Рубрики
Блоги

Что стоит за слухами о российском вмешательстве?

Любой вред, который мог исходить от России, можно связать с чем-то вроде реванша за те бесчисленные обиды, что ей пришлось претерпеть, – эти обиды связаны не только с крахом Советского Союза, но и с консолидацией почти всей российской собственности в руках нескольких олигархов (догадайтесь, кто им содействовал) и перетеканием богатства страны в западные банки.

Мне удалось избежать участия в дискуссии по поводу тезиса, что бедная, слабая Россия каким-то образом участвовала в поражении Хиллари Клинтон и избрании неотесанного и неконтролируемого Дональда Трампа. Еще даже до его головокружительной победы в 2016 году это утверждение можно было назвать лишь безумием, охватившим американские СМИ и политическую элиту. «Вздор!» – посмеивался я. Но поскольку эта песня продолжается уже четвертый год, я из любопытства решил, что все же нужно к ней обратиться.

В 2018 году был вынесен приговор в отношении Риэлити Уиннер, русофобски и антитрампистски (Трамп – «бездушный рыжий орангутан») настроенной правдоискательницы: ее утверждение о сговоре между Трампом и Россией оказалось надуманным, однако она все же была отправлена за решетку за свой «бесстрашный» выпендреж. (Американское правосудие столь же своеобразно, как и американские имена наподобие Риэлити Уиннер («Реальность Победительница»). Она ничего не разоблачила, но была приговорена к пяти годам и трем месяцам тюрьмы в рамках сделки о признании вины – этого шедевра американского «правосудия».

Я также посмотрел видеозапись интервью с бестолковым чернокожим активистом Эндрю на канале MSNBC в апреле этого года, которое сопровождалось статьей под заголовком «Российские документы раскрывают желание посеять расовые разногласия – и насилие – в США». Статья была посвящена некоему фейсбук-троллю, который, предположительно, появился из ныне легендарного Агентства интернет-расследований – «расположенной в Санкт-Петербурге “фабрики троллей”, которая играла главную роль в версии о российском вмешательстве в избирательную кампанию 2016 года».

Пикантно, пикантно. Для чего русским все это делать (если сама эта история реальна)? И есть ли в этом смысл? Ответ на второй вопрос – «нет». Для ответа на первый вопрос нужно лишь помнить о той роли, которую США играли в российской политике. Эта роль колоссальна, и России еле удалось выжить.

Самая короткая формула модели американо-российских отношений: Ельцин – хороший, Путин – плохой.

Это вмешательство началось, конечно же, еще сто лет назад с американской интервенции в Россию в 1917 году, когда США выступили в альянсе имперских держав, намеренных уничтожить революцию и поставить в России благонамеренное и покорное марионеточное правительство, которое покончило бы с любой мыслью о коммунизме – новом враге империалистов.

Однако этот заговор не завершился с коллапсом коммунизма в 1991 году (который также в очень значительной степени наступил благодаря усилиям США). Самым возмутительным вмешательством была помощь одурманенному, пьяному Ельцину и его «демократической России» – как в момент уничтожения им первого «демократического» парламента в 1993 году, так и в обеспечении перевыборов Ельцина в 1996 году. На эти перевыборы российский президент потратил от 700 млн до 2,5 млрд долларов. Догадайтесь, кто наполнял его закрома с деньгами и помогал ему у избирательных урн?

Все это происходило как бы вопреки неприятию Ельцина подавляющим большинством российского народа. Сопротивляться имперскому гегемону очень сложно (спросите об этом венесуэльцев и иранцев). Возможно, у России больше не было бы шансов, но американское вмешательство не остановилось на этом.

Ельцин передал власть единственному внушавшему доверие в его окружении человеку – Владимиру Путину, который преодолел доставшуюся ему в наследство от Ельцина разруху и после двух президентских сроков сложил бразды правления в соответствии с конституцией России. В США невзлюбили эту напоминавшую царя фигуру – Америку раздражало то, в чем она видела предательство «новой» российской демократии. Которую, напомним, сравнял с землей Ельцин в 1993 году, поставив окончательную точку в 1996 году.

