Что творится в мировой энергетике?
В Юго-западном энергетическом пуле Соединённых Штатов уже сейчас до половины всей электроэнергии вырабатывается ветряными станциями. Несмотря на все попытки президента Дональда Трампа поддержать угольную индустрию и угольные электростанции (находящиеся в “республиканском поясе”), они разоряются и закрываются. Бум дешёвого сланцевого газа в Америке продолжается, конца ему не видно, и все новые электростанции США на органическом топливе используют природный газ.
А уголь экономического соревнования не выдерживает.
Что же касается Европы, то от Скандинавии до Сицилии видишь холмы, усыпанные ветряными фермами. А проезжая на поезде по Германии, начиная с Франкфурта замечаешь крыши домов, усеянные солнечными панелями. Они занимают от 10 до 30% крыш.
В Китае солнечные панели тоже покрывают огромные площади. Однако пока доля солнечной электроэнергии, вырабатываемой в Китае, остается относительно малой – всего около 2% от общего объёма. Но не стоит забывать, что Китай является самой населённой страной в мире: там живёт более 1 миллиарда 440 миллионов человек. Обеспечить их потребности с помощью возобновляемых энергоресурсов – дело весьма затратное.
Более половины всей энергии в Китае продолжает вырабатываться на электростанциях, использующих уголь. При этом Китай является самым большим импортёром нефти и газа в мире. Так что «солнечное» будущее наступает и в Поднебесной, однако довольно медленно…
Транспорт – ещё одна общемировая проблема. Сегодня, чтобы заказать такси, требуется полминуты. Новые технологии типа «Убер» приводят к более эффективному использованию транспорта. Однако новые технологии требуют и новых транспортных средств, одним из которых являются современные электромобили.
Находясь в Европе, замечаешь, что производство электромобилей увеличивается везде. Наиболее быстрорастущим рынком для них стал Китай. Хотя доля электромобилей там пока относительно мала – в 2019 году лишь 5,5% всех проданных в Китае авто были электромобилями. Тем не менее, она увеличивается ударными темпами.
Кажется, всё, что происходит в мире, говорит о наступлении новой энерго-транспортной эры, хотя и не прямо завтра. Полный её расцвет потребует огромных вложений в инфраструктуру и изменения потребительских вкусов. А это дело небыстрое. Принятие людьми тех же электромобилей, создание инфраструктуры для них – вопрос нескольких десятилетий.
Тем не менее, изменения грядут.
Что же касается мировой энергетической конъюнктуры, то её можно назвать «внутренним вопросом» России: примерно 40% бюджета РФ формируется благодаря продажам газа, нефти и продуктов её переработки. Но себестоимость нефти в России – более $40 за баррель (вместе со всеми налогами), что существенно выше чем, например, в Саудовской Аравии ($17 за баррель с учётом налогов). Так что позиция РФ как производителя нефти весьма уязвима. Сейчас вот ковид ударил, и цена на неё понизилась…
Делать предсказания о потреблении энергоносителей в будущем – занятие довольно рискованное. Существует ряд факторов, играющих как на увеличение, так и на уменьшение потенциального спроса на нефть и газ
В пользу увеличения потребности в этих ресурсах более всего говорит рост мирового населения. Сегодня на Земле живет 7,8 миллиарда людей – ошеломительное число. Мнения ученых в оценке будущего роста народонаселения нашей планеты расходятся довольно существенно. Одни демографические модели дают продолжение его роста, другие – стагнацию. Ряд очевидных вещей, требующихся для роста населения – зерно, пресная вода, относительно чистый воздух – сам нуждается в задействовании дополнительных ресурсов.
Но пока население Земли растёт, и мало того: оно ещё и хочет жить хорошо – так же, как мы в России. Поэтому русская пословица «красиво жить не запретишь» в полной мере применима ко всему миру. Это означает увеличение потребления всех типов ресурсов, в том числе и энергии. Трудно даже представить, как поднимающийся Третий мир, в котором живёт большинство населения планеты, может увеличить потребление разнообразных ресурсов.
