Рубрики
Размышления Статьи

В борьбе за «лайки»

РI начинает новую тему, которую мы обозначили, как «Бушизм». Джеб Буш объявил о своем участии в президентской кампании в США, и нельзя исключать, что Республиканская партия выберет именно его в качестве основного кандидата. За Бушем – целая семейная история, отец и брат этого человека были 41 и 43 президентами Соединенных Штатов. Нельзя исключать, что Джеб может стать 45, в этом случае Буши станут первой династией американских политиков, три раза занимавших Белый дом. Адамсы и Рузвельты смогли это сделать лишь дважды. 

Представляет ли «бушизм» какую-то особую ветвь американского консерватизма, или это не более, чем семейное деловое предприятие, в котором участвуют люди разных взглядов? Старший Буш вообще не считается консерватором, Джордж W назвал себя «сострадательным консерватором», а взгляды его брата Джеба вообще настолько переменчивы, что их пока сложно системно описать. Но все же – ожидает ли Америку в случае возвращения Бушей «консервативный реванш», и будет ли этот реванш на руку России? Нам кажется, эта тема заслуживает нашего внимания и достойна обсуждения. Как обычно, это обсуждение начинает заместитель главного редактора «РI» Василий Ванчугов. 

***

Месяц назад бывший губернатор Флориды Джеб Буш официально объявил о выдвижении своей кандидатуры на пост президента США. Причем сделал это в духе времени, использовав не традиционные СМИ, а социальные медиа, обратившись к избирателям через Твиттер и Фейсбук. 

Прежде в кресле Президента уже  посидели его отец и брат. У Джеба пик политической карьеры — губернаторский пост. Здесь он особо не блистал, но все же становился объектом всеобщего внимания. В 2000 г. , когда его брат стал кандидатом в президенты от Республиканской партии, участники гонки (главным соперником от демократов был Альберт Гор, действующий на тот момент вице-президент) получили практически равную поддержку избирателей, и решающими стали результаты выборов в штате Флорида. 

Автоматизированный подсчет голосов дал перевес Бушу, но разрыв между претендентами был ничтожен, что дало основание говорить о возможности технической ошибки, тогда Окружной суд штата принял решение о ручном пересчете голосов. 

Отметился Джеб и в другой истории, также оказавшейся в центре всеобщего внимания, причем не только в Штатах, но и в мире. 

25 февраля 1990 г. в результате остановки сердца и последовавшего за этим кислородного голодания Терри Шайво впала в кому, после чего на протяжении многих лет она пребывала в так называемом вегетативном состоянии, то есть без признаков сознания, находясь на искусственном питании. Через четыре года все врачи, имевшие дело с этим случаем, признали, что надежды на восстановление жизненных функций нет, и в 1998 г. Майкл Шайво, ее муж, обратился в суд с требованием отключить аппарат искусственного питания и дать Терри умереть. 

Против этого категорически возражали родители Шайво, и они обратились в суд, настаивая на том, что дочь, которая принадлежала к католической церкви, была настроена против эвтаназии. Затем был второй и третий судебные процессы, и к октябрю 2003 г., когда возможности судебной затяжки отключения Терри Шайво от искусственного питания были исчерпаны, родители обратились к политикам. В итоге, когда 15 октября трубка для искусственного питания Терри была отключена, в результате инициированной родителями Терри публичной кампании, парламент штата Флорида принял через неделю закон, позволяющий губернатору штата своей властью запретить прерывание искусственного поддержания жизни, и губернатор Джеб Буш, избранный на второй срок в 2002 г., немедленно воспользовался этим правом, так что трубку вновь подвели к телу Терри Шайво. 

Но дискуссии продолжились, и в итоге выяснилось, что высказывавшийся против эвтаназии в деле Шайво президент США Джордж Буш в 1999 г., будучи губернатором Техаса, подписал закон штата, позволяющий администрации больниц прекращать искусственное поддержание жизни безнадежных больных вопреки возражениям родственников, учитывая при этом, помимо прочего, платежеспособность пациентов… 

Вскоре Терри Шайво все же умерла. На ее надгробии по желанию мужа была высечена надпись: Родилась 3 декабря 1963 / Покинула эту землю 25 февраля 1990 / Упокоилась с миром 31 марта 2005… 

Джеб оставил пост губернатора в 2002 г., затем вошел в совет директоров здравоохранительного фонда «Tenet Healthcare», участвовал в руководстве банка Lehman Brothers. Брат же правил страной два срока подряд, уступив затем место представителю Демократической партии Бараку Обаме. 

*** 

В своей избирательной кампании Обама сделал ставку на информационные технологии, представ перед американцами высокотехнологичным политиком. Быт избирателя к тому времени стал технически насыщеннее, он сам искушеннее, и потому ему симпатичен был тот, кто «в подобном деле соображает». В эпоху компьютеризации всей рабочей среды и домашнего быта, переноса не только официальной коммуникации, но и личного общения в сферу on-line, людям приятнее было иметь дело с политиком, государственным лидером, который «свой» в этой среде, на «ты» с техникой, сердце которой — микропроцессор.

Внедрение Барака Обамы в web-культуру оказалось масштабным, и его политические добродетели были представлены в виртуальной среде в максимально возможной вариативности. Статичные и динамичные образы кандидата в президенты США, его слова (устные и печатные) проникали во все значимые социальные сети самой разной тематической направленности, представляя его в «Facebook», Myspace, YouTube, Flickr, Twitter, LinkedIn, Blackplanet, Eons, так что суммарная аудитория насчитывала сотни миллионов не только в стране, но и за рубежом. 

Теперь к гонке за пост Президента подключился Джеб Буш. А как у него дела в сфере высоких технологий? 

Брат его, как известно, был страшно далек от «интернетов». Но сейчас это моветон, непростительный грех не использовать такой ресурс. Так что когда в прошлом году Билл Клинтон спросил Дж. Буша-младшего, почему его нет в Твиттере, тот мгновенно ответил через другой социальный сервис, переспросив, а почему он не видит его в Инстаграмме? 

Оба бывшие хозяева Белого дома понимают значение социальных медиа, и поскольку у одного жена выдвигается в Президенты, а у другого — брат, то оба они перенесли часть своей активности в различные сегменты Интернета. 

Так что Джеб обязан показать себя идущим в ногу со временем, живущим в цифровой эпохе. Еще не объявив о своем выдвижении в кандидаты, во второй половине декабря прошлого года он распорядился открыть свой губернаторский архив и выложить для публики в полном объеме всю личную электронную переписку за 8 лет на посту губернатора (1999 — 2007), демонстрируя, что ему нечего скрывать от граждан и конкурентов. 

Примечательно, что его соперница Хиллари Клинтон была уличена в незаконной скрытности, поскольку, будучи госсекретарем, использовала для переписки свой личный электронный адрес, и потому правительство не имело возможности автоматически архивировать сообщения. И хотя Клинтон утверждала, что вся информация, имеющая отношение к работе, передавались в архив, оставалось лишь поверить на слово, как когда-то ее мужу Биллу, замеченному в особого рода общении с Моникой Левински. 

И когда Хилари спросили, передаст ли она свою электронную переписку для просмотра третьей стороне, та ответила решительным отказом. Однако ее переписка с личного адреса, хранившаяся на сервере, размещенном дома, стала добычей хакеров. 

Ну а Джеб Буш, решив продемонстрировать совершенную «прозрачность», разместил на своем сайте служебную переписку, среди прочих сообщений выставив и те, что содержали конфиденциальную информацию — номера мобильных и домашних телефонов, адреса, номера социального страхования, имена отправителей электронной почты, вследствие чего глава компании по защите персональных данных Identity Finder Тодд Файнмэн заметил, что теперь более 12 тысяч лиц могут стать жертвами мошенничества и различного рода атак. 

В итоге, большая часть писем была удалена с сайта, а вся эта история представила Джеба как человека, следующего популистским рекомендациям советников, но не способного самостоятельно просчитать все возможные последствия. 

Желая выиграть битву за продвинутых в технологическом отношении избирателей, а также молодежь, словно следуя поговорке «убить одним камнем двух птиц», ответственным за технологии в предвыборном штабе он назначил Итана Чахора (Ethan Czahor), сооснователя Hipster.com. Однако очень скоро Чахора уличили в том, что он удалил несколько десятков сообщений в Твиттере.

В основном это были высказывания периода 2009-2010 годов, где он употреблял слово «шлюха» по отношению к женщинам, «гомофобно» выражался, без пиетета говорил о кумире афроамериканцев Мартине Лютере Кинге. Поскольку часть этого типа суждений восприняли не как плохие шутки, а как политически некорректные и потому неприемлемые высказывания, то поднялся шум, и Чахору пришлось оставить свой пост. 

Зато вскоре, благодаря ему, появилось приложение Clear для iOS, позволяющее подключиться к аккаунтам пользователя в социальных сетях и искать комментарии, содержащие нецензурные слова и вообще все на тему расы и сексуальной ориентации. После завершения поиска пользователь получает результат в процентах, насколько он «чист» в восприятии политически корректной публики. 

При обнаружении неправильных суждений соответствующие сообщения могут быть удалены, чтобы сделать профиль пользователя благоприятным для «друзей», политических партнеров или работодателей. Так создается портрет, не соответствующий действительности, но необходимый политикам — говорится не то, о чем думают, а что предписано общественным мнением. 

Этот сервис работает с записями в Фейсбук и Твиттер. 

***

В своей предвыборной гонке Джеб Буш решил использовать несколько социальных платформ, прежде всего, Фейсбук, Твиттер и Инстаграм. 

Именно здесь он стал выкладывать видео не только на английском, но и на испанском, заигрывая со значительной частью населения, которая проживает в Штатах, но не в состоянии освоить язык приютившей их страны. И как только он сообщил в Твиттере о своем решении принять участие в гонке за президентский пост, то получил 5 700 ретвитов, что сразу же было учтено наблюдателями. 

Соответствующий статус в ФБ получил 1000 републикаций и 3 000 «лайков», далее их число возрастало, и все параметры также фиксировались наблюдателями с обеих сторон. Со страниц того же ФБ он стал препираться с Бараком Обамой. Но несмотря на все старания, Джеб едва набрал 131 500 «лайков», в то время как Рэнд Пол имел на своем аккаунте 1.8 миллиона, Тэд Круз — 1.08, Рик Пэрри — 1.1, да и прочие консерваторы превзошли его по этим показателям «сетевой любви». 

«Лайки» в нынешнюю президентскую гонку особенно в цене, на них обращают внимание всевозможные службы, результаты постоянно сравниваются, составляются таблицы, делаются прогнозы. В частности, BuzzFeed News заключила договор с ФБ, чтобы получать данные, касающиеся выборов 2016 г. 

Демонстрируя свою технологичность, Джеб Буш, чтобы посетить работников стартапа Thumbtack, соединяющего через интернет граждан и поставщиков бытовых услуг, воспользовался сервисом Uber, а обсуждая, точнее, осуждая реформу здравоохранения Обамы (Obamacare), он указывал на часы от «Эппл» (Apple Watch), которые вскоре должны решить все проблемы по контролю за здоровьем. 

В декабре 2014 г. Инстаграм сообщил, что ежедневно его сервисом пользуется 300 миллионов человек, и потому Джеб Буш не мог не обратиться к этому ресурсу, где стал размещать свои фотографии. Но их мало и все они скучные, такие, что не к чему придраться соперникам, но у сторонников они вызывают зевоту. 

Понятна перестраховка, поскольку тут любая деталь может принести обратный эффект. Так недавно разгорелся скандал после публикации фотографии Хиллари Клинтон и ее сторонника, поскольку на выложенном на всеобщее обозрение снимке она пожала руку мужчины, на руке которого видна татуировка white (белый) в руническом стиле, а изображение подписано следующим образом: «Я думаю, что мы страна, которая действительно протягивает руку помощи с великодушием и друзьям, и соседям, и незнакомцам». 

Тем не менее это ценный для Джеба Буша ресурс, и потому запустив его сайт «Right To Rise», здесь ввели также при регистрации новое поле — инстаграмовский ник. Завела аккаунты в социальных сетях и его жена, Колумба Буш, взяв на себя обязанность расположить к кандидату испаноговорящих избирателей. И не потому, что она сама родом из Мексики, а поскольку, согласно данным The Pew Research Center’s Internet Project, 80% испаноговорящих используют социальные медиа, что превышает показатели по другим категориям населения. 

Так что через социальные сети можно уловить большинство «латинос», проживающих в США. 

BuzzFeed News, получающее от ФБ данные двух видов (как часто упоминается тот или иной кандидат в статусах и как отзываются о нем в сообщениях: позитивно, негативно, нейтрально), сообщило, что, судя по последним данным, Джеб уступает соперникам как по количественным, так и по качественным параметрам. Примечательно, что после объявления в ФБ о вступлении в гонку, комментариев с одобрением его решения оказалось в шесть раз меньше, чем возражавших, а то и протестующих против его кандидатуры. Далее, Джеб Буш пытается использовать приложение Meerkat, дающее возможность транслировать в Twitter видео в прямом эфире, чтобы подписчики, нажав на ссылку, смогли посмотреть репортаж, а также взаимодействовать с автором, но ролик с его участием едва набирает 400 просмотров, и среди пользователей большинство — журналисты. 

Тем не менее, следуя духу времени, Джеб Буш делает ставку на социальные медиа, где он официально объявил о желании побороться за пост президента. Ведь именно там теперь представлена наиболее активная часть электората. Если раньше в борьбе за голоса избирателей политики выкатывали для них бочку с вином, то теперь общаются посредством социальных медиа, создающих иллюзию сидения за одним столом. 

Впрочем, собеседник из Джеба плохой, его «напиток» невзрачен и безвкусен, так что он может привлечь лишь самую невзыскательную публику. В «сети», раскинутые его social media, попадают лишь посредственности, и создается сообщество, где Джеб Буш – лишь глава mediocracy, мастер среди серой массы населения.

Автор: Василий Ванчугов

Историк философии, профессор философского факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова