Рубрики
Статьи

Сожжение церквей

Когда сгорает церковь или библиотека, пожар не называют великим, хотя подпаливается целая цивилизация на относительно долгий срок. Как это было было с книжной бойней в Александрии, или в Париже – с собором Парижской Богоматери. Нотр-Дам стал самой известной преданной огню христианской святыней. До Нотр-Дама церкви во Франции уже несколько десятилетий горели регулярно и не только в периоды массовых скоплений на праздники.

Когда сгорает город, в историю человечества записывают “великий пожар” – Рима, Лондона, Копенгагена, Нью-Йорка или Москвы. Когда сгорает церковь или библиотека, пожар не называют великим, хотя подпаливается целая цивилизация на относительно долгий срок. Как это было было с книжной бойней в Александрии, или в Париже – с собором Парижской Богоматери.

С некоторых пор, библиотеками интересуются всё меньше, может быть, потому, что архивы человечества всё больше переходят в электронный формат, где для их уничтожения достаточно одного “всклика” и не нужно подливать масла в огонь. А вот церкви полыхают по прежнему горячо и ярко. С некоторых пор, всё чаще и сильнее.

Пожар Нотр-Дама, чадящей вехой вошедший в историю, вовсе не был ни премьерой, ни кульминацией. Тенденция фиктивного “самовозгорания” христианских храмов при “несоблюдении техники безопасности” наметилась и хорошо оформилась задолго до уничтожения в огне одного из самых известных символов так называемого “мрачного”, а точнее намеренно оклеветанного Средневековья. (В данном тексте речь пойдёт не о реабилитации эпохи, оставившей миру величайшие шедевры искусства и духовности одновременно, поэтому тему о намеренной стилизации всего этого далеко неоднозначного периода под единую гребёнку вечной, страшной и ужасной “инквизиции” я здесь не продолжу).

Отметим лишь, что выбор символа для выгорания от гипотетического “окурка”, который, якобы, был найден на месте преступления, среди дотла уничтоженных балок, конечно же был не случаен. А шпиль собора наглядно отрапортовал всем толкователям о “крушении вертикали”, возвестившей приход “нового мира”, c его «новыми порядками».

Нотр-Дам стал самой известной преданной огню христианской святыней. До Нотр-Дама церкви во Франции уже несколько десятилетий горели регулярно и не только в периоды массовых скоплений на праздники. Сначала, со слабой периодичностью, затем, с участившейся настолько, что пришлось создавать специальную “Обсерваторию религиозного наследия”, которая тихо и скромно начала тщательно фиксировать происходящее. Тихо и скромно, потому что любое “клерикальное” возражение принималось в штыки и мгновенно рассматривалось, как вмешательство церкви в светские «прогрессы» свободного государства.

Принципиальнo анти-клерикальный настрой французского варианта интеллигентствующей “рукопожати” известен ещё со времён Анатоля Франса. Поэтому не стоит удивляться, что быстро ставшие обыденностью осквернения святынь и слаженные “самовозгорания” сразу в нескольких храмах одной местности всегда заканчивались невнятным недоумением и вялым порицанием так никогда и не находимых «хулиганов», которых, конечно же, не рекомендуется считать преступниками.

Только последние десять лет, христианские храмы в разных уголках Франции горели на каждое Рождество. A также, в периоды между ними. А также, в любой другой ничем не примечательный момент. В 2016 году, например, в департаменте Сена и Марна, в один и тот же день сгорели сразу две церкви, в двух городах, на расстоянии около 10 км друг от друга. Причём, на одной из них, за несколько минут до “самовозгорания”, оказался спиленным с крыши массивный деревянный крест. И в ту же ночь, на перекрёстке лесных дорог, недалеко от обоих городов, был спилен ещё один массивный деревянный крест, стоявший там со времён Наполеона Бонапарта. Все вышеописанные события были отражены исключительно в местной прессе и обьяснены “самовозгоранием по оплошности служителей” или безответственным поведением местных бомжей, якобы зашедших в церковь погреться. Что касается массивного креста на перекрёстке лесных дорог,- его самовольное падение пресса, не дрогнув, обьяснила безответственным поведением древесных червей, подточивших крест до бетонного основания и спровоцировавших падение монумента весом в пару тонн.

Для самых непредвзятых читателей, стоит уточнить, что французские церкви не отапливаются в зимний период, поэтому согреться там могут разве что акробаты, при условии постоянных физических упражнений; бомжей в указанных городах до сих пор нет и никогда не наблюдалось, а черви, подточившие крест на перекрёстке, не только сделали это ровнёхонько, как древние египтяне обелиск, но ещё и оттащили его на несколько метров к обочине дороги.

Я подробно остановилась на этих деталях, поскольку подобные «обьяснения» на самом деле давно стали негласным, но непререкаемым шаблоном во всех аналогичных происшествиях. Вандализация статуй святых, разрушение церковных реликвий и осквернение могил прилегающих к церковным кладбищам поясняется насeлению, как «не целенаправленныe хулиганские действия отдельных, не связанных между собой индивидуумов». Тот факт, что “индивидуумов” всё больше, что они всё целенаправленее и всё неуловимее, во внимание не принимается.