Решать эти непростые проблемы придётся нашим детям и внукам. Путь их решения тернист, заковырист, однако пример Израиля, справившегося с дефицитом пресной воды путем десалинизации морских вод и её эффективного вторичного использования, обнадеживает.
Итак, переход на энергию ветра и Солнца кажется неизбежным, также как и медленный переход на электромобили. Кроме того, происходит столь же медленное замещение нефти, используемой как сырье для производства бензина и дизельного топлива, на природный газ.
А он, природный газ, довольно капризен. Нефть можно залить в хранилище и танкер, с газом сложнее. Хранить его труднее, нужны газопроводы на тысячи километров, бесперебойная работа всей технологической цепочки. Географическая близость бурно растущего Китая предрасполагает к экспорту российского газа именно в Поднебесную. Это все очевидно, и страна, конечно же, должна идти по этому пути. Все тут (и в мире тоже) любят делить прибыли от ресурсов. Работы относительно немного, рента вполне надежна. Это нормально. Но широкомасштабные изменения …они уже случались в истории. Несколько технологических революций, совершенно почти забытых сегодня, кардинально меняли образ жизни людей. Но мир всё ещё стоит.
Что менее очевидно сегодня, но хорошо знакомо историкам и экономистам – это то, что цена всех природных ресурсов со временем падает. Всех. Золота, нефти, газа, зерна. Конечно, бывают взлеты и «пузыри» – не без того. Сегодня килограмм золота стоит примерно $50,000. Это стоимость небольшой квартиры. Надо прочитать Плутарха или «Графа Монте-Кристо» Александра Дюма, чтобы понять, что и две тысячи, и двести лет назад средний человек не мог владеть килограммом золота. Для него это было просто недостижимо.
Как говорил географ Паганель из романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта»: «…богатые золотом страны никогда не были счастливы. Они порождают лентяев, а не сильных и трудолюбивых людей. … Знай, мой мальчик: благоденствует не страна золота, а страна железа». Под «железом» писатель имел в виду промышленность, индустрию.
Ричард Кантильон, которого цитировал родоначальник политической экономии Адам Смит, поражался доле труда и сырых материалов в стоимости некоторых конечных продуктов. Так, в пружине английских часов это соотношение составляло ни много ни мало – один к миллиону в пользу человеческого труда.
Весь мировой опыт показывает: богатство наций создается трудом. Конечно, ресурсы тоже нужны, труд должен быть приложен к некоему материалу. С ресурсами в России неплохо. А вот с вложением в них труда – не уверен… Это безусловный соблазн для государства – продавать природные ресурсы. При малой плотности заселения Русской равнины (не говоря о Сибири и о Дальнем Востоке) экспорт сырых материалов неизбежен. Однако в долгой экономической гонке богатства он не приносит.
Сознательное реструктурирование российской экономики должно быть долговременной целью государства и его элиты. Внедрение такой цели в умы новых поколений – достойная задача для лидеров страны.
Итак, цена на ресурсы с течением времени падает, и хорошо бы нам это осознать. А что же растет? Ответ тоже известен. Растёт в цене все, что связано с человеком: его труд, образование, врачебные услуги и развлечения … психотерапевты, адвокаты, массажисты, официанты – список можно продолжить. Самая главная ценность – труд. Япония и Израиль не имеют практически никаких ресурсов, а вот живут хорошо. Надо побывать на границе между Израилем и Иорданией, чтобы увидеть, как это выглядит. Выжженный буро-коричневый иорданский пейзаж через сто метров сменяется финиковой израильской рощей… Венесуэла, Нигерия, Ирак продают ресурсы – и являются жалкими по сути примерами.
Список «несостоявшихся» стран легко продолжить. Труд растёт в цене, а ресурсы падают. Пока мы продаем богатства земли, другие что-то изобретают – и мы же потом покупаем иностранные смартфоны, автомобили и другие машины. Нефтяные монстры давно уступили место на финансовом Олимпе технологическим компаниям. И так везде в мире. Это есть вызов – и власти, и всем нам.
