Автор Опубликовано: 06.05.2025Просмотры: 791

Английский мини-сериал

«Переходный возраст» – английский мини-сериал про 13-летнего школьника, который по ходу обычного подросткового конфликта взялся за нож и зверски убил девочку.

Натужная «документальность» мешает воспринимать судебно-медицинскую трагедию всерьёз. Например, вся 3-я серия – беседа заключённого с психологиней. Мальчик быстро и убедительно раскрывается как агрессивный психопат. Это содержание можно уложить в 5 минут экранного времени. Но вязкая беседа тянется «одним кадром» в 10 раз дольше.

Тем не менее, сериал донёс до российского зрителя кое-какую этнографическую информацию о Великобритании.

  1. Школа в этой стране – гибрид помойки и дурдома.
  2. Квалифицированные рабочие, конкретно сантехники, как отец героя, обеспечены неплохо, но окружающая их природно-архитектурная среда на редкость убогая.
  3. Полиция напоминает гестапо. Поясняю этот пункт: на рассвете команда с автоматами атакует жилой дом, вышибает двери и укладывает обитателей (включая несовершеннолетних) мордами в пол. Для ареста 13-летнего мальчика (даже неадекватного) такое применение силы патологически избыточное. Люди в погонах сами нездоровы.

Во второй серии они вдохновенно пакуют еще одного мальчика – этого вообще непонятно за что. Издевательство над мирным населением сопровождается строгим соблюдением бюрократических параграфов («мне этого знать не положено») и показной заботой: “сынок, ты в порядке?… не хочешь шоколада?”

Сюсюкающее гестапо – примерно то же самое, что школа, в которой ничему не учат. Разные палаты дурдома.

Поскольку психиатрия рулит, многие вопросы к происходящему теряют смысл: не будешь же переспрашивать больного, почему его преследуют именно русские шпионы.

Вот тот самый эпизод под занавес 2 серии, где правоохренители Его Величества арестовали другого школьника. За что? Оказывается, за соучастие. Сам признал, что дал другу ножик. То есть предоставил орудие преступления. Спрашивается: неужели кухонным ножом надо было специально обеспечивать? У мамы на кухне такой экзотики нет?

Убийство произошло на улице, но орудие полиция почему-то ищет в школе, а не в мусорном баке или ближайшем пруду.

Чернокожий полицейский в начале фильма демонстрирует образцово нордический характер, во 2 серии он же со смирением половой тряпки сносит издевательства малолетних придурков, и только что-то мямлит в ответ, как будто всё наоборот: это он школьник, попавший в полицию. Конечно, авторы лучше знают Англию, а нам остается верить как в первое (тупое государственное насилие над гражданами), так и во второе (тупое государственное бессилие перед гопниками). Но как эти европейские ценности сосуществует в конкретном персонаже?

Он кто – законник, когда строго по инструкции, или беззаконник, когда трясёт подозреваемого как грушу без доверенных лиц, адвокатов и понятых?

Видимо, вопрос решается механическим переключением. А потом сюжетные линии (того же полицейского, юного “соучастника” и пр.) обрываются в никуда. Герои просто пропадают.

Общий вывод я бы выделил для лучшего запоминания: угроза уличного убийства в Англии XXI в. исходит из работящей, непьющей белой семьи, в которой родители любят детей и друг друга. По-моему, достойно премии Байдена. За документальный реализм.

Если этот вывод не принимать, а с упорством крота доискиваться собственного, он будет чисто психиатрический: родители вообще не властны над тем, в какую сторону у детей поедет крыша. В одних и тех же условиях вырастили двоих, девочка умная и добрая, а мальчик эгоистичный душегуб.

Конечно, человек образованный может вычитать даже из надписи на заборе много всякого разного по принципу «суп из топора». Сам грешен, раскрывал историософские глубины в «Елене» А.П. Звягинцева. При желании не возбраняется рассматривать английский сериал как социально-критический. Ведь не хочется жить в такой стране, правда? Совсем не хочется.

Но «Переходный возраст» легко допускает и прямо противоположную интерпретацию: в духе той идеологии, которая в этой стране является государственной. Несовершеннолетний убийца «травмирован мизогинными взглядами». «Транслируя мачизм, мизогинию и токсичную маскулинность, они в немалой степени формируют сегодняшнее символическое поле, в котором мужская идентичность взращивается на подавлении и власти…» и т.д.

Однако нет худа без добра. «Переходный возраст» чрезвычайно популярен, и это – убедительное опровержение распространенного мнения о современной аудитории, которая якобы воспринимает кино исключительно как аттракцион.

Редакционный комментарий

Британский мини-сериал «Переходный возраст» заслуженно стал кинособытием весны 2025 года. Критики не найдут слов, чтобы выразить восхищение фильмом, причем в отзывах часто встречается редкое для рецензий слово «совершенство». Безусловно, режиссура, игра актеров и, что немаловажно, блестящая работа оператора, снявшего каждую из четырех серий одним кадром, без монтажных склеек, – все это заслуживает самых высоких оценок.