Путин оставил президентский пост после окончания двух сроков. Он действительно был заворожен соблюдением конституции, и в результате настоящего шоу демократии власть перешла к более приемлемому для Америки Медведеву. Но умный, патриотичный Путин никуда не делся – теперь он действовал в качестве премьер-министра. Не на то рассчитывали Штаты, однако появление в должности президента дружественного, мягкого Дмитрия Медведева было для них хорошим знаком. Американские НКО, занимающиеся продвижением демократии, быстро распространяли свою деятельность (Национальный демократический институт, Национальный фонд поддержки демократии, «Открытое общество» Сороса, USAID и т.д.).

Майкл Макфол, будучи советником по России в Совете по национальной безопасности США, в 2009 году рекомендовал Обаме отметить переход от Путина к Медведеву нажатием метафорической кнопки «перезагрузка» (reset), рассчитывая соблазнить Медведева разрывом с Путиным и возвращением России в круг единоверцев США в качестве попутчика НАТО. Но такой видный эксперт по России, как Макфол, перевел слово reset как «перегрузка».

Когда госсекретарь Клинтон показала эту самую кнопку, которая должна была обозначать «перезагрузку», министру иностранных дел Сергею Лаврову, тот сообщил, что «перегрузка» – это не «перезагрузка», а нагрузка сверх нормы, например, слишком большое напряжение в электрической сети, из-за которого могут перегореть предохранители или даже случиться пожар. Клинтон похихикала, но не смогла увидеть здесь иронию – ведь именно на это и были направлены действия США.

Когда Путин в 2012 году вернулся на пост президента, чтобы занять его еще на два срока, Макфол вопил: «Это нечестно!» Несмотря на сомнительные познания в русском языке, он был выбран Обамой в качестве посла в России (в 2012-2014 годах), чтобы продолжать плести заговоры в самом сердце монстра.

«Перезагрузка»-«перегрузка» рухнула. Медведев не предал Россию. Предохранители под присмотром Макфола действительно несколько раз перегорали, но, к счастью, обошлось без возгорания. С тех пор Путин умеренными мерами сдерживал американскую воинственность. Макфол же, подобно избалованному ребенку, продолжал и теперь продолжает вопить о «нарушении правил».

Полным иронии эпизодом, сопоставимым с фиаско с «перезагрузкой», было вручение Обаме Нобелевской премии мира в 2009 году, когда Нобелевский комитет рассчитывал изменить политику США в лучшую сторону, снабдив Обаму неким стимулом против его «ястребов». Мол, первый «чернокожий» президент избавит свой народ (а заодно и весь мир) от военно-промышленного комплекса, завершит противоправные войны США в Афганистане и Ираке, окажет поддержку ООН и т.д. Все мы знаем, чем это кончилось. Как насчет Нобелевской премии для большинства мирных граждан, убитых беспилотниками?

Конечно, все эти «международные» организации (ООН, Нобелевский комитет, не говоря уже об упомянутых выше НКО) презирают Путина, хотя его непоколебимый подход к российско-американским отношениям и был ключевым фактором в удержании России от распада и в поддержании мирового порядка. Если кто и заслуживает Нобелевской премии мира, то это именно Путин (хотя получит он ее, только когда рак на горе свистнет).

Не дожидаясь этого момента, Россия прекратила вмешательство США в свои внутренние дела, изгнав различные поддерживаемые Америкой подрывные организации. Холодная война возобновилась с удвоенной силой вместе с продолжением американских махинаций в ближнем зарубежье России, прежде всего на Украине.

С момента государственного переворота на Украине в 2014 году Россия находилась в поле видимости США, но все, что они могли сделать, это попытаться подорвать российскую экономику, продолжать расширять НАТО до российских границ, вести военные игры в Эстонии, Крыму и т.д. Все это болезненные моменты для России, но это лучше, чем стать сатрапом США.

Вопрос о том, насколько Россия является «демократической» страной, подлежит обсуждению. Однако вмешательство США в российские выборы совершенно определенно. Оно достигло высшей точки в 2011 году, когда Макфол надоумил Клинтон высказаться в поддержку российской оппозиции и встретиться с наиболее видными «несогласными». «Мы поддерживаем права и притязания российского народа на прогресс и реализацию лучшего будущего». А когда Макфол прибыл в Москву в 2011 году в качестве американского посла, одним из первых его действий было приглашение на встречу в посольство США различных российских оппозиционных групп.

