Сразу после того, как на выборах президента Украины с разгромным счетом победил комик и шоумен Владимир Зеленский, по соцсетям загулял демотиватор, на котором усмехающийся Путин грозит пальцем уже российскому комику Михаилу Галустяну: «Даже не думай!»

Как говорится, в каждой шутке есть доля шутки. Зеленский сделал себе президентский имидж во многом благодаря комедийному украинскому сериалу «Слуга народа». Там он снялся в главной роли школьного учителя истории Василия Голобородько, который неожиданно становится президентом Украины и как честный человек, волею судеб попавший на самый верх, начинает бескомпромиссную борьбу с коррупцией. В свои ближайшие соратники новый президент зовет своих близких друзей, потому что в условиях тотального разложения украинского политикума он может доверять только им.

Сериал безусловно отражает незрелое состояние умов украинского общества. С одной стороны, оно полностью разуверилось в своей властной элите. С другой стороны, оно считает, что проблема лишь в правящей верхушке, а не в выбранном стратегическом пути. Поэтому как волшебной таблетки оно жаждет того, что откуда-то возьмутся честные люди в правительстве, которые прекратят коррупцию, и тогда все наладится само собой, стоит лишь «перестать воровать».

Дескать, когда на верху действительно окажутся настоящие слуги народа, то и народ наконец-то заживет нормально. Украинское общество, видимо, пока не понимает, что это условие хоть и необходимое, но совершенно недостаточное. Голобородько произносит в фильме зажигательные речи против разворовавших страну олигархов и ездит на свою президентскую работу в маршрутке, что до боли напоминает Бориса Ельцина, который в бытность первым секретарем московского горкома КПСС тоже ездил в троллейбусе и шел под камеры на прием к врачу в районной поликлинике.

Словом, это давно устарелый цирк тридцатилетней давности, но эта осетрина второй свежести на Украине почему-то пользуется большим спросом. Тем не менее, украинский сериал и головокружительная карьера его главного артиста (хотя, как учили древние греки, никого не стоит называть счастливым при его жизни, так как все всегда может поменяться) на самом деле поучительны, как минимум, в двух отношениях. Во-первых, эта история показывает, чего может добиться политическая сатира в эпоху господства масс-медиа. Надо признать, что Зеленский, если посмотреть и сериал, и его шоу «95-ый квартал» (по крайней мере, отдельные номера), небесталанный сатирик и юморист.

Конечно, иногда все это сильно отдает провинциализмом. Многое портят шутки ниже пояса, которые, как и нецензурная лексика, к сожалению, стали практически непременным атрибутом современных комедийных шоу. Но все же порой его шутки умеренно смешны и политически злободневны и поэтому неплохо попадают в цель. Сатирик в тотально разочарованном обществе, где смеяться можно практически надо всем, может получить невиданную политическую популярность. В результате, правящий двор и придворный шут вдруг резко меняются местами, что, с одной стороны, выглядит уже полным карнавалом.

С другой стороны, надо понимать, что сегодня в сатиру идут не только совсем неглупые люди, но и люди амбициозные, потому что через шоу и масс-медиа они могут получить невиданную ранее для шутов и сатириков власть над умами. Выходит, что при случае они могут трансформировать ее уже в политическую власть, были бы условия и желание, что на Украине и произошло.

Во-вторых, и это особенно интересно, украинскому сериалу «Слуга народа» есть аналог у нас в России, который, на мой взгляд, является и более яркой и остроумной политической сатирой, и более удачным фильмом в целом. Это сериал «Домашний арест», вышедший в 2018 году. Создателем сериала и одним из двух его сценаристов выступил постоянный автор предельно пошлого Comedy club и исполнитель песен собственного сочинения Семен Слепаков (другой сценарист — Максим Туханин, что интересно, муж постоянного автора портала «Русская iдея» Ольги Туханиной). Как ни странно, сериал получился остроумный и злободневный, с нестандартными персонажами, сюжетными ходами и персонажами. К сожалению, он тоже не избежал и элементов пошлости и нецензурной лексики, присущих любой продукции Comedy club, но, опять-таки на удивление, их в сериале не так много, как можно было бы ожидать. Помимо прочего это показывает, что и современные сатирики, эксплуатирующие низкие вкусы своих сограждан, на самом деле мыслить и чувствовать умеют, если захотят.

Но нас здесь интересуют сходства и различия двух комедийных сериалов, украинского и российского, в которых отражаются особенности текущего момента и политической культуры двух обществ в целом.

Как и в «Слуге народа», сюжет «Домашнего ареста» построен на том, что к политической власти приходит случайный, простой человек из народа – экскаваторщик Иван Самсонов – «русский, православный, двое детей, служил в ВДВ». Его решает двигать наверх пойманный на взятке ушлый мэр вымышленного города Синеозерск Аркадий Аникеев, блестяще сыгранный Павлом Деревянко. По решению суда Аникеева отправляют под домашний арест по месту прописки. Оказавшись в коммунальной квартире, Аникеев сталкивается с Иваном Самсоновым, с которым жил в детстве в этой квартире и с которым тогда враждовал. Однако теперь Аникеев решает помочь Самсонову стать новым мэром Синеозёрска, чтобы тот в благодарность помог избежать ему тюрьмы и сумы.

И местный народ начинает радостно поддерживать Ивана, когда тот после ссоры выбрасывает Аникеева из окна с криками «разворовали страну, гады!». Запись расправы над коррупционером дочь героя выкладывает на Ютьюб, и за день ролик набирает миллион просмотров. Его показывают по федеральному ТВ, Иван Самсонов становится самым известным жителем города Синеозерск и самым популярным кандидатом в мэры.

То есть, в российском сериале во многом вроде бы эксплуатируется то же чувство глубокой разочарованности во власти, что и на Украине, когда люди готовы поддержать любого человека со стороны, лишь бы он был честным. Это тоже запрос на смену элиты. Однако, на мой взгляд, между сериалами есть и существенные различия.

Дело в том, что действие в «Домашнем аресте» происходит на региональном уровне. Тотально высмеивается лишь местная власть вплоть до упыря-губернатора (тоже блестяще сыгранного Романом Мадяновым). Зато неприкасаемым для сатиры остается, во-первых, Владимир Владимирович Путин. Местные политики трепещут от одной только мысли, что президент приедет с инспекцией в Синеозерск и поддержит кого-либо из кандидатов, гарантировав ему тем самым победу.

Второй неприкасаемый субъект в фильме, который носит собирательный характер, это фсб-шники. ФСБ на протяжении всего фильма проводит операцию «Золотой ярд», направленную на разоблачение местной проворовавшейся власти и возвращение украденных средств в бюджет. Над офицерами ФСБ фильм тоже посмеивается, но очень по-доброму, по-домашнему. В целом, они изображены как очень положительные герои, настоящие рыцари без страха и упрека, которые за возвращение миллиарда в казну довольствуются премией в 15 тыс. р.

Получается, что Семен Слепаков хорошо понимает, над кем у нас смеяться и зло шутить можно, а над кем лучше не надо. Президент и спецслужбы – вот тот стержень, на котором держится вертикаль власти – и в фильме, и пока в реальности. Российский сериал по-своему отразил особенности российской политической культуры, и. кстати, не случайно у нас сейчас так активно сажают проворовавшихся губернаторов. Так же и украинский сериал отразил особенности украинской политической культуры, где дискредитированы все и всё, а народ просто тупо ожидает чуда и еще на что-то надеется.

Еще одно важное отличие украинска сериала состоит в том, что в нем, несмотря на его неровный юмор, если брать главный сюжет, все по-звериному всерьез. Там герои, неожиданно оказавшиеся на самом верху, и правда борются с коррупцией. Они как самозародившиеся в грязном белье мыши, которых никто не двигает и не спонсирует, и проч., действуют сами по себе, противостоя целой системе. В российском же сериале главный герой, ставший мэром, изображен во многом гопником и алкашом, хотя и с добрым сердцем. Работяге Самсонову просто повезло оказаться рядом с циничным бывшим мэром, который и обеспечил ему победу своим знанием жизни. То есть, в нашем сериале политика – это, скорее, игра, а не вредная по большому счету фантазия, которая загоняет болезнь еще глубже.  И именно поэтому российский сериал опять-таки гораздо реалистичнее своего пафосного украинского собрата.

 

Кандидат философских наук, научный сотрудник философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

Похожие материалы

Екатерина Алтабаева была выдвинута во второй состав Законодательного Собрания по избирательному...

Сейчас еще есть шанс эволюционным путем пройти нынешний кризис, но для этого администрации следует...

Я и раньше задумывался о феномене короткометражного кино. После просмотра трех фильмов Веры...