Автор «Робинзона Крузо» Даниэль Дефо в своем журнале «Обозрение» написал: «Свобода дает процветание нациям; свобода так же способствует индустрии, как рабство способствует лени». Отпустить на свободу очень нелегко, особенно в такой огромной многонациональной стране. Я искренне понимаю все опасности этого. И всё же – лучше это сделать раньше, чем позже.
Это не только проблема власти – это вызов всем нам. Родителям, детям, учителям… Власть не в состоянии изменить внутреннюю мотивацию людей. Только мы сами можем осуществить это. Попытки всё переложить на власть – свидетельство беспомощности и отсутствия мужества. Переориентация России с экспорта ресурсов на современные производства – общая цель, которая должна привести к общему благу.
_______________________
Наш проект можно поддержать.
3 ответа к “Энергетика, транспорт, свобода и труд”
Игорь Леонидович, а ведь ничего общего с реальностью Ваш текст не имеет. ВИЭ, описанные Вами, вроде ветряков и солнечных панелей – тупик. Очевидный. Не согласны? Назовите хоть одну страну, где ВИЭ не являются дотированными. Где нет экономических преференций ветрякам или фотовольтаике. Касаемо электротранспорта – да, хорошо бы. Но где взять мощности и инфраструктуру для зарядки десятков миллионов автомобилей, при переходе хотя бы десятков процентов автотранспорта на аккумуляторы? Я ещё могу поверить, что общественный транспорт, типа городского и пригородного автобуса перейдет на электротягу без проводов, но попробуйте представить город-миллионник, где 50% всего автопарка нуждаются в зарядке! Вы же математик, просто прикиньте потребные мегаватты и переведите их в тонны меди и алюминия, дополнительную генерацию (кстати, откуда ее брать? Тесла в США – капля в море транспорта, но про обещания заряжать свои машины исключительно от ВИЭ уже забыли и стараются сделать вид, что и не обещали никогда). А что касается продаж ресурсов и невыгодности этого в грядущем мире – так примеры Израиля и Японии – лукавство. Норвегия, Австралия и Канада имеют чисто ресурсную экономику и живут лучше Израиля с Японией. А Венесуэла, Нигерия и Ирак живут так, как живут не благодаря тому, что ресурсами торгуют, а благодаря чисто политическим причинам – либо грабежу, либо санкционному давлению, либо прямой оккупации. Ну, можно ещё своеобразную демографическую политику упомянуть в случае Нигерии, но то такое. Израиль тоже обнищает, если с его ресурсами и территорией население будет удваиваться каждые 15 лет. Да и свобод у нас, судя по последним событиям в “свободном” мире, никак не меньше, чем у них. В общем, зачем эта агитка? И да, “очевидный” переход на ветер и солнце в энергетике – это очевидная и неизбежная катастрофа. Как для страны, которая на это решится, так и в глобальном смысле то же. Поинтересуйтесь энергобалансом Австралийских провинций, там, в полностью сырьевой экономике зеленобесие кое-где победило, в некоторых провинциях, потому их соседи с удовольствием зарабатывают, разконсервировав угольные электростанции и продавая кретинам, оставшимся без энергодиспетчеризации, электроэнерги. по запредельным ценам. И отказываясь покупать у дебилов излишки даже по бросовым ценам в моменты энергопиков в благоприятные моменты. Да и разменивать страну на смартфоны тоже та ещё идея. Смартфон – чушь, китайцы с филипинцами легко делают. А авиастроение, атомная энергетика, судостроение есть не везде. А в моей стране есть. И будет всё больше и больше. Отечественный смартфон – менее важная вещь, чем отечественный самолет. На том стою.
Дорогой Александр — ну почему же прямо уж сразу тупик? Уже сегодня солнечные батареи конкурируют на коммерческой основе (!) даже с газом! А уголь так просто медленно умирает, по крайней мере в Америке. Я это знаю не понаслышке, это мой бизнес. Так что уже сегодня солнечная энергия уже не является дотированной (в Америке и развитых странах) ! И то же самое происходит с ветром – он уже вполне себе конкурирует даже с газом на коммерческой основе – про уголь и не говорю. А какие проблемы с инфраструктурой? Я их не вижу… Я вижу как это происходит с электромобилями в Германии – человек приезжает домой, ставит машину в гараж и заряжает! Конечно, для построения инфраструктуры по всей стране – время потребуется. Ну и что – то же самое было с бензином. Время свое возьмёт… Даже Китай агрессивно внедряет электромобили. Другое дело, что для России это менее приемлемо — страна большая очень. Но цены — глобальные…
А что касается Норвегии, Канады, Австралии – у них ресурсы TOЖЕ является частью экономики. ТОЖЕ! В Норвегии ресурсы более важны конечно — но еще более важным является отсутствие коррупции во всех трех странах. Про это мало кто пишет. А Австралиа и Канада — там это менее важно, это традиционные сервисные экономики ! Вообше ваш пример интересен и заслуживает отдельного рассмотрения — спасибо! В списке стран связанных с ресурсами — они исключение скорее… Катастрофы с бОльшим переходом на ветер и солнце — не вижу, честно говоря. Знаете, я математик и лишь бесстрастно констатирую очевидное.
Демография — страны все же не удваиваются каждые 15 лет… но проблема такая есть — путь между аграрным перенаселением и недостаточным деторождением и вправду непрост. События в Западном мире, если вы имеете в виду шурм Капитолия в Америке — действительно заставляют задуматься. Вопрос свободы — ой непрост. Ваш логунг — что отечественный смартфон — менее важная вещь, чем отечественный самолет — интересен. Надо думать. Не скажу навскидку, и здесь вы конечно правы — авиастроение, атомная энергетика, судостроение — вполне ! И будет всё больше и больше — дай Бог ! Я здесь с вами солидарен. Но… и здесь конкуренция тоже есть. Америка уже в каком-то смысле сползла с геополитического Олимпа, но и перед Россией стоят непростые задачи. Спасибо вам !
Дорогой Александр – ну почему же прямо уж сразу тупик? Уже сегодня солнечные батареи конкурируют на коммерческой основе (!) даже с газом! А уголь так просто медленно умирает, по крайней мере в Америке. Я это знаю не понаслышке, это мой бизнес. Так что уже сегодня солнечная энергия уже не является дотированной (в Америке и развитых странах) ! И то же самое происходит с ветром – он уже вполне себе конкурирует даже с газом на коммерческой основе – про уголь и не говорю. А какие проблемы с инфраструктурой? Я их не вижу… Я вижу как это происходит с электромобилями в Германии – человек приезжает домой, ставит машину в гараж и заряжает! Конечно, для построения инфраструктуры по всей стране – время потребуется. Ну и что – то же самое было с бензином. Время свое возьмёт… Даже Китай агрессивно внедряет электромобили. Другое дело, что для России это менее приемлемо – страна большая очень. Но цены – глобальные…
А что касается Норвегии, Канады, Австралии – у них ресурсы TOЖЕ является частью экономики. ТОЖЕ! В Норвегии ресурсы более важны конечно – но еще более важным является отсутствие коррупции во всех трех странах. Про это мало кто пишет. А Австралиа и Канада – там это менее важно, это традиционные сервисные экономики ! Вообше ваш пример интересен и заслуживает отдельного рассмотрения – спасибо! В списке стран связанных с ресурсами – они исключение скорее… Катастрофы с бОльшим переходом на ветер и солнце – не вижу, честно говоря. Знаете, я математик и лишь бесстрастно констатирую очевидное.
Демография – страны все же не удваиваются каждые 15 лет… но проблема такая есть – путь между аграрным перенаселением и недостаточным деторождением и вправду непрост. События в Западном мире, если вы имеете в виду шурм Капитолия в Америке – действительно заставляют задуматься. Вопрос свободы – ой непрост. Ваш логунг – что отечественный смартфон — менее важная вещь, чем отечественный самолет – интересен. Надо думать. Не скажу навскидку, и здесь вы конечно правы – авиастроение, атомная энергетика, судостроение – вполне ! И будет всё больше и больше – дай Бог ! Я здесь с вами солидарен. Но… и здесь конкуренция тоже есть. Америка уже в каком-то смысле сползла с геополитического Олимпа, но и перед Россией стоят непростые задачи. Спасибо вам !