Сложнее с идейной стороной фильма. О чем он? О мизогинии как сетевой субкультуре, в которую невольно попадают не пользующиеся вниманием одноклассниц подростки? О родителях, потерявших контроль над своими детьми? О школе, утратившей навыки воспитания подрастающего поколения? Или же о государстве, в котором все холодно следуют правилам, какими бы глупыми или чудовищными они ни были? На все эти вопросы можно ответить утвердительно, но, кажется, в фильме есть еще что-то, что связывает все эти сюжеты воедино. И что делает фильм каким-то мрачным предзнаменованием?

Ключевое слово здесь именно «связность», ведь отсутствие монтажных вырезов не случайный прием, использованный режиссером. Мы находимся в пространстве всеобщей связности, в котором нет непроницаемых пространств, где ни один неудачник не имеет шанса закрыться от обидчиков, и каждый человек никогда не может остаться наедине с самим собой. И здесь как всегда необходим разумный консервативный ответ на вызов времени с его виртуальными мирами и отнюдь не виртуальным насилием.

Обсуждение

Об авторе: Илья Смирнов
Смирнов Илья (1958), автор книг по истории русского рока и не только. Беспартийный марксист. Поддерживал перестроечное «демократическое движение» до того момента, когда в нем обозначился курс на развал СССР

Пишите нам свое мнение о прочитанном материале. Во избежание конфликтов offtopic все сообщения от читателей проходят обязательную премодерацию. Наиболее интересные и продвигающие комментарии будут опубликованы здесь. Приветствуется аргументированная критика. Сообщения: «Дурак!» – «Сам дурак!» к публикации не допускаются.

Без модерации вы можете комментировать в нашем Телеграм-канале, а также в сообществе Русская Истина в ВК. Добро пожаловать!

Также Вы можете присылать нам свое развернутое мнение в виде статьи или поста в блоге.

Чувствуете в себе силы, мысль бьет ключом? Становитесь нашим автором!

4 комментария

  1. Токсичная Маскулинность 06.05.2025 at 22:21 - Reply

    А вот ещё нашумевшая статья в том же духе:
    https://dzen.ru/a/aAh1_ZmDBXmrfQr3

  2. Токсичная Маскулинность 06.05.2025 at 21:54 - Reply

    “В одних и тех же условиях вырастили двоих, девочка умная и добрая, а мальчик эгоистичный душегуб.”

    Это потому что женский пол от природы добр, а мужской пол от природы агрессивный! Во всяком случае, так говорят феминистки.

    P.S. Хотелось бы увидеть рецензию Ильи Смирнова на старый польский фильм “Сексмиссия” (Seksmisja) . В рамках политконсерватизма.

  3. На примере Джейми и его отношений с отцом авторы раскрывают тему кризиса маскулинности в современном обществе. Как растут и формируются мальчики в эпоху четвертой волны феминизма и пересмотра всех патриархальных ценностей? Что вообще значит сегодня «воспитывать мальчика», если многие из взрослых не могут разобраться, «что такое быть мужчиной в современном мире»?

    «Мы хотели разобраться в том, как формируется мужская агрессия», — объясняют создатели сериала.

    «Переходный возраст» гораздо масштабнее, чем просто семейная драма, — это глубинное исследование тех социальных факторов, которые влияют на современных подростков. Во втором эпизоде появляется еще одна важная для сериала тема — общение подростков в социальных сетях и влияние на них всевозможных онлайн-сообществ. Родители зачастую даже не догадываются, чем занимаются их дети, уткнувшись в телефоны, говорят нам авторы сериала.

    Еще одна важная социальная проблема, которую поднимает сериал, — мизогиния в среде молодых мужчин и подростков. На Джейми, в частности, оказали влияние так называемые инцелы (от англ. incel — involuntary celibates — «невольно воздерживающиеся»).

    С одной стороны, мы наблюдаем примеры той самой токсичной маскулинности со всех экранов, на самом высоком уровне. С другой, уже много лет мы много говорим об изменении привычных гендерных ролей; о том, что «мальчики тоже плачут»; о том, как патриархальные стереотипы негативно влияют не только на женщин, но и создают подчас нереалистичный идеал «настоящего мужчины». И как под этим давлением мальчики иногда просто ломаются, а девочки — становятся жертвами абьюза и насилия. А в крайнем случае это приводит к самым страшным результатам — таким, как показано в сериале «Переходный возраст».

    • Илья Смирнов 17.05.2025 at 11:32 - Reply

      Спасибо за интерес к моим скромным заметкам. Но все как-то забыли (и аз грешен), что у сериала был первоисточник https://www.kinopoisk.ru/series/673871/?utm_referrer=away.vk.com – на пять лет раньше и снято немножко получше. Проблематика вся та же самая. Но как -то обошлись без “гендерных ролей” и пр. политкорректностей. Хотя воздействие сетевой помойки на подростковый мозг прослежено неплохо.

Оставьте комментарий

Читайте еще: