Рубрики
Статьи

Парк живой истории

Парк Федюхины высоты – не столько мемориальное пространство, но, скорее, культурно-исторически развлекательное. В то же время это – и не Дисней-лэнд. Нужно пройти по тонкой грани: чтобы, с одной стороны, исторический антураж не превратился в декорации для «потребления» развлечений, а с другой – чтобы погружение в прошлое не выглядело услугой, словно история – товар в супермаркете.

С 13 по 16 сентября 2018 года в Севастополе, на Федюхиных высотах прошел 5-й Крымский военно-исторический фестиваль. Организаторами фестиваля выступили севастопольский парк живой истории «Федюхины высоты» и агентство исторических проектов «Ратоборцы», спонсорами – правительство Севастополя и правительство города Москвы.

Кульминацией фестиваля стала впечатляющая 45-минутная реконструкция освобождения Севастополя от фашистских захватчиков в мае 1944 года, дополненная по сравнению с реконструкцией этого события на том же фестивале в 2017 году двумя самолетами (советским и немецким), неоднократное пикирование которых в небе прямо над «полем боя» неизменно приводило зрителей в восторг.

Тема военно-патриотического туризма не нова для Севастополя. И дело не только в большом количестве давно функционирующих и всем известных музейных объектов (начиная от Малахового кургана, заканчивая 35-й батареей), но и в том, что последние 4 года, после «Русской весны», настоящий патриотизм для большого числа жителей России стал ассоциироваться именно с Севастополем. Для самих севастопольцев патриотизм – категория немного иррациональная, внелогическая, постигаемая на уровне ощущений. Как говорит директор Парка живой истории, севастополец, историк Станислав Нагорный, «патриотизм – это не некая программа, которую можно перепрошить и вставить новую». Иными словами, патриотизм нельзя навязать, нельзя насильно привить его с помощью государственной пропаганды.

Что  можно сделать – так это возбудить у людей чувство сопричастности с прошлым своей Родины, привить умение самостоятельно мыслить, делать собственный выбор, создать условия, когда люди сами захотят работать с информацией и отделять «зерна от плевел». В пробуждении у соотечественников интереса и сопричастности видят свою задачу организаторы Парка живой истории.

А дальше встает важный вопрос, не имеющий простого ответа, – как заразить людей интересом к прошлому в условиях перенасыщения окружающего нас информационного поля, в эпоху интерактивных технологий, онлайн-жизни подрастающего поколения? 

Реконструкторы убеждены, что именно они могут пробудить интерес молодежи к прошлому страны. Станислав Нагорный отмечает: «Мы должны отказаться от тех методов подачи исторических знаний, которые использовались 50 лет назад. Они больше не работают. Для крестьян, которым на ярмарках показывали панораму Рубо, с ее 3D перспективой, зрелище было настолько впечатляющим, что они могли часами смотреть, как нога лошади переходит из объемной в плоскую, нарисованную. Сегодня с людьми, воспринимающими как должное чудеса виртуальной реальности, мы должны искать новые подходы».

Организаторы парка предлагают свой набор приемов привлечения внимания к прошлому своего города. Насколько они сработают – покажет самое ближайшее будущее.

 

Встреча эпох на севастопольской земле

Идея парка на Федюхиных высотах возникла на волне эйфории от возвращения Севастополя и Крыма в «родную гавань», осенью 2014 года в среде севастопольских реконструкторов, которые увлеченно и профессионально занимались темой обороны Севастополя в годы Крымской войны, изучая (в том числе на архивных материалах) технологические тонкости вооружения, особенности экипировки солдат, базирования русских войск и войск противника на местности и т.п. Тогда же, осенью 2014 года московское агентство реконструкторов «Ратоборцы» при поддержке Министерства культуры и Российского военно-исторического общества провело в Крыму свой первый военно-исторический фестиваль, собравший реконструкторов со всей России – начиная от Карелии, заканчивая Сахалином.

На тот момент это был первый и единственный в России так называемый «мультифестиваль» – то есть фестиваль, на котором реконструируются разные исторические эпохи. Все они были так или иначе связаны с историей Крыма – лагерь римских легионеров, генуэзская крепость и, конечно, первая и вторая обороны Севастополя.

Севастопольские и московские реконструкторы объединились в своем стремлении воспользоваться уникальным историческим шансом возвращения Севастополя в Россию, с одной стороны, для широкой просветительской деятельности среди молодежи и подрастающего поколения, а с другой стороны – для выведения туристического потенциала Севастополя на новый уровень.

Так возникла идея уникального, не имеющего аналогов не только в России, но и в мире Парка живой истории, в котором была бы представлена вся история севастопольской земли – от античных времен до современности.

С самого начала работы над проектом его авторы предложили руководствоваться принципом совмещения современной хай-тек туристической инфраструктуры (вай-фай, электромобили), исторических площадок и природного ландшафтного парка. Историческое наполнение парка будет представлено 7-ю площадками: «Античность», «Византия и Древняя Русь», «Средневековье», «Первая оборона Севастополя», «Начало ХХ века», «Великая Отечественная Война», «Войны нового времени».

В будущем, предполагается и количественное, и тематическое расширение исторических площадок, возможно, оно повлечет за собой возникновение новых тем и эпох для исторических реконструкторов – ведь далеко не все периоды интересуют людей, увлеченных реконструкцией.

Сейчас создатели Парка опираются на тот опыт реконструкторского движения (в том числе объем накопленной материальной базы и научной проработанности тем), который имеется в России и мире. В определенных темах этот опыт насчитывает десятилетия. Реконструкции первой обороны Севастополя в этом году исполнилось 12 лет. Реконструкции Высокого средневековья – около 25, а римской эпохой энтузиасты увлекаются уже более 50 лет.

По словам Станислава Нагорного, «здесь мы взяли уже готовое. Да, мы хотели бы представить посетителям нашего парка и средневековое крымско-татарское поселение, и редут времен ПотемкинаСуворова, но это дело будущего. Для создания достоверной реконструкции любого, даже самого маленького объекта требуется не меньше 5 лет. А “кич” в стиле европейских развлекательных парков, где аттракционы с “пиратами” перемешаны с “викингами”, облик которых не имеет никакой исторической основы, мы делать не будем. Там, где бизнес-интерес столкнется с вопросами исторической достоверности, мы, без колебаний, выберем второе».

В данный момент, из-за отсутствия соответствующей научной базы, создатели Парка испытывают сложности с реконструкцией византийского поселения времен похода князя Владимира на Корсунь. Предстоит освоить огромный массив исторического материала, воссоздавая комплекс материальной культуры IX – X веков. Российские реконструкторы, обычно, занимаются русскими поселениями того периода, и, поэтому, предстоит с азов вникать в мир Второго Рима – цивилизации, из которой берет свое начало традиция  российской государственности.

Однако уникальность парка не только в многообразии отображенных эпох и въедливом научном подходе к созданию экспозиции, но и в бизнес-модели этого объекта культуры. Организаторы предполагают сделать парк самоокупаемым (а в оптимистическом прогнозе – даже прибыльным).

 

Высокорентабельные высоты

Туристическая привлекательность Парка живой истории очевидна и властям города Севастополь. Интерес к нему возник ещё в феврале 2015 года, когда местные историки-реконструкторы принесли в Департамент приоритетных проектов первую концепцию парка. При этом город не тратит бюджетных денег непосредственно на создание парка (для этого реконструкторы нашли меценатов и частных инвесторов) – правительство, согласно инвестиционному контракту, должно создать Парку подводящую инфраструктуру (дороги, электричество, вода, канализация).

Федюхины высоты как место базирования парка были выбраны не случайно: группа высот между Инкерманом, Балаклавой и Сапун-горой имеет отношение к наиболее известным и кровопролитным полевым сражениям Крымской войны – Инкерманскому, Балаклавскому и Чернореченскому.  На этих высотах шли тяжелые бои во время Великой Отечественной войны.

Историческая насыщенность места, увы, причудливо сочеталась с его недавним заброшенным состоянием. По словам реконструкторов, когда они впервые приехали на Федюхины высоты, их взорам предстала многолетняя общегородская свалка. Не нужна была эта территория городу и его жителям и с точки зрения сохранения лесного массива или водных объектов – по причине отсутствия в этой местности водоемов и лесов.

