Рубрики
Статьи

Таинственный творец странной войны

В биографии Галифакса прекрасно отражается переломный для Британии период 1920-40-х годов, когда обстоятельства неумолимо влекли ее с самой вершины под откос. Главный герой книги оказался тем сумасшедшим шофером, который уверенно и без всяких сомнений вел свой автомобиль правильным курсом.

Девлин М.А. Лорд Галифакс: Святой Лис. СПб.: Нестор-История, 2021. – 312 с.

Бориса Джонсона можно было бы посчитать большим оригиналом, если бы у Британии не было целой традиции блестящих политических оригиналов. На фоне Эдуарда Фредерика Линдли Вуда, барона Ирвина, лорда Галифакса (1881-1959) наш Александр Борис де Пфеффель Джонсон даже немного теряется.

Э.Ф.Л.Вуд, лорд Галифакс

Галифакс – чудовищно прекрасное порождение викторианской эпохи, от которой он унаследовал все особенности своего неповторимого этоса. Отец Эдуарда Чарльз Линдли Вуд, лорд Галифакс, был видным деятелем англо-католицизма, что не помешало ему стать автором “Книги привидений лорда Галифакса, записанной со слов очевидцев” (в 2015 г. она была публикована в русском переводе). Сам Эдуард вполне бы мог стать персонажем этого труда. Однако судьба распорядилась иначе, и в результате в России вышла научная биография “Святого Лиса”. Она принадлежит перу отечественного историка Морганы Девлин. Этот исследователь уже известен читателю по интереснейшей книге “Невилл Чемберлен: Джентльмен с зонтиком” (М.: Молодая гвардия, 2019. — серия ЖЗЛ).

Лорд Эдуард унаследовал аристократизм и религиозность отца. За фанатичную преданность типичной забаве британской элиты – лисьей охоте – он и получил прозвище “Святой лис” (игра слов: Halifax и Holy Fox). Соответствующие повадки были закреплены учебой в Итоне и Оксфорде. Стоит отдельно отметить, что викторианские реалии описаны в книге с подлинным мастерством и трогательностью. Дополнительной порукой тому – графика, украшающая обложку книги и исполненная самим автором. Итак, молодой человек собирался стать историком и, вероятно, таковым и остался бы в памяти потомков, но отец решил, что его долговязый, картавый и заикающийся отпрыск, наделенный, судя по фотографиям, неземной “красотой”, обречен быть политическим деятелем.

Так этот подлинный обломок XIX столетия, убежденный империалист и колонизатор, должен был достичь вершин лондонского олимпа. Произошло это в 1920-е годы. По результатам Версальского мира Британия оказалась на пике своего могущества. Равных ей не было. Но уже тогда на теле этой крупнейшей по территории в мировой империи державы показались первые трещинки. Мир в Версале был подписан 28 июня 1919 года, а через 10 дней империя вынуждена была признать независимость Афганистана. В 1921 году был подписан договор о создании Ирландского Свободного государства. Вскоре произошел Чанакский кризис, в ходе которого доминионы впервые заявили метрополии о своем желании самостоятельно вести внешнюю политику. Империя начала сыпаться.

вице-король Индии барон Ирвин

В таких обстоятельствах 44-летний Вуд, получив титул барона Ирвина, в 1926 году стал вице-королем Индии и оправился в главное колониальное владение британской Короны. Здесь ему довелось стать основным оппонентом Махатмы Ганди. Столкнулись два противоположных подхода к политике. Готичный джентльмен в пробковом шлеме, подлинное олицетворение нынешнего стимпанка, против политического трансгендера, сокрушающего духовные скрепы старой доброй империалистической эпохи. В книге хорошо показано, что индийские годы Галифакса стали лучшим временем его государственной карьеры. Обстоятельства потребовали от него прагматизма и адекватности – и их пришлось проявить, наступая на горло собственной натуре. Хотя тупик индийской политики уже просматривался. Достаточно было потерять статус главной мировой державы – и Индию было не удержать.

Возвращение Галифакса в Европу происходило накануне грандиозных событий. Ненадолго назначенный в 1935 году министром обороны, он вполне мог осознать всю трагичность ситуации. Гитлер уже объявил о начале вооружения Германии вопреки статьям Версальского договора. Франция подписала оборонительный договор с СССР. Дело запахло новой мировой войной. Галифакс, выступавший в предыдущей войне убежденным сторонником полного разгрома Рейха, должен был понять, как высоко могут быть подняты ставки в новом раунде старой игры.