С 1 января 2018 по 24 января 2023, во Франции было сожжено 29 христианских церквей. Вот список только за истекший месяц (с декабря 2022 по январь 2023), для более наглядной общей картинки: город Орийaк (департамент Канталь) – церковь Сент-Эжен; город Сен-Мартен-де-Буа (департамент Луар и Шер) – целое аббатство Св.Георга; город Пуа-дю-Нор (Северный департамент) – церковь св.Мартина; наконец, Париж – сразу три церкви за несколько дней.

Каждое из этих событий было очень скупо упомянуто исключительно в местной прессе (парижские пожары – в газете “Ле Паризьен”), с отштампованным общим обьяснением “причины пожара не установлены”.

А теперь, что называется следите за руками.

В прошлый четверг, на севере Лондона дотла сгорела церковь Св.Марка. Причины пожара и «гибели этого «архитектурного и исторического сокровища устанавливаются». По удивительному совпадению, за несколько дней до этого несчастья, всё в том же Лондоне, неизвестный устроил перестрелку на выходе из церкви, после мессы, когда прихожане, подняв глаза к небу, следили за выпуском голубей, в память о недавно умерших. Семь раненых, среди них две девочки, 7 и 12 лет, в критическом состоянии.

По официальным данным, опубликованным английским журналистом Сэмюэлем Греггом в газете «Conflits», более 20.000 преступлений такого рода, как вандализм, поджоги, воровство и деградация предметов культа, а также личная агрессия против прихожан было зафиксировано в церквях Англии, между январём 2017 г. и нoябрём 2019 г. Более свежих данных об аналогичных “правонарушениях” с тех пор в прессу не поступало.

В Германии, за последние месяцы, аналогичные события имели место в церквях городов Бад-Зеккинген, Райнфельден и Швёрштадт.

В Польше, в октябре 2022, в городе Забже было вандализировано более 40 могил на приходском кладбище при храме Богоматери – Всех-Церквей.

В тот же период (октябрь 2022), в испанском городе Кордова была вандализирована церковь Розы.

Канадская пресса фиксировала небывалый подьём анти-христианских актов агрессии на период июнь-июль 2021 г., когда всего за два месяца количество поджогов, вандализации, воровства и разрушения предметов культа достигло 68, в церквях провинций Британская Колумбия, Альберта, Саскачеван, а также на территориях Северо-Запада и Новой Шотландии. После чего, подача подобной статистики в центральную прессу прекратилась.

Согласно министерству иностранных дел Франции, только в 2017, на территории страны было зафиксировано 878 актов агрессии и вандализма в отношении христианских церквей. Явное нежелание правительства афишировать подобные цифры регулярно официально обьясняется его “стремлением не подать дурной пример” и не cпровоцировать других потенциальных правонарушителей. Иначе говоря, тактика замалчивания, по мнению властей, должна помочь проблеме “рассосаться” самой собой.

Причины такой массивной концентрации агрессии именно на местах христианского культа, по мнению аналитиков, не обьясняются исключительно “настроениями джихадизма” среди растущих мигрантских масс. Вандализм, осквернение могил, деградация церковного имущества и кражa предметов культа привлечённые к делу аналитики обьясняют также растущей «ненадёжностью уровня жизни», значительным и неуклонным «увеличением наркомании», а также, побивающим все доселе мыслимые рекорды числом «душевных болезней среди бездомных в сегодняшнем западном обществе»©

Описанному в этом тексте положению вещей, мыслей и поступков безусловно способствует не одна единственная причина, а целый список возможных причин. Мне больше всего нравится про «душевные болезни среди бездомных».

Всё-таки, с пылу, с жару, сходу, с налёту поставить такой диагноз социальному явлению, без солидной диспансеризации пациентов может только либо чрезмерно экзальтированный аналитик, либо не слишком порядочный журналист. Из тех, о ком предупреждает пословица “Знает кошка, чьё мясо съела”. А если к этому добавить всего лишь одно небольшое напоминание, список причин можно свести к одному единственному исчерпывающему определению – безнаказанность.

Достаточно вспомнить, как в октябре 2022 Европейский суд по правам человека полностью оправдал бывшую “Феменку” Элоизу Бутон, устроившую в парижской церкви Мадлен перформанс с голым бюстом, похабными надписями на теле и кусками окровавленного мяса, доставаемыми из вагины и предназначенными для изображения младенца.

Целью такого представления в христианском храме был “протест против запрета абортов”, которые во Франции не запрещены. Так вот, ЕСПЧ не только оправдал “перформанщицу”, приговорив её к месяцу тюрьмы условно (то есть, ни к чему не приговорив), но и постановил, что Франция должна выплатить “пострадавшей” суммы 9.800 евро и 2.000 евро, за “моральный ущерб”.

После этого важного напоминания можно бесконечно продолжать дискуссию о душевных болезнях бездомных и их участии в сожжении церквей.

Почти, как в старой напрасно забытой кинокомедии, про «травматический оргазмус висцеральной нервной системы», согласно диагнозу некоего профессора, автора монографии «Зуд и дрожь в нашем обществе или о невозможности полного владения своим телом в наши дни»

Автор: Елена Кондратьева-Сальгеро

Добавить комментарий