Рубрики
Блоги Прогнозы

Этюд в коричневых тонах

Зачем КПРФ привлекает к себе национал-радикалов

Коммунистическая партия Российской Федерации разместила на своем официальном сайте инициативу ее московского горкома «Остановим нелегальную иммиграцию – наведем порядок в России», символом которой изначально было выбрано перечеркнутое изображение женщины в хиджабе, держащей в руках отрезанную голову (позже ввиду начавшегося скандала это изображение сменили на более нейтральное). Хотя поначалу глава МГК КПРФ депутат Госдумы Валерий Рашкин оправдывал логотип с отрезанной головой таким образом: «В этом изображении – боль и страх. Это призыв к власти навести порядок, защитить россиян». «Мигранты – это не просто масса нелегалов… [она] хорошо воспринимает агрессивные идеологии, – заявил Рашкин. – За прошлый год число особо тяжких преступлений, совершённых мигрантами, увеличилось почти на половину».

Как стало известно автору этой статьи из информированных источников, в настоящее время ведутся и переговоры об участии Рашкина в митинге за визовый режим со странами Средней Азии, организуемом 26 марта в Москве коалицией националистических групп. Благо, символика митинга мало отличается от творчества креативщиков их КПРФ – разве что отрезанную голову женская фигура держала подняв высоко вверх, как «Колхозница» Веры Мухиной свой серп.

Как изменилось, однако, позиция Компартии! Вспомним ее заявление 30 ноября 2005 года по поводу достаточно мирного, на фоне нынешнего силуэта с отрезанной головой, «ролика про арбузные корки», выпущенном партией «Родина»: «Позиция так называемой «Родины», направленная на разжигание межнациональной розни в момент нарастания борьбы всех трудящихся за свои права, – абсолютно несостоятельна как с точки зрения патриотизма, так и с точки зрения социализма. Мы ее резко осуждаем… Сеять рознь и вражду между трудящимися по национальному признаку – старый прием эксплуататоров всех времен и народов… Компартия Российской Федерации всегда стояла, стоит и стоять будет на позициях патриотизма и интернационализма. Она четко отделяет эти вековечные ценности русского народа от шовинизма и космополитизма. Мы считаем, что все, кто пытается в своих узкоконъюнктурных целях подменить патриотизм шовинизмом, – недруги России и великого братства народов, исторически сложившегося под ее эгидой… Устраивать шовинистические марши и кампании в имперской и союзной столице, которой всегда была Москва со времен Ивана Калиты до времен Иосифа Сталина, – значит провоцировать раскол и распад России».

Еще более скандальным выглядит то, что на практике КПРФ уже сотрудничает в Москве с силами, мягко говоря, нетолерантными. Вспомним, например, самый громкий (помимо борьбы против платных парковок) конфликт в Москве – борьба «общественности» против строительства православного храма в парке Торфянка в Лосиноостровском районе Северо-восточного административного округа Москвы. На многочисленных митингах в Торфянке выступали депутат Госдумы от КПРФ Александр Потапов, его коллеги из Мосгордумы и различных муниципалитетов Москвы. В официальной группе протеста в социальной сети «ВКонтакте» обращает на себя внимание аватар ее администратора – некоего Евгения Лебедева. На выбранной им для этого картинке – «черное солнце» и рука с мечом, украшенном руной «одаль». И тот, и другой символ популярны в кругах праворадикалов. Судя по ряду фотографий, Лебедев является членом (судя по возрасту и амбициям – далеко не рядовым) клуба единоборств «Сварог», действующего в Лосиноостровском районе. Клуб не простой – на его стенах висят флаги с «коловратом» (восьмиконечный символ, напоминающий свастику) и «кельтским крестом» (этот символ популярен у борцов за белую расу как символ таковой). В аккаунте Лебедева в Facebook можно найти и фотографии с тренировок, где на одном из тренирующихся в клубе ребят футболка с надписью «88». В среде неонацистов эта цифровая аббревиатура означает Heil Hitler (по порядковому номеру буквы H в латинском алфавите). На странице клуба «Сварог» в сети «ВКонтакте» можно найти, например, репосты из группы под названием «Кровь и честь», содержащие изображение руны «одаль» с надписью: «Держи кровь чистой». Другой, совсем свежий репост, пропагандирует идею том, что «свастика является древним Славяно-Арийским символом». Несколькими днями новость о том, что «на востоке ФРГ участились нападения на приюты для беженцев», скопирована на стену группы клуба с комментарием: «Скоро и у нас будет веселый расколбас!». В качестве иллюстраций к ожидаемому добавлено изображение револьвера, ножей и бомбы. «Часть публики из «Сварога» можно встретить на националистических «Русских маршах», – год назад писали побывавшие в нем журналисты «Коммерсанта», добавив: «В клубе «Сварог» принят особый вариант рукопожатия. Здороваются, держа друг друга не за ладонь, а за предплечье у локтя. В среде националистов это приветствие означает, что человек открыт, не прячет в рукаве ножа». В правой среде это приветствие еще называют «веной в вену».

