Рубрики
Размышления Статьи

Опыт избавления обывателя от предубеждений посредством университетского курса: «Наука повседневного мышления» австралийских исследователей

После понимания сущности научного метода и осознания необходимости его применения в повседневности, происходит «улучшение практического мышления». Это предполагает допущение того, что наши воспоминания могут быть искажены, что нам свойственно недооценивать количество времени и усилий, необходимых для завершения определенной и сознательно поставленной задачи, что следует учитывать эффект «лучше среднего» — считать себя лучше прочих, выше среднестатистического уровня

В 2013 году на платформе edX началась регистрация на новый курс, составленный Джейсоном Тангеном (Jason Tangen) и Мэтью Томпсоном (Matthew Thompson) — «Наука повседневного разума» («The Science of Everyday Thinking»). В онлайн формате он должен был начаться с марта 2014 года,  а прежде был уже отработан «в реале», в университете Квинсленда, поразив студентов отличием от традиционных занятий. Поскольку он посвящен был повседневному мышлению, то они осваивали весь спектр тех аргументов, которые обычно звучат «за обеденным столом и пабом», выясняя при этом механизмы того, как люди формируют и меняют свое мнение, какие существуют инструменты для мышления, спора, какие из них могут быть успешными и при каких условиях.

Джейсон Танген, изучавший философию и когнитивную науку в Канаде, в 2004 году переехал в Австралию, где преподает когнитивистику в университете Квинсленда, специализируясь на анализе  структуры опыта и системе доказательства. Мэтью Томпсон зарекомендовал себя как специалист по изучению механики визуальных образов и оценок, имеет научные достижения в области медицины, так что часто привлекается в качестве эксперта полицией и военными. Совместно с Шоном Мерфи (Sean Murphy) в 2011 году они выявили одну из причуд при восприятии «нормальным мозгом» «нормальных явлений», которую можно описать как оптическую иллюзию «превращения людей в монстров».

Для иллюстрации этого явления непреднамеренного искажения повседневной реальности был составлен минутный ролик, где перебираются фотографии женских лиц. При первом варианте просмотра вы видите привлекательные лица, однако если сосредоточить свой взгляд на крестике, расположенном в центре видео, то те же лица, которые вы уже видели, будут превращаться в ужасных монстров. И эта одна из многочисленных иллюзий, показывающих причуды восприятия действительности, особенности процесса обработки реальности и непреднамеренной интерпретации, навязываемой нам нашим «сознанием и мозгом». Не мир нас «обманывает», но мы сами, а также окружающие нас люди, причем не всегда намеренно.

Все свои наработки в области психологии восприятия Танген и Томпсон решили применить для позитивного для жизни изменения состояния сознания, вовлеченного в повседневную активность. Помогала им в этом Эмма Маккензи (Emma MacKenzie), которая после получения степени бакалавра по специальности «Журналистика и искусство» в университете Квинсленда много путешествовала, и занимаясь различными проектам заинтересовалась проблемой различных практик «повествования о мире». В итоге, появилась идея создать новый курс, в котором бы можно было не просто разобрать особенности восприятия мира, но и изменить мир обыденного человека с помощью вовлечения в его повседневные практики данные современной науки. И новый курс оказался настолько востребованным, что его пришлось тиражировать при помощи онлайн технологий,

Первые занятия посвящены разбору того, как работает наш мозг, выявлению спектра визуальных и слуховых иллюзий, демонстрации того, как наш жизненный опыт влияет на то, что мы видим, слышим и как мы это запоминаем, как формируем свои суждения, какие имеем убеждения, неявно, скрыто влияющие на наши восприятия и решения по широкому кругу проблем.

Для иллюстрации наших предубеждений используется, например, эксперимент, проведенный Элизабет Ньютон в конце прошлого века. Суть его в том, что человек настукивал мелодию, звучащую у него в голове, а аудитория должна ее угадать. Удавалось это только 2,5%, в то время как настукивающий полагал, что из слушающих угадает его мелодию половина. Эта мелодия звучала лишь в его сознании, а для всех остальных это был просто ритм. Однако если им сказать, какую именно мелодию настукивал выступающий, то прежде воспринимаемый ими «обычный стук» превращался в мелодию.

Этот и другие эксперименты должны показать, что мы воспринимаем мир и помним события так, как то сформировано суммой наших переживаний и состояний сознания, и потому мы склонны видеть то, что мы ожидаем увидеть. Так что неудивительно, например, что в одной из пиццерий в Австралии сыр расплавился таким образом, что стал напоминать для некоторых лик Иисуса Христа. В другом месте, в США, в штате Огайо, водитель увидел на стекле своего авто сначала птичий помет, но приглядевшись «понял», что видит «лик Спасителя».

Разбор различного рода иллюзий сознания и аффектов души показывает, что мы часто смещаем фокус внимания, и не всегда не обращаем внимания на истинные причины собственного поведения, предпочитаем использовать привычные «ментальные ярлыки», которые люди используют (и должны использовать), неверно оценивает задачи, считаем себя исключительными и уникальными, и мало что знаем относительно того, что делает нас счастливыми.

Также в курсе занятий особое внимание уделяется теме усвоения знания, формированию навыков правильного обучения, поскольку улучшение повседневного мышления предполагает и совершенствование способа обучения и сохранения информации. А к повседневности рекомендуется относиться как безусловной сложности, которая требует той же внимательности и тщательности, что и при научной деятельности. Ведь жизнь – это ежедневный поток данных, требующих адекватного описания и анализа, переключение регистров прошлого и будущего в контексте настоящего.

Не остались в стороне и всякого рода притязания на особый род знания, мудрости и ведения, которыми все еще изобилует современная жизнь: астрология, хиромантия, нетрадиционная медицина, магия, телепатия, уфология и прочие виды постижения сверхреальности, когда вымыслы разного рода людей выдаются за факты. Таким образом, курс очищения сознания должен помочь избавиться раз и навсегда от доверия к экстрасенсам и гороскопам, отучить от привычки стучать по дереву или скрещивать пальцы, чтобы предотвратить плохое событие.

Курс коррекции обыденного сознания предполагает и изменение системы оценок поведения людей. Например, мы склонны связывать поведение и поступки людей прежде всего с их личностными чертами, характером. Но в действительности большое влияние на поведение человека оказывают обстоятельства, учет которых позволяет нам прогнозировать поведение того или иного лица. В подтверждение этого положения в лекции приведены результаты различных экспериментов.

Вот один из них: идет человек по улице и видит около двери дома бедно одетого мужчину, с признаками недомогания, слабости. Какой фактор повлияет на то, что прохожий остановится и поможет бедняге: пол, профессия, образование, воспитание, религиозные верования, социальный статус? Проведенный эксперимент показывает, что фактором, больше всего влияющим на то, поможет ли человек незнакомцу, являются не его личностные характеристики, а обстоятельства времени: спешит он, или нет. Эксперимент исследователей из Принстонского университета показал, что из группы людей, которая спешила, только 10% остановились, чтобы помочь, а из тех, которые никуда не спешили, — 63%[1].

При избавлении от иллюзий повседневного сознания к просмотру рекомендуется лекция специалиста по «манипуляциям с памятью» Элизабет Лофтус, которая объясняет, как наши воспоминания могут быть не такими, какими они кажутся. Особое внимание она уделяет «ложным воспоминаниям», когда люди помнят то, чего не происходило, или воспроизводят события иначе, как они были на самом деле. Также показательными являются фрагменты из фильмов, где показаны особенности восприятия действительности, демонстрирующих нашу внимательность, точнее, ее иллюзорность, а также пределы нашей «очевидности»[2].

Для погружения в мир заданных действительностью и сознанием искажений состояния сознания и трансформаций восприятия авторы рекомендуют ряд текстов[3]. В последнем, среди прочих кейсов, разбирается давняя, но показательная история, как «нормальные и здоровые» люди создают весьма причудливые причинно-следственные связи. Летом 1990 года группа «Judas Priest» вовлекли в судебный процесс в связи с обвинениями в подстрекательстве к самоубийству.

Началом истории стало 23 декабря 1985 года, когда 20-летний Джеймс Вэйнс и 18-летний Реймонд Белкнеп, приняв дозу наркотиков и алкоголя, взяли с собой оружие и направились к местной церкви, где постреляв по окнам, один выстрелил себе в голову, другой последовал его примеру, однако остался жив, лишившись при этом челюсти, носа и губ. Через три года он всё же скончался в больнице, приняв смертельную дозу обезболивающего, однако перед этим заявил, что на попытку суицида его с другом спровоцировала песня «Better By You, Better Than Me», поскольку при прослушивании определенного отрезка в обратном порядке там можно услышать призыв «Do it» («Сделай это»). В итоге, родители юношей предъявили иск «Judas Priest», основывая обвинения на том, что в тот роковой день они действительно слушали эту песню.

Эта и многие другие истории показывают, сколько многообразной бывает повседневность, и что живя даже в одном месте и в одно время, мы пребываем с современниками в разных мирах. И авторы «Науки повседневного мышления» полагают, что их курс даст возможность освоить основы психологии обыденного мышления человека, и опираясь на результаты новейших исследований найти ответ на вопрос: почему люди верят даже в самые неправдоподобные вещи, как мы формируем и изменяем наши взгляды, что и как искажает суждения, как принимать взвешенные решения. Им показывают, что можно и нужно в повседневной жизни применять прежде всего научные методы, чтобы оценить поток всевозможных утверждений со стороны окружающих, которым свойственно делать нерациональный выбор, и что следует полагаться на неспешное, целенаправленное, аналитическое, и потому и критическое мышление, безусловно требующее умственных усилий, а не на быстрое, автоматическое, инстинктивное, эмоциональное и стереотипное сознание.

Таким образом, после понимания сущности научного метода и осознания необходимости его применения в повседневности, происходит «улучшение практического мышления». Это предполагает допущение того, что наши воспоминания могут быть искажены, что нам свойственно недооценивать количество времени и усилий, необходимых для завершения определенной и сознательно поставленной задачи, что следует учитывать эффект «лучше среднего» — считать себя лучше прочих, выше среднестатистического уровня. Это своего рода «идолы», выявлением которых занимался в свое время Фрэнсис Бэкон. Только если он пытался исправить состояние сознания ученого, то рассмотренный выше курс ориентирован на простого человека, обывателя, которому для обретения счастья в обыденной жизни предлагается полагаться прежде всего на доводы ученых, а не на мнения всякого рода авторитетов, будь то друзья и приятели, политики или религиозные деятели.

 

[1] The Good Samaritan experiment // http://web.missouri.edu/~segerti/1000/DarleyBateson.pdf, а также видео / https://www.youtube.com/watch?v=z4S1LLrSzVE

[2] Test Your Awareness: Whodunnit? // https://www.youtube.com/watch?v=ubNF9QNEQLA&feature=youtu.be

Проверка наблюдательности

Test Your Awareness: Cyclist // https://www.youtube.com/watch?v=Rz-ph32CnJA&feature=youtu.be

TestWould you notice these people swap places? // https://www.youtube.com/watch?v=vBPG_OBgTWg&feature=youtu.be

[3] Read a chapter by John Vokey on Subliminal Messages // https://courses.edx.org/c4x/UQx/Think101x/asset/VokeySubliminalMessages.pdf

Read our paper on The Flashed Face Distortion Effect // http://mbthompson.com/wp-content/uploads/2011/03/TangenMurphyThompsonFlashedFaceDistortionEffectGrotesqueFacesFromRelativeSpaces2011.pdf

Read a reflection by Timothy Moore on Scientific Consensus and Expert Testimony: Lessonsfrom the Judas Priest Trial // https://www.csicop.org/si/show/scientific_consensus_and_expert_testimony

Автор: Василий Ванчугов

Историк философии, профессор философского факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова