Рубрики
Блоги

Древний грека через реку, или Эсхил – разжигатель европейских страстей

Старейшая пословица подтверждает: когда хотят пристрелить собаку, говорят, это потому, что у неё бешенство. В этом, если вдуматься, и кроется тот самый серьёзный риск, о котором осмелился пролепетать по радио господин министр.

(О том, как в Сорбонне запретили постановку пьесы Эсхила)

Славные и беззаботные времена, когда “ехал грека через реку”, всё-таки канули и похоже, бесповоротно. Отныне, редкий грека доедет (доплывёт, долетит) до середины бездонной реки, имя которой – «Глупость человеческая».

Древнего грека Эсхила уже можно сказать остановили на скаку (“за руку цап”). Остальным приготовиться.

25 марта, в амфитеатре “Ришелье” парижской Сорбонны должен был состояться спектакль по пьесе всемирно известного древнегреческого драматурга “Просительницы”.

Но не состоялся.

Спектакль отменили с большим скандалом, по настоянию “группы студентов”, выразивших возмущение, по поводу использования в постановке той самой разновидности театрального грима под названием “блэкфейс”, которым испокон веков традиционно мажут себе лицо актёры на подмостках.

По определению сконфуженных журналистов, поднятых по тревоге и призванных освещать безобразие, одна из актрис, “белая женщина”, должна была выступить с намазанным чёрным лицом и африканскими косичками, что вовремя заметил кто-то из бдительных наблюдателей за репетициями и немедленно заявил, куда следует.

Заявить следовало в организацию под названием “Cran” (Conseil représentatif des associations noires de France – Совет представителей темнокожих ассоциаций Франции), который немедленно заштамповал постановку греческой трагедии, как «афрофобскую, колониалистскую и расистскую» и призвал к её бойкоту.

Теaтральную труппу тоже признали реакционной, провокационной и сознательно оскорбляющей “темнокожее студенчество”.

Всё та же активная “группа студентов” в гневе заблокировала вход в амфитеатр и представление пришлось отменить.

В последующие же дни, к делу подключились сразу несколько антирасистских организаций и задудели в унисон, что называется, из всех утюгов.

Личность и репутацию древнего грека Эсхила поднявшаяся кампания пустила побоку, напирая в гневных обвинениях на коварство выбора постановщиков и всей актёрской труппы соучастников.

Министра Национального образования Жана-Мишеля Бланке (Jean-Michel Blanquer) тоже вызвали на ковёр славного радио «всея политкорректи» “France Inter“, и там случился совсем уж неожиданный конфуз.

Вместо того, чтобы, как принято, отделаться невнятными объяснениями, покаяться и попросить прощения за недосмотр, министр имел смелость заявить, что сожалеет об отмене спектакля.

Более того, министр добавил нечто совершенно неслыханное по последним временам:

«Я считаю, что мы рискуем, – сказал министр, – Я вижу, как под именем антирасизма продвигается на самом деле определённая жестокость и укореняется некая форма другого расизма. Я нахожу это опасным. Сегодня французский ультра-левый блок играет с огнём, пытаясь раздувать подобные ситуации и провоцируя агрессию».

Но сразу же после этой мощной тирады обоснованного протеста, министр замялся, забормотался и поспешно перевёл разговор на “отважную деятельность университетских преподавателей”, которым приходится разрешать подобные конфликты в повседневности.

Весь вид министра свидетельствовал о глубокой неловкости, которую испытывает человек разумный, поставленный лицом к лицу с откровенно идиотской ситуацией и вынужденный карабкаться к здравому смыслу, согласно принципу “и волки сыты и овцы целы”.

Театральной труппе тоже пришлось долго и муторно убеждать эфир в отсутствии гнусной преднамеренности, что касается “блэкфейса” и выбора “африканских косичек” актрисы, обоснованном исключительно уважением и любовью к этому наследию многострадальной заколонизированной страны.

Неделю спустя, страсти поутихли, но пьесу не восстановили в репертуаре и никакое новое представление объявлено не было. Реакцию гневной группы студентов на слова министра пресса пока тоже не озвучила.

Зато читательские комментарии на форумах весьма красноречиво поясняют настрой ещё читающих масс. Если изъять сарказм по поводу уровня образованности “группы гневных студентов” и “Совета представителей темнокожих ассоциаций Франции”, останется совсем нагая и очень неприглядная риторика, наиболее чётко выраженная в одном из комментариев:

«Если бы не существовало таких слов, как “расизм”,”ксенофобия” и т.д., какие претексты нашли бы эти люди, чтобы объяснить свою ненависть к Франции и французам ?..»

Старейшая пословица подтверждает: когда хотят пристрелить собаку, говорят, это потому, что у неё бешенство.

В этом, если вдуматься, и кроется тот самый серьёзный риск, о котором осмелился пролепетать по радио господин министр.

Автор: Елена Кондратьева-Сальгеро