При всем этом правом антураже указанный выше Лебедев сотрудничает с КПРФ, и не только онлайн. В его аккаунте можно найти фотографию, датированную 31 октября 2015 года и подписанную: «На митинге в Отрадном против платных парковок». На этом фото Лебедев держит растянутый над группой активистов красный флаг с символикой КПРФ, а рядом с ним, подняв руку с пальцем вверх, главный распорядитель митингов на Торфянке, лидер комсомольцев Лосиноотровского района Владислав Кузнецов, презентующий себя и как помощник депутата Госдумы и Мосгордумы от КПРФ (не уточняя, каких именно). Удостаивался юноша не так давно и личного рукопожатия Геннадия Зюганова…

Есть и другие примеры. В Рязанском районе Юго-Восточного округа Москвы КПРФ, раскручивая в последние месяцы протестную кампанию, тесно сотрудничает с местным муниципальным депутатом-самовыдвиженцем Андреем Амбарцумовым. В 2012 году, когда Амбарцумов избирался, большой скандал в районе произвели опубликованные на местном интернет-форуме цитаты человека с таким же редким ником и тоже с армянской фамилией (что редкость среди националистов) на форуме Движения против нелегальной иммиграции (ДПНИ) летом 2006 года! Упомянутые высказывания на форуме ДПНИ были радикальными даже по меркам этого националистического движения (что признавал тогда и их автор: «Здесь собираются разные люди, не все такие ксенофобы, как я»): так, евреев он именовал «гнусными обрезанцами», выходцев из южных республик – «черномазыми мразями», заявляя, что «тех из них, кто приглянулся русским женщинам, я готов выгнать в самую первую очередь». Попутно он писал о своем участии в Правом (позже названном Русским) марше 4 ноября 2005 года. Сам кандидат в депутаты Рязанского района тогда уклончиво заявил, что «не помнит, чтобы он это писал, но утверждать с гарантией, что он никогда в жизни не мог такого написать, тоже не буду», добавив, что участвовал в сборе подписей против установки памятника Абаю Кунанбаеву, который описал шестью годами ранее одноименный юзернейм на форуме ДПНИ. «На форум ДПНИ я не заглядывал, наверное, ещё со времён событий в Кондопоге [сентябрь 2006 года]», – ностальгично написал чуть ранее Амбарцумов, признав косвенно, что бывал там летом 2006-го. Стоит добавить, что в 2011 году Амбарцумов регулярно ходил на акции экс-ДПНИ (участвовал в попытке прорыва на Охотную площадь из метро «Театральная» 4 декабря 2011 года и митинге 11 декабря 2011 года на Болотной площади), объясняя это тем, что именно «там соберутся его единомышленники». Не брезговал он при этом посещением протестных акций на Триумфальной площади 6 декабря и митинга на Болотной 10 декабря 2011 года, пояснив, что с «белоленточными» ему «делить нечего». Мол, за одно дело боремся.

«Только власть надо бы взять, для начала», – указал в 2006 году условие реализации своих людоедских замыслов процитированный выше юзернейм с форума ДПНИ. «У меня есть стойкое убеждение, что эти власть сами не отдадут ни при каких обстоятельствах, – в 2011 году заявляет Амбарцумов. – Лучше уж революция, чем власть ПжиВ» (известный тогда мем, запущенный Навальным про правящую партию). Позже он добавит по поводу Путина, которого в беседе с ним один из оппозиционеров предлагал посадить в тюрьму, как Юлию Тимошенко: «Я бы предпочел, чтобы он разделил судьбу Чаушеску». Как завершился жизненный путь Чаушеску – помнят многие, а кто не помнит – Гугл, как говорится, в помощь.

Коммунисты в этом году используют идентичную фразеологию. Так, выступавший 21 февраля 2016 года на очередном митинге на Торфянке депутат муниципального собрания района Аэропорт от КПРФ Антон Тарасов, пройдясь по якобы жирующим чиновникам, заявил: «Этот год, мне кажется, будет последний год, когда можно будет конституционно свергнуть эту власть. Иначе у нас остаются два выхода: либо в следующие годы будет революция, либо никого не останется и выборов больше не будет. Поэтому нам надо объединяться и в этом году выгнать эту власть».

Впрочем, это и понятно. Выборы в Госдуму в 2016 году будут проходить в обстановке тяжелой экономической ситуации, и Компартия намерена взять реванш за прошлые годы, получить максимум голосов – любым путем. Аналогичным путем идут и либералы. В презентованном недавно Ильей Яшиным докладе о Кадырове масса того, что еще лет десять было уделом разве что групп националистов (и яростно порицалось либералами как фашизм): «геноцид русских», «этнические чистки» и обращение людей рабство в Чечне в 1990-е годы, характеристика кадыровской республики как «ханства», которой Россия платит «дань» (крупно выделено) и даже выпады в сторону ислама (одна из глав названа: «А ты докажи, что не Аллах!»).

Причем, КПРФ заигрывает с национал-радикалами, порой глубоко враждебными друг другу. Где-то, как в Москве, или в ряде других регионах, она делает ставку на русских националистов – как в Самаре, где недавно депутат местной областной Думы 7 марта принял участие в совместном заседании с представителями ряда объединений такого толка, включая, как было отмечено, «бывших членов таких организаций как Русское национальное единство, Национал-державная партия России» (первое запрещено за экстремизм, вторая получала предупреждение о недопустимости экстремистской деятельности). А вот в Татарстане в прошлом году Геннадий Зюганов лично вручил партбилет Айрату Шакирову, известному также как «шейх Умар Батырша». Шакиров в 2009-2010 годах получал предупреждения от Генпрокуратуры за создание салафитской группы, ставившей целью создания халифата, а позже примкнул к татарским националистам и боролся с Москвой, в том числе агитируя крымских татар против присоединения полуострова к России. На момент вручения билета Компартии Шакиров находился под следствием по 282 ст. УК РФ. Вместе с Шакировым в ряды КПРФ был принят и татарского лидер националистического движения «Азатлык» Наиль Набиуллин, рекомендации ему обеспечил секретарь одного из райкомов Компартии в Татарстане. Вряд ли руководство партии не подозревало об одиозности этих деятелей, очевидно, расчет и строился на их задействовании их для набора голосов в республике, пусть и национал-сепаратистов или радикальных исламистов.

Впору уже вводить новое выражение – «голоса не пахнут»…

Автор: Владислав Мальцев

Обозреватель газеты «НГ-Религии», автор статей по общественно-религиозной тематике