Рубрики
Блоги

Ад и поребрики: про людей, музеи и порядок

Порядок на свете есть. И я даже знаю, почему он не вымер ни в одну из революций, вместе со старым режимом. Порядок на свете выживает в любую из эпох, пока есть люди, реально любящие то, что они делают, и делающие это хорошо.

Дела в мире всё хуже и хуже. Деградация, эскалация и санитарные разборки. Кризис образования и тесты ПЦР. То жара, то холодрыга. В Париже 9 градусов, в Питере 26.

Бог знает что творится вокруг.

Москва выходит из договора по открытому небу. Путин запрещает всем чужим смотреть сверху, что мы делаем у себя дома внизу.

Генсек ООН внезапно услышал и поддержал Валентину Матвиенко и теперь тоже ратует за межрелигиозный и межэтнический диалог в виде конференции.

Франция разрешает ресторанам кормить людей, но только на террасах. А в Москве вповалку с местными внутри кафе едят понаехавшие из Парижа.

Всё это действо проходит под залпы тяжёлой артиллерии Фейсбука, лупящей боевыми снарядами по талантам певицы Манижи.

Одним словом, ад и поребрики. Никакого порядка на свете.

Впрочем, неправда. Порядок на свете есть. И я даже знаю, почему он не вымер ни в одну из революций, вместе со старым режимом. Порядок на свете выживает в любую из эпох, пока есть люди, реально любящие то, что они делают, и делающие это хорошо.

Хотите убедиться – езжайте в Питер. Желательно в самый промозглый и дождливый день. Ну, то есть, в любой из 365 в году.

Идите прямиком в музей-квартиру Достоевского, потопчитесь там на входе, соберитесь с мыслями и проникнитесь всеми возможными ужасами мрачного бытия.

Как только почувствуете, что жизнь – беда и вы близки к отчаянию, незаметно примкните к экскурсии, ведомой молодой хрупкой женщиной по имени Марина Уварова (тихо и тактично разузнайте и примкните).

Дальше только слушайте, слушайте, слушайте. Даже если вам кажется, что вы сами всё давно знаете наизусть. Уверяю вас, вы не знаете.

Это будет не обычная экскурсия с давно и хорошо заученным повествованием: вот здесь стояла детская кроватка, а отсюда украли любимую ложечку. Не перечень известных фактов: он тратил, она экономила. И даже не редкие откровения мало читанных дневников…

– Что ты там пишешь обо мне?

– Что заслужил, то и написала…

Это будет высокое театральное действо, в его лучшем и самом глубоком смысле, вплоть до катарсиса. Там каждый звук и каждый жест окажутся на своём месте, в тексте, совершенно ничем не напоминающем традиционную экскурсоводческую литанию.

Вы будете цепляться за каждое слово, как задыхающийся за последний глоток воздуха. Вы рухнете в бездну достоевского страдания и тенью проползёте по мрачным питерским дворам, хватаясь за измождённые отчаяньем стены. Вы потеряете всё и всех, познаете ужас перед неминуемым расстрелом и порвёте себе сердце в кошмаре о смерти близкого, ближайшего, ребёнка…

И вдруг очнётесь, как после гипноза, перед дулами ружей, смотрящих прямо на вас. И услышите последний, окончательный и бесповоротный вердикт: всё может быть хуже. Да, именно, гораздо хуже. Но может и не быть.

А значит, надо вставать и пробовать снова. Идти, ползти, скрести. Как получается, главное – пробовать снова и снова.

На месте про «гораздо хуже» школьники девятых и десятых классов выдают иронично обескураженную реакцию: хуже?! Чем смерть, болезнь, потеря близких одного за другим? И им отвечает свидетельство самого хозяина этой вечной и мрачной квартиры: хуже быть может, но не факт, что станет. Чтобы не стало, – вставай, живи и пробуй снова.

Когда я сама очнулась от этой экскурсии, как после сеанса целительного гипноза, я внезапно с удивительной чёткостью поняла, что пока с нашей памятью и историей работают вот такие люди, и где-то там и здесь существуют «театры одного настоящего экскурсовода», в мире всё будет в порядке.

Пройдут межрелигиозные диалоги, пролетят и подсмотрят сверху, чего делается, чужие спутники, в Питере снова станет плюс 9, а в Петропавловске-Камчатском – полночь, как всегда. Но пока хрупкие выпускницы института Культуры и искусства с кафедры музееведения будут сами писать и исполнять такие тексты, да ещё и делать из них экскурсии, – порядок в мире удержится, выстоит и закрепится.

Не верите? Езжайте в Питер, найдите Марину, убедитесь сами.

В тексте использованы фотографии автора.

_______________________

Наш проект можно поддержать.

Автор: Елена Кондратьева-Сальгеро

2 ответа к “Ад и поребрики: про людей, музеи и порядок”

Огромное спасибо Вам за эту публикацию, Елена!

Добавить комментарий