Рубрики
Статьи

Зелень из пластика (про экологов настоящих и пластмассовых)

В крупных городах не может быть никаких оснований для вырубки и застройки зелёных зон. Это санитарно–гигиенический императив, а не тема для дискуссии. Можно ли ходить немытым? А если очень хочется? А если во имя святой цели? Святая цель такой постановкой вопроса просто выставляется на посмешище, и больше ничего.

РI продолжает «зеленую» тему, актуализированную решением нашего постоянного автора, депутата Законодательного собрания г. Севастополя Вячеслава Горелова возглавить севастопольское отделение партии «зеленых» и идти на выборы именно от этой партии. Мы попросили историка и публициста Илью Смирнова рассказать о том, что представляют собой «зеленые» в нашем Отечестве и в какой мере эта партия в ее нынешнем виде могла бы стать координатором протестных движений в защиту сохранения окружающей среды в российских регионах. Впрочем, мы уверены, что в случае успеха «зеленых» в Севастополе, ситуация с экологическим сопротивлением в России может радикально измениться.

 

Пластмассовые имитации зелени ведут своё происхождение с кладбищ. Через офисы не самых культурных предпринимателей и городские площади (не самых адекватных мэров) они заползли во дворы и скверы, где всё больше земли занимает ароматная (особенно в жару) продукция химической промышленности. Как бы трава.

На моей исторической родине в Щемиловском парке (он же Делегатский) на довольно большой холм натянули зелёный ворсистый презерватив. Зачем? Видимо, во исполнение августейших указаний о борьбе с лишним пластиком.

Примерно то же самое на прилавке с агитпропом.

Экологические идеи универсально притягательны. Будь ты либерал или консерватор, пролетарий или буржуй, баптист или атеист, тебе в любом случае не хочется жить в пустыне, вдыхая взвесь мелкодисперсной канцерогенной пыли.

Предприимчивые господа этим пользуются. Пример, как водится, показала «тётушка Европа». Там «зелёные» партии стали хрестоматийным примером политического лохотрона. Ставишь на зеленое, а после выборов получаешь какое угодно другое: голубое, мульти-культи-цветастенькое, вплоть до беспросветно чёрного, когда эти, прости Господи, «экологи» голосуют за колониальные войны.

Впрочем, тамошняя политика – забота тамошних граждан. У нас своих проблем выше крыши. И ещё больше организаций, у которых на вывесках радуют глаз волшебные слова: «зеленая», «природа», «экология».  При этом в конкретных ситуациях, когда приходится защищать клочок родной земли от застройки – благоустройки – помойки, местные жители раз за разом оказываются предоставлены сами себе. На помощь приходят разве что отдельные представители академической биологии (в сугубо индивидуальном качестве, упаси Боже, впутать институт), а также оппозиционных партий КПРФ и «Яблоко».

Иногда – удивительно, но факт! – за природу вдруг вступаются люди из «Единой России». Такое чудо было характерно для Севастополя после его воссоединения c Россией.

Но не только.

В Подмосковье глава Серпуховского района Александр Шестун, нарушив все корпоративные правила, осудил импорт мусора в свой район. С известными трагическими последствиями.

А где же профильные организации? Вы не поверите, но у нас в строю целая зелёная партия с множеством региональных отделений. Отсчитывает свою героическую историю аж с 1994 года. Но ни в одном из конфликтов, в которых приходилось разбираться вашему покорному слуге, я не обнаружил участия славной когорты природолюбцев.

На её официальном сайте – потоки общих слов за всё хорошее против всего плохого. И новости типа «Председатель Партии «Зелёные» Анатолий Панфилов принял участие в торжествах в Московском Кремле по случаю Дня России» или «В завершении праздника состоялось  посвящение в Эколята, в ходе которого Вера Семеновна вручила юным защитникам природы особый знак отличия – зеленые ленточки».

Конкретика по теме, вынесенной на знамя, партийцам с зелеными ленточками то ли неизвестна, то ли неинтересна. Отдельный пункт в их хронике добрых дел – т.н. «зоозащита», под которой подразумевается не максимальное сохранение естественной фауны, а наоборот, забота о бродячих собаках, которые представляют опасность не только для хомо сапиенс: в лесопарках они выедают подчистую всех позвоночных, от лягушки до лося.  С таким же успехом можно было под флагом «защиты растений» взять под охрану ядовитый борщевик.

И эта партия выдвигает к сентябрьским выборам аж 11 кандидатов в Думу Москвы – региона, где издевательство над природой уверенно выходит на первое место в хит-параде социальных конфликтов.

Вот тут мне подсказывают, что партия всё-таки заявила позицию по одному из них.

Итак, заявление Российской экологической партии «Зеленые» по поводу готовящегося снятия охраны с части территории «Лосиного острова», которая будет пущена под топор.

«Национальный парк «Лосиный остров» признан легкими Москвы и вторжение на его территорию обострит и без того напряженную обстановку и протестные настроения, особенно в преддверии выборов в Московскую городскую Думу. Сейчас мы наблюдаем внезапный информационный вброс на неподготовленное и скептически настроенное к власти население. Для многих миллионов людей, проживающих в московской агломерации, «Лосиный остров», не имеющий, кстати, аналогов в мире, является отчасти священной, неприкасаемой землей. …

 Российская экологическая партия «Зелёные» выступает с предложением провести в Государственной Думе ФС РФ и в Общественной палате РФ общественные слушания по данной проблеме с участием экспертов, ученых, активистов экологических организаций и заинтересованных министерств и ведомств»

«Отчасти священной, неприкасаемой». Но чёрт с ней, с грамотностью, партия всё-таки не филологическая, а экологическая. Вдумайтесь в смысл прочитанного. Оказывается, вредительство опасно не тем, что оно вредительство, а «обострением протестных настроений» среди граждан, которые могут ненароком за вредителей не проголосовать.  Что касается самой Партии зелёных, ее требование состоит не в немедленном увольнении всех, у кого поднялась шаловливая ручонка на «лёгкие Москвы» (точнее, на последние ошмётки её туберкулёзных лёгких), а в «обсуждениях».