И вот-те на: Путин и российские власти ответили на это, обвинив Клинтон во вмешательстве во внутриполитические дела России.

Встречались ли когда-нибудь Путин и Лавров с американскими «несогласными» во время президентской кампании в США? Говорили ли они им нечто вроде «мы поддерживаем» и т.д.? А ведь именно это и было бы вмешательством, а не те малоубедительные обвинения в шутливом школьном озорстве, которые прозвучали после 2016 года.

Любой вред, который мог исходить от России, можно связать с чем-то вроде реванша за те бесчисленные обиды, что ей пришлось претерпеть, – эти обиды связаны не только с крахом Советского Союза, но и с консолидацией почти всей российской собственности в руках нескольких олигархов (догадайтесь, кто им содействовал) и перетеканием богатства страны в западные банки. В России достаточно рассерженных компьютерно-грамотных патриотов, способных наводнить всю Америку троллями и без каких-либо приказов «из Кремля».

 

Американская однопартийная «демократия»

 

Итак, чем же объяснить эту истерию в США? Могла ли она иметь нечто общее с американским «глубинным государством»? Связана ли она с надеждами Трампа на честную игру с Россией для разрешения глобальных проблем? С его клятвой вернуть американские войска обратно из Афганистана, Ирака и Сирии? Для американцев, уставших от бряцания оружием, это и есть реальная причина оглушительной победы Трампа в 2016 году?

Да. Противодействие планам Трампа началось еще до того, как он сказал «поехали», с сентября 2016 года после того, как он победил по результатам праймериз. «Глубинное государство» было настолько запугано, что даже существовал риск переворота в момент принесения Трампом присяги – ходили слухи, что будет использован 4-й раздел 25-й поправки к Конституции США, где говорится о ситуации, когда президент признается «неспособным осуществлять полномочия». Именно эту возможность обсуждал в 2017 году заместитель генерального прокурора Род Розенстейн, когда Трамп уволил директора ФБР Джеймса Коми.

Совсем недавно, в апреле 2019 года, Трамп назвал расследование, проведенное бывшим директором ФБР Робертом Мюллером, «попыткой государственного переворота». Все это время предпринимались и попытки отстранить Трампа от должности, даже при том, что рейтинг его популярности остается на солидном уровне 42%, вопреки всей шумихе и очернительству. В сопоставимый момент времени, оставшегося до президентских выборов, рейтинг одобрения Ричарда Никсона составлял 50%, Джимми Картера – 35%, Рональда Рейгана – 44%. И пусть даже единственным успехом Трампа остается снижение налогов для богатых, он явно настроен на переизбрание. Конечно, если его не подвергнут импичменту, не убьют и т.д.

Со времен Картера Трамп – это самый антивоенный президент, который был у Америки за последние сорок лет, однако и противостоящие ему политические круги оказались слишком сильны. Партия войны официально контролирует обе псевдодемократические партии, поскольку республиканцы и демократы голосуют за экономическую (и не только экономическую) войну против России, Венесуэлы, Ирана и вообще кого угодно, кто достаточно безрассуден для того, чтобы противостоять глобальной гегемонии США. Демократам, ищущим свидетельства заговоров и тайных соглашений, стоило бы обратить внимание именно на этот момент.

Где же во всем этом демократия, а где заговор? – именно эти вопросы оказываются вне поля зрения американских экспертов и «ястребов». Многочисленные недостатки Трампа вывели на первый план политики нескольких настоящих реформаторов, убежденных социалистов, среди которых наиболее заметны женщины-конгрессмены – мусульманки Ильхан Омар и Рашида Тлаиб, а также Александра Окасио-Кортес. Кроме того, в лагере демократов в ходе президентской гонки, похоже, происходит определенный сдвиг: по крайней мере, Тулси Габбард призывает к реальной «перезагрузке» отношений с Россией.

Существует ли демократия в США? Возможно, да, но не обольщайтесь.

 

Специально для сайта Русская idea

Автор: Эрик Вальберг

Канадский геополитик, автор книги 2011 года «Постмодернистская империя», публицист