк жилого микрорайона (нужное подчеркнуть) стали вдруг жизненно необходимы;

2. как бы общественные слушания (с завозом массовки, изображающей местное население, фальсификацией результатов или просто с объявлением, что несостоявшееся якобы состоялось); наконец –

3. наёмники, избивающие людей при благожелательном нейтралитете, а то и при соучастии полиции.

А потом в СМИ так и подают, как хронику военных действий: вот вам новая «горячая точка».

Последние новости с фронта. Ульяновский лесопарк, часть вышеупомянутого лесозащитного пояса, собрались пустить под топор ради очередной дороги – «щупальца» «Настоящая бойня», устроенная в столичном районе Раменки чтобы обеспечить беспрепятственное строительство шестиполосной магистрали «вплотную к школам и детским садам»Теплый Стан, где как раз по случаю кризиса срочно понадобилась гостиница вместо сквера и подъезда к жилым домам.

Всё это не экономика, как бы ни старались подложить под нее бизнес-обоснование: проходит время, и потрясенная страна видит, какое оживлённое движение на трассе, ради которой «пришлось» вырубать лес (почти как на антарктическом леднике).

Это политика.

Вредная, ошибочная, чреватая большой бедой, потому что противопоставляет граждан государству и субъекты федерации друг другу. На ее фоне даже обоснованные действия мэра Москвы – снос сараев у метро – воспринимаются как лицемерие и манипуляция для отвода глаз: одно уберем, а другое, такое же красивое и полезное, впихнём вам насильно прямо под окна. Политику эту надо бы прекращать таким же волевым порядком, каким она осуществляется. Переориентировать строителей на регионы, которые действительно нуждаются в развитии.

А московские лесопарки и дворы просто оставить в покое.

И не спекулировать на том, что во главе местных движений в защиту «малой Родины» (без которой нет большой) иногда оказывались не очень достойные люди. Более достойные – где были в этот момент? Если наши патриоты так заняты высокой геополитикой, что на презренный быт под окнами у них не хватает времени и сил, свято место неизбежно займут другие.

Когда разваливалась великая держава СССР, за нее никто не вступился – и не из-за происков ЦРУ (мы взрослые люди и не станем всерьез обсуждать такие глупости), а из-за того, что граждан годами приучали воспринимать государство как нечто чужое и враждебное, занятое своими опричными делами, то поворотом северных рек в никуда, то борьбой с теплицами на приусадебном участке.

Куда ведут магистрали через Ульяновский лесопарк и через Раменки?

Прямо в 1991 год.

Автор: Илья Смирнов

Смирнов Илья (1958), автор книг по истории русского рока и не только. Беспартийный марксист. Поддерживал перестроечное «демократическое движение» до того момента, когда в нем обозначился курс на развал СССР