Но он не понял. Похоже, вера в британское могущество заслоняла любые рациональные построения.

Кем воспринимался Гитлер?

На встрече с ним в 1937 году Галифакс принял фюрера за лакея – а через 3 месяца очутился в кресле министра иностранных дел, чтобы сразу стать свидетелем того, как “лакей” превратит Австрию в свою прихожую. Аншлюс, с которым Британия вынуждена была смириться, сразу показал, какой политики будет придерживаться каждая из держав. Общее состояние Британской империи было таково, что проявить ответную агрессию она не могла. Но выходить из большой игры никто не хотел. В результате приходилось надеяться на то, что Гитлер играет по тем правилам, к которым все привыкли.

Фюрер быстро развеял эти надежды.

Поразительно в связи c этим то, что дольше всех подобные иллюзии питали не слишком сильные, но крайне амбициозные соседи Германии. Польша, делившая с Рейхом Чехословакию, после ее окончательной ликвидации отказалась примкнуть к инициированной Лондоном коалиции с участием Франции и Советского Союза. Руководивший польской внешней политикой полковник Юзеф Бек был настолько погружен в свои алкогольные фантазии, что уже считал Польшу великой европейской державой, способной не только устроить поход на восток вместе с Гитлером, но и противостоять Гитлеру в союзе с Западом.

Полковник Галифакс нашел в полковнике Беке вдохновителя своих последних побед. 10 марта 1939 года глава Форин-офиса написал своему другу премьер-министру Невиллу Чемберлену роковое письмо, с помощью которого после умудрился выбить британские союзнические гарантии полякам на случай германской агрессии. Вероятно, кокаин позволил Галифаксу на какое-то время почувствовать себя Фортинбрасом, чтобы отправиться в Польшу и “забрать клочок земли, который только и богат названьем”. Гамлет, оказавшийся тогда перед дилеммой “to be or not to be”, не смог ему помешать.

Но, как бы то ни было, грубо нарушался давнишний базовый принцип британской европейской политики – принцип “Блестящей изоляции”. Польша получала гарантии, выполнять которые было и невыгодно, и невозможно. Теперь оставалось ждать, когда вас публично унизят.

31 марта гарантии были предоставлены официально. Полковнику Беку написали. Это был уже не Holy Fox, а самый натуральный Holy Fax. Осчастливленный полковник еще не знал, что вслед за этим неизбежно наступят “сто лет одиночества”. В сентябре 1939 года Британии пришлось вступить в позорную “странную” войну на стороне “гиены Европы” и тем самым превратить польско-германский конфликт в общеевропейский. Польше это, как известно, не помогло. Проблем создало слишком много. После этого остается только удивляться тому факту, что Галифакс через пару недель не объявил войну еще и Сталину.

Галифакс в США

Дальнейшая карьера “святого Лиса” сложилась вполне символично: в крепких американских объятьях. Он не слишком хотел ехать послом в Вашингтон, но после очередной бомбардировки Лондона предпочел место поспокойнее. Надо сказать, что Вторая мировая война значительно протрезвила сознание Галифакса: в марте 1946 года, ознакомившись с текстом еще не произнесенной Фултонской речи, посол посоветовал Черчиллю сразу после его риторических уколов направиться в Кремль и лично объяснить Сталину, что, собственно, имелось в виду. Резон в этом был: в своей внешней политике Британия уже не была самостоятельной, ссориться с СССР можно было лишь опираясь на Старшего Брата. Тем самым, усиливая собственную зависимость.

В биографии Галифакса прекрасно отражается переломный для Британии период 1920-40-х годов, когда обстоятельства неумолимо влекли ее с самой вершины под откос. Главный герой книги оказался тем сумасшедшим шофером, который уверенно и без всяких сомнений вел свой автомобиль правильным курсом. Биографическое исследование Морганы Девлин не только основано на мощном документальном материале, оно и написано замечательно – увлекательно и иронично – отчего доставит читателю истинное эстетическое удовольствие.

_______________________

Наш проект можно поддержать.

Автор: Федор Гайда

Историк, доктор исторических наук

Добавить комментарий