Усилиями Станислава Нагорного и специалистов из исполнительной власти в 2015 году было проведено кадастрирование территории – земли для парка были отмежеваны и выделены из общегородских земель. Затем последовала разработка концепции парка, паспорта приоритетного объекта – с учетом наличия реликтовой растительности и охранных зон от линейных объектов, археологических памятников.

Весной 2017 года концепция парка была утверждена в качестве «приоритетного городского проекта», в июле 2018 года Парк живой истории успешно провел слушания в архитектурно-градостроительном совете, на котором поддержку концепции выразили многие известные общественные деятели. 12 сентября 2018 года, накануне Крымского военно-исторического фестиваля состоялась первая публичная презентация концепции. В ближайшем будущем – стратегический совет правительства, на котором должно быть принято решение о выделении финансирования подводящей к парку инфраструктуры, потом – утверждение госпрограммы в Законодательном собрании, параллельно этому – строительство парковой инфраструктуры и первых трех исторических площадок, которые должны открыться для посещения к сентябрю 2019 года.

На вопрос, почему между появлением концепции парка и первыми реальными действиями по строительству объектов прошло около 5 лет, Станислав Нагорный отвечает – «потому что мы хотели сделать всё правильно, соблюдая все положенные по Закону процедуры. А это – всегда долго и всегда непросто. Однако, наш парк – это тот проект, который за прошедшее время смог завоевать доверие города».

Такой проект нужен городу стратегически. Как говорит Станислав Нагорный, «Севастополь никогда не был Меккой для туристов. В советские времена это был военный порт для огромного Черноморского флота. Современный флот ему в подметки не годится – тогда бухт не хватало для кораблей. Была громадная инфраструктура флота. Были гигантские предприятия, в том числе – высокотехнологические. Однако, за украинские времена произошла деиндустриализация Севастополя. Единственный собственный резерв, который есть у города, чтобы улучшить экономическую ситуацию, чтобы сделать наш городской бюджет бездефицитным – это развитие туризма. Не будет здесь таких высокотехнологических предприятий, чтобы кормить весь город. Да и предприятия сейчас не такие, как в советское время– не нужно столько рабочих мест. И наш парк в этом смысле очень важен. Он может стать историей успеха, дать городу больше сотни рабочих мест. Поэтому топить наш проект в городе никому не выгодно. Мы никому не переходим дорогу».

Согласно расчетам, проведенным правительством города, посещаемость парка предполагается на уровне 500 – 600 тысяч в год, а это – высокая бюджетная эффективность, ведь такое количество посетителей будет способствовать развитию всех видов бизнеса, так или иначе связанных с туризмом, а, значит – и экономики города в целом.

 

Привлечение к подлинности

Вовлечение посетителей – рассказывали организаторы парка на первой публичной презентации проекта 12 сентября, перед открытием фестиваля – будет достигаться разными путями.

Во-первых, сотрудниками парка будут «не аниматоры, не экскурсоводы, не туристы, а реконструкторы – люди, полностью погруженные в свою эпоху». Качество «погружения» гостей в разные эпохи будет достигаться за счет «визуальной герметичности» каждой площадки, а также «интерактивности» – возможности взаимодействия со всеми экспонатами эпохи. Вплоть до участия в строительстве-реконструкции самих исторических объектов.

Во-вторых, на территории парка будет предлагаться большое количество занятий (потребительское слово «развлечение» претит организаторам парка), которые предполагают активное участие посетителей – посещение Троянского коня, пробные стрельбы из метательных машин древности, путешествие с торговым караваном по средневековым поселениям и многое другое.

Тем самым, парк станет не просто объектом показа, как традиционные музейные объекты, а местом особого досуга, куда захочется возвращаться не только туристам, но и местным жителям.

В-третьих, предполагается, что вход в Парк будет бесплатным, платным будет доступ к различным «интерактивным занятиям» внутри самих площадок. Отдельным видом «заработка» парка станет произведенная его реконструкторами собственная, уникальная продукция, а также своего рода гастрономический туризм – кухни разных эпох и разных цивилизаций, тематически связанные с историческими площадками парка.

В-четвертых, особенностью реконструкции исторических площадок станет строгий научный подход к созданию исторического наполнения Парка, а научная реконструкция утраченных предметов материальной культуры и технологий имеет самостоятельную ценность. Директор парка говорит об особом значении этого фактора. – У нас не будет обмана. Мы добросовестно относимся к своему делу. Мы хотим делать патентованный, исторически достоверный продукт.  Для нас важно качество того продукта, который мы даем. Это – вопрос порядочности и профессионализма. Мы часто слышим: «Ну и кому это надо? Какая разница посетителю Парка, как тысячу лет назад выглядела какая-то вещь? Сейчас уже никто не знает, можно не напрягаться…» Такое пренебрежительное отношение, к сожалению, распространено среди отечественных постановщиков исторических фильмов. Но не надо считать людей дураками! Люди прекрасно чувствуют фальшь. В итоге псевдоисторические поделки нашего кинопрома проваливаются в прокате. А в западных фильмах я вижу на актерах вручную пошитую одежду, скрупулёзный подход к историческим деталям. Голливуд может приврать в сюжете, но в материальной составляющей исторических сюжетов они всегда точны. Поэтому и фильмы их выглядят достоверными.

 

Представление чужого

Правительство города – не единственный интересант в создании парка. Общественность Севастополя также выступает за его создание – в городе появится большое парковое пространство, с которыми, вообще говоря, в городе дело обстоит напряженно. За прошедшие 4 года концепция парка не получила ни одного отрицательного отзыва, в том числе на слушаниях в градостроительном совете, в котором представлены общественные деятели, и на публичной презентации проекта 12 сентября.

Как отмечает Станислав Нагорный, «в Севастополе есть активное гражданское общество, в этом наше отличие от многих других городов России. С нашим обществом надо разговаривать. Иначе здесь ничего не получится. И мы разговариваем».

Во многом благодаря открытости для общественности проект создания Парка успешно приближается к своей реализации.

При этом – вполне в севастопольском духе – организаторы парка не собираются делать «военно-патриотический лубок». Когда в 2017 году одна из площадок ежегодного фестиваля была посвящена  войскам НАТО времен Холодной войны, у многих приезжих возник вопрос – «А патриотично ли это?» Станислав Нагорный отвечает: – Наш патриотизм – не «квасной» и не советский (в плохом смысле этого слова). Патриотизм такого рода у нас уже был, и с ним наша страна проиграла и развалилась. Мир вокруг нас открыт и един. Бессмысленно пытаться ограждать людей от истории других стран. Это уязвимая позиция. Я могу сказать, чего точно не будет в нашем парке – не будет войск СС, не будет коллаборационистов времен Великой отечественной, определенных аспектов братоубийственной гражданской войны. А насчет нашего собственного патриотизма мы всем всё доказали в 2014 году. Реконструкторы, в том числе реконструкторы войск вермахта, были среди тех, кто первым поднялся в 2014 году, мы в числе первых вступили в отряды ополчения.

Применительно к более ранним и менее болезненным историческим периодам, управляющий агентства «Ратоборцы» Алексей Овчаренко отмечает: – Крым – культурный котел, в туристическом отношении – это конкурентное преимущество. Нужно работать с чужим культурным наследием. Если мы, как империя, освоили эту территорию – значит, это наше культурное наследие.

 

Материально ожившее прошлое

В целом парк Федюхины высоты – не столько мемориальное пространство (каковых в Севастополе не так уж и мало), а, скорее, исторически-культурное развлекательное. В то же время это – и не Диснейленд. Предстоит создать такой парк, аналогов которому нет не только в России, но и в мире.  В Европе существуют либо музеи под открытым небом, либо развлекательные парки. Здесь предстоит совместить и то, и другое, пройдя при этом по тонкой грани: чтобы, с одной стороны, исторический антураж не превратился в декорации для «потребления» развлечений, а с другой – чтобы погружение в прошлое не выглядело услугой, словно история – товар в супермаркете.

В случае успеха этот большой, амбициозный проект претендует на то, чтобы стать первым в России самоокупаемым и, вполне вероятно, прибыльным для бюджета туристическим кластером, сочетающим в себе преимущества развлекательных пространств с историческим познанием на основе современных хайтек-технологий и вовлеченности посетителей, в том числе детей, в материально ожившее прошлое.

Источник: https://sevastopol.su/news/park-zhivoy-istorii

Автор: Любовь Ульянова

Кандидат исторических наук. Преподаватель МГУ им. М.В. Ломоносова. Главный редактор сайта Русская Idea