Рубрики
Размышления Статьи

Пой о мире во время войны, не пересекая линии фронта

Летом 2005 года американская актриса Джейн Фонда сообщила, что в знак протеста против военного вторжения ее страны в Ирак, она готовится отправиться в автобусное турне по всей Америке. Это заявление она сделала во время выступления в одном из книжных магазинов Нью-Мехико, где представлялась ее автобиография «Моя жизнь до сих пор». Но ранее, в апреле того же года, когда она рекламировала ее в Канзас-Сити, 54-летний ветеран войны во Вьетнаме плюнул ей в лицо и, будучи задержан полицией, заявил: «Обычно я не жую табак, но ради такого случая купил упаковку. Я считаю свой плевок долгом чести. Я нисколько не раскаиваюсь в содеянном. Большинство ветеранов было бы радо повторить мой поступок»… В 70-е годы актрису прозвали Hanoi Jane — Ханойской Джейн за ее протесты против войны во Вьетнаме. Фонда часто выступала с антивоенными речами в церквях и университетах, спонсировала организацию «Ветераны Вьетнама против войны» и расследование, в ходе которого американские военнослужащие рассказывали о преступлениях во Вьетнаме. Однако стоило ей в 1972 году посетить Ханой и сфотографироваться, среди прочего, сидя за зенитной установкой, как в Штатах поднялась буря негодования, и отныне Джейн Фонда стала не пацифисткой, а символом предательства, поскольку она отправилась с пропагандистским визитом в страну, с которой Америка находилась (хотя и не де-юре, но де-факто) в состоянии войны, и своими выступлениями подрывавшей военные усилия своей державы. Но тех, кто призывал к миру, оставаясь дома, при всем их оголтелом пацифизме, если и поругивали, но никогда не травили. И среди таких вот «антивоенищиков» оказалось много музыкантов. 

Представители рок-музыки всех направлений, ранее воспринимаемой в обществе, прежде всего, как развлекательное искусство, позволяющее массам забыться, отвлечься от социальных проблем, теперь указывали на общую всем опасность — войну, и делали это не менее мелодично, так что строчки растаскивались на цитаты, и «просто музыка» отныне превращалась в политику. Здесь и Jefferson Airplane, с их альбомом «Добровольцы», в котором они открыто выступали против войны во Вьетнаме, и Джими Хендрикс, в прошлом военнослужащий, правда, неважный, с песней Machine Gun, и далее вереница антивоенных композиций разных исполнителей: Eve of Destruction (Barry McGuire), Give Peace a Chance (John Lennon), Fortunate Son (Creedence Clearwater Revival), Ball of Confusion (The Temptations), Ohio (Crosby Stills Nash & Young), War (Edwin Starr). При этом, «Накануне Разрушения» (Eve of Destruction) была запрещена на многих радиостанциях США, радио Шотландии и внесена в списки ограничений ВВС, которую американское СМИ представляли как пример заблуждений молодежи под влиянием коммунистической пропаганды. Однако она вышла в топ, и особенно часто цитировали строчку из нее, где поется, что «ты достаточно взрослый, чтобы убить, но не голосовать», — ирония по поводу того, что в том время как для голосования тебе необходим 21 год, а вот призывной возраст начинается тремя годами ранее. Однако настоящим неофициальным гимном против войны стала композиция «Дайте миру шанс» (Give Peace a Chance) Джона Леннона.  

15 декабря того же года Джон Леннон и Йоко провели антивоенный концерт «Война закончится, если ты захочешь этого», а 30 декабря британское ТВ показало программу, где битла назвали одним из трех политических деятелей десятилетия, наряду с Джон Кеннеди и Мао Цзэдуном. Еще ранее, в порыве пацифизма он участвовал в съемках антивоенной комедии абсурда английского кинорежиссера Лестера «Как я выиграл войну» (1967), в апреле 1968 года в интервью американской радиостанции «Уорлднет» охарактеризовал вьетнамскую войну как очередное проявление безумия времени, и потому с ней пора кончать, и что у него с друзьями есть «идея мира в новой упаковке». Затем будет кампания «бэд-ин» («постельная демонстрация» за мир) — с 25 по 31 марта 1969 года, в 902 номере отеля «Хилтон» в Амстердаме), а во время второго «бэд-ина» в Монреале Леннон и напишет «Дайте миру шанс». При исполнении припева ему подпевал интернациональный коллектив из США, Англии и Канады: поэт Гинзберг, проповедник «религии ЛСД» Лири, его жена Розмари, комедийный киноактер и активист за гражданские права черных американцев Грегори, певица и киноактриса Кларк, артист кабаре, комедиант Смозерс, пресс-атташе «Битлз» Тейлор, киноактер, композитор и сценарист Уильямс, раввин Фейнберг, католический священник и члены канадского отделения «Храма Радха Кришны». Триумф песни произошел во время самого массового в истории США 500-тысячного антивоенного марша на Вашингтон 15 ноября 1969 года, когда  после нескольких повторений припева, люди встали и подняли руки вверх, изображая букву «V», символ победы. А 25 ноября Леннон в знак протеста против поддержки лейбористским правительством Вильсона агрессии США во Вьетнаме и помощи сепаратистским движениям в Биафре (Нигерия) вернул награду королевы Елизаветы II — орден Члена Британской Империи — в Букингемский дворец. Кто-то этот поступок воспринял как «неуважительный жест», который оскорбил общественное мнение: другие поддержали музыканта, и один из организаторов антивоенного движения ученых Запада английский философ Бертран Рассел в письме к Леннону заявил: «Я уверен, что Ваш поступок заставит многих задуматься о том, что есть война».  Однако в то время как Леннон стал активным участником антивоенного движения, «король рок-н-ролла» Элвис Пресли предложил услуги американскому президенту в качестве секретного агента ФБР. «Сторонники наркокультуры, хиппи, СДС («Студенты за демократическое общество), «Черные пантеры» и т.п. не рассматривают меня как своего врага, — сообщал он в письме в декабре 1970 года, — и я могу принести и принесу наибольшую пользу, если я стану федеральным агентом с широкими полномочиями». Президент согласился на встречу. «Одеваешься ты, конечно, диковато», — заметил Никсон, увидев Пресли. «У вас свое шоу, господин президент, у меня свое», — ответил музыкант, после чего стал жаловаться на «Битлз», обвинив группу в разжигании антиамериканских настроений. В конце концов, Никсон отдал распоряжение изготовить для Пресли желанный значок агента, а также посоветовал ему записать антинаркотический альбом под названием Get High On Life.

Но пример с Ленноном и прочими музыкантами показывает, что каким бы пацифистом кто ни был, как активно не противодействовал бы он курсу правительства и интересам нации, его не воспринимали врагом отечества, пока он оставался в своем «формате», исполнителем песен, на сцене, не пересекая линии фронта. А случай с Джейн Фонда и другими деятелями искусства, включая современных, в том числе отечественных, показывает, что даже исполняя миролюбивые песенки, но на территории врага, ты становишься его пособником. И каким бы миролюбивым ни был твой рок-н-рол, — а он преимущественно такой, по природе своей, с доминантной темой «любовь и мир», — не пересекай с гастролями линии фронта! В лучшем случае такие попадают впросак, но, как правило, становятся объектом глумления, и здесь нет исключения.

Автор: Василий Ванчугов

Историк философии, профессор философского факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Обсуждение закрыто.