Лучше бы эти «экологи» очередной раз промолчали.

В том же регионе, на том же поле и под знаменем, похожим до неразличимости, выступает «Зеленая Москва».

«Экс-депутат Госдумы VI созыва от ЛДПР Максим Шингаркин … объявил о создании общественного экологического движения «Зеленая Москва». Отмечается, что в состав движения вошли телеведущий Тимофей Баженов и ученый Игорь Острецов… «Зеленая Москва» будет проводить мероприятия, связанные с озеленением дворов, реабилитацией водоёмов Москвы и организацией раздельного сбора мусора».

Интересный набор острейших проблем, правда? Ведь именно из-за них москвичи вступают в рукопашные с наемными чопниками и отправляются потом за решётку.

– Хочу собирать мусор!

– Не смей, ты будешь за это немедленно арестован!

Что касается озеленения водоемов и реабилитации дворов, это просто наборы слов, не взыщите, если я их случайно переставил. Зелени в московских дворах пока ещё хватает, задача в том, чтобы не допускать её уничтожения органами ЖКХ под водительством того самого П.П. Бирюкова, который недавно приобрёл всероссийскую известность благодаря Ивану Голунову.

Недостаток реальных новостей с экологического фронта приходится восполнять такими: «Благодарю главу департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы Антона Кульбачевского за приглашение на День эколога 8 июня! Обязательно буду и всех также приглашаю!»

По дороге лидер движения заезжает в Екатеринбург, где как раз случился конфликт из-за застройки сквера.

Поясняю. В крупных городах не может быть никаких оснований для вырубки и застройки зелёных зон. Это санитарно–гигиенический императив, а не тема для дискуссии. Можно ли ходить немытым? А если очень хочется? А если во имя святой цели?

Святая цель такой постановкой вопроса просто выставляется на посмешище, и больше ничего.

Но у нашего «зеленого» несколько иное мнение.

«Снова Екатеринбург – Москва. Размышляю над правовой стороной всем известного конфликта. Точнее о формальной стороне правового беспредела… Что есть гражданское общество? Кто его выразитель? Общественная организация или люмпен-активисты?.. Несистемные погромщики заблокировали решение органов местного самоуправления, а общественная самооборона защищала права общественной организации (РПЦ)».

Изумленные граждане переспрашивали: «Вы точно эколог?» Для полной ясности на «Эхе Москвы» были вывешены стихи:

«Мы помним бесов, – тех, кто рушил наши храмы,

Мы знаем их хулу и похвальбы,

Они народу соль вложили в раны,

А их наследники, потомки,

 их плоды вкушают

 и смеясь над нами

смывают нашу кровь

потоком грязной лжи».

Приходится в той же поэтической манере отвечать.

Я поэт, зовусь Шингаркин,
Воспеваю стройку в парке
Но на первое место в хит-параде поставил бы одного из руководителей российского филиала  известной международной экологической организации – Всемирного Фонда дикой природы (WWF).

В ближайших планах правительства Москвы – застройка территорий, которые официально признаны ООПТ (особо охраняемые природные территории). Это не сплетни, не информация из анонимных источников, а тендерная документация департамента, извините за выражение, природопользования (того, который только что отмечал «день эколога»).

Тендер на капитальное строительство в заказниках. Я не комментирую, тут комментировать нечего.

А теперь слово предоставляется директору по природоохранной политике WWF России Евгению Шварцу.

«По словам Евгения Шварца, необходимо определить и жестко закрепить конечную площадь зеленых территорий, которые не могут быть отданы под застройку ни при каких обстоятельствах. Это должно стать неким экологическим KPI, который будет в дальнейшем применяться для развития Москвы“.

То есть для г-на Шварца сам по себе статус ООПТ – не основание для того, чтобы “не строить ни при каких обстоятельствах“. Надо из заказника выделить участки, которые можно застраивать сразу (а какие погодя).

Либо коллеги журналисты переврали (тогда сам директор по природоохранной политике должен заявить протест), либо WWF России мало отличается от департамента природопользования.

Недавно на Пушкинской пообщался с милыми девушками, которые зазывали в другую международную организацию.

– Вас интересует экология? У Гринпис есть такие-то и такие-то замечательные программы…

Всё далеко. Переспрашиваю:

– А в нашем регионе есть что-нибудь, в чем можно лично поучаствовать?

Мою собеседницу естественный вопрос ставит в тупик (отчего возникает ощущение, что агитаторы просто наняты). Придя в себя, она отвечает:

– Деньги-то вы все равно можете перевести…

– То есть дело только в деньгах?

И она честно признаёт: “Да!” Зеленое хорошо продаётся.

Соответственно, покупателям нужно реагировать не на рекламные наклейки, но потратить несколько минут, чтобы разобраться, насколько они отвечают действительности. Есть ли у людей, собирающих деньги и голоса на «защиту природы», внятная позиция? Что и когда они лично защищали? Спасибо компьютерным технологиям, сейчас аnamnesis vitae проверяется несколькими нажатиями клавиш.

Если ответ отрицательный, перед вами фейк, суррогат, зелень из пластика.

Автор: Илья Смирнов

Смирнов Илья (1958), автор книг по истории русского рока и не только. Беспартийный марксист. Поддерживал перестроечное «демократическое движение» до того момента, когда в нем обозначился курс на развал СССР