Рубрики
Размышления Статьи

Минерва 2.0: проект удешевления элитарного образования. Инновация или авантюра?

По прошествии времени Нельсон обнаружил, что если бы его спросили о чилийских винах, то сразу же получили бы от него ответ, а вот когда речь заходит об аргентинских винах, то ему практически нечего сказать, поскольку все смешалось в памяти. Этот жизненный урок он решил применить на практике, создав университет нового типа. Здесь профессорам во время занятий запрещается говорить более пяти минут. Минимум монологов, максимум диалогов, культ дискуссии, коллективного обсуждения. Все ориентировано на формировании критического и творческого мышления, эффективного общения и взаимодействия, что позволит в дальнейшем преобразовывать окружающий мир в духе глобализма и рационализма.

2 апреля 2014 года в Театре Миллера Колумбийского университета на дискуссионной площадке «Intelligence Squared»[1] состоялось обсуждение в «оксфордском стиле» по теме «Больше кликов, меньше кирпичей: лекционный зал устарел»[2]. Участники полемики отвечали на вопрос — произойдут ли радикальные изменения в связи с развитием информационных технологий, в частности, с появлением MOOC (Massive Online Open Courses) — массовых онлайн-курсов, или же они будут служить лишь дополнением к традиционным занятиям в университетских аудиториях. Согласно принятому в «Intelligence Squared» формату, было проведено голосование — опрос перед дебатами и сразу после их завершения.

Точку зрения, согласно которой MOOC и прочие интернет-технологии лишь дополняют традиционное университетское образование, но не меняют его сути, защищал Джонатан Коул — профессор Колумбийского университета, где он ранее занимал должность декана факультета искусств и наук, и Ребекка Шуман, преподаватель и писатель на педагогические темы. Да, отметили они, в обществе, которое все больше времени работает и развлекается в интернете, всевозможные онлайн-предложения представляют собой естественное развитие социума и технологий, однако различные онлайн-курсы являются только бледной копией, суррогатной заменой общения в реальном мире, коммуникации с преподавателями и сверстниками в классах и аудиториях.

Их оппонентами, сторонниками позиции, что с развитием цифровых технологий происходит радикальная трансформация университетов и появление нового типа преподавания, взаимоотношения наставников и учеников и онлайн-обучение вытесняет традиционные классы и аудитории, были Анант Агарвал, генеральный директор edX, платформы, предоставляющей бесплатные онлайн-курсы из престижных университетов, таких как Harvard, MIT и Berkeley[3], и Бен Нельсон, основатель и генеральный директор проекта «Минерва» (Minerva Project), нового типа учебного заведения «для талантливых, мотивированных студентов» — инновационного университета.

Чуть ранее состоявшейся дискуссии уже появилось множество статей, касающихся возможных изменений в деле обучения, согласно концепции Нельсона: «Бен строит виртуальный Гарвард»[4], «Минерва намерена стать онлайн-университетом Лиги плюща»[5],

«Минерва переосмысляет мир мудрости»[6], «Бен Нельсон: тот, который свергнет Гарвард»[7] и т.д. и т.п.

Непосредственно перед диспутом только 18 % проголосовала в пользу Агарвала и Нельсона, 59 % против, 23 % не определились. После завершения академического шоу в «оксфордском стиле» с ними согласились уже 44 %, а их оппоненты потеряли голоса, так что по условиям «Intelligence Squared» сторона, утверждающая, что традиционный лекционный зал устарел, была признана победителем этой дискуссии.

Все это только подогрело интерес к проекту, и вскоре появилось еще несколько публикаций, посвященных перспективам возможной смены парадигмы обучения: «Предприниматель пытается создать «идеальный университет», чтобы вытеснить Гарвард и Йель»[8], «Человек, который собирается свергнуть Гарвард»[9], «Будущее колледжа?»[10], «Является ли проект Минерва будущим высшего образования?»[11]

Оставляя проект edX, соучастник победы в этой дискуссии, пока за пределами данной статьи[12], предлагаю познакомиться нашим читателям с творением Бена Нельсона «Minerva Project».

***

«Если вы хотите пойти в учебное заведение, — предостерег Бен Нельсон, — и посидеть в заднем ряду лекционного зала, рассчитанного на несколько сот человек, мы не являемся для вас подходящим местом. Есть много мест, для того, где бы вы могли это сделать. Не приходите в Минерву». Кому же тогда к нему приходить? «Мы не созданы для всех. Мы построены для крошечной части человечества, но именно для этого процента мы и пытаемся построить идеальный университет»…

Нельсон намерен тренировать только лучших из лучших, ту категорию студентов, которую он описывает как находящуюся в верхней части абитуриентов в школах «Лиги Плюща». Это люди, которых он видит в качестве будущих лидеров общества, и которые после прохождения его курсов в формате «Minerva Project» смогут создавать или управлять основными институтами мира.

Стоит сразу отметить, что Бен Нельсон, когда был сам студентом — учился в университете Пенсильвании. Здесь на него произвел впечатление курс, посвященный истории университетов и их взаимодействия с обществом, в котором изучались основополагающие принципы жизнедеятельности известных высших учебных заведений США, после чего ему стали видны не только их достоинства в прошлом, но и недостатки в современной эпохе.

Его родители — ученые, причастные к академическому миру, и сестры — одна получила PhD в области финансов, другая — дипломированный искусствовед. Однако Бен Нельсон полностью ушел в бизнес: он принимал участие в расширении Walt Disney Regional Entertainment в Азии, администрировал сеть интернет-портала Community Ventures, но наиболее удачным проектом оказался Snapfish, который затем был продан Hewlett Packard за 300 миллионов долларов. Так что какое-то время проблемы образования отошли для него на второй план. Но вскоре все изменилось, когда у него появилась концепция эффективного способа обучения.

Помог этому случай. Нельсон отправился в южную Америку, чтобы ближе познакомиться с виноделием Чили и Аргентины. Поездку в Чили он спланировал самостоятельно, и за неделю проехал 1,500 километров, посетив 30 виноделен. Дороги были ужасные, практически отсутствовала туристическая инфраструктура, к тому же он не говорил по-испански. Изрядно утомившись, он решил облегчить оставшуюся часть пути, так что для турне через Аргентину нанял профессионального сомелье. Тот поведал ему все, что только можно было узнать о местном вине — от винограда до почвенно-климатических факторов, особенных характеристик той или иной местности, обеспечив ему эксклюзивный доступ к лучшим виноделам страны. Однако по прошествии времени Нельсон обнаружил, что если бы его спросили о чилийских винах, то сразу же получили бы от  него ответ, а вот когда речь заходит об аргентинских винах, то ему практически нечего сказать, поскольку все смешалось в памяти.

Ему стало ясно,  что хотя он и имел идеальные условия для ознакомления в аргентинской части турне, его познание при этом было пассивным, в то время как в Чили он был полностью занят самостоятельным погружением в тему и проблему, сам планировал и реализовывал. Для Нельсона наступил момент озарения, произошло понимание того, как люди обрабатывают и сохраняют новую информацию, и в итоге он сформулировал принцип: «Люди плодотворно учатся только тогда, когда делают что-то самостоятельно, своим умом».

И этот жизненный урок он решил применить на практике, решив создать университет нового типа. Причем университет должен был соперничать с элитарными вузами, но работать на принципиально иных основаниях, при этом стоить существенно дешевле, но приносить прибыль. Так в 2011 году в его голове созревает образовательный и коммерческий проект «Минерва» (Minerva Project).

Формируя общественное мнение, Нельсон указывает на то обстоятельство, что современное общество потребляет много различных продуктов, в том числе и такой, как образование, который университеты начали предлагать еще в XVII веке. Но если все прочие продукты той эпохи к нашему времени претерпели существенные изменения, то высшее образование в США практически не менялось. Однако теперь уже невозможно мириться с таким архаизмом, пора изменить наше представление о том, какими должны быть институты и университеты в современных условиях, когда информация практически полностью бесплатна и с помощью интернета можно освоить любую науку.

В глобальной сети существует масса открытых всем онлайн-курсов, так зачем же современному студенту платить за обучение, чтобы после отправиться в аудитории и, сидя за партой, слушать там лекции? Есть «Академия Хана» (Khan Academy), созданная в 2006 году выпускником MIT и Гарварда Салманом Ханом, образовательная платформа для предоставления высококачественного образования «каждому и всюду», и на сайте виртуальной академии имеется доступ к коллекции из более чем 4200 бесплатных компактных лекций по математике, истории, здравоохранению и медицине, финансам, физике, химии, биологии, астрономии, экономике, космологии, органической химии, основам американской гражданственности, истории искусства, макро- и микроэкономике, компьютерным наукам[13]. Есть Coursera, предлагающая бесплатно курсы на уровне колледжа. Впрочем, как замечает Нельсон, и эти курсы еще не делают погоды, не меняют формат обучения, поскольку состоят, как правило, из стандартных университетских лекций, которые попадают на видео. И хотя платформы, такие как Coursera и EdX, работают над тем, чтобы «снести башню из слоновой кости», разместив в интернете соответствующий контент, только его проект «Минерва» в состоянии радикально изменить положение вещей, создав университет нового типа.

Вскоре Нельсон получил $25 млн. от Benchmark Capital для создания программы бакалавриата, затем удалось довести сумму до $70 млн. (в том числе и за счет китайских инвесторов). К проекту подключились такие люди, как бывший сенатор от штата Небраска, ректор университета (с 2001 по 2010 год) «Новая школа» Боб Керри, экс-министр финансов США и президент Гарварда, член Бильдербергского клуба Ларри Саммерс, бывший декан факультета социальных наук Гарварда, также занимавший пост директора Центра перспективных исследований в области поведенческих наук в Стэнфордском университете Стивен Косслин.

Первых студентов «Минерва» получила в 2014 году. Из поступивших 2464 заявок лишь 69 получили одобрение, то есть 2,8%, что позволило проекту Нельсона именоваться «самой избирательной программой бакалавриата в истории США».

«Минерва» получила региональную аккредитацию WASC[14] для пяти своих программ: бизнес, искусство и гуманитарные науки, науки социальные, вычислительные, естественные. Программа «Естественные науки», например, основана на идеологии, что для принятия эффективных решений во многих технологически-ориентированных организациях будущие ученые и инженеры должны уметь использовать теории и результаты физических, химических биологических и биомедицинских наук для разработки новых технологий и улучшения жизни людей во всем мире. Но независимо от специализации, все студенты «Минервы» должны освоить одинаковый набор «основополагающих концепций», которые они будут использовать всю оставшуюся жизнь, усвоить набор автоматических умственных навыков, называемых Нельсоном и его сторонниками «привычками разума».

Занятия проходят исключительно в режиме онлайн. При этом физически студенты живут вместе, в общежитиях с двухместными номерами и общей кухней, и каждый семестр рекомендован переезд в другой город. «Минерва» имеет два общежития в Сан-Франциско (Калифорния), в Берлине и Буэнос-Айресе, Сеуле, Хайдарабаде, Лондоне… Планировался и Стамбул, но его исключили из списка в июле 2016 года по причине «политической нестабильности» в Турции.

Первая группа, с учетом экспериментального характера обучения, была сформирована на бесплатной основе, последующие должны были платить. В 2015 году «Минерва» приняла лишь 220 заявки от 11 000 претендентов (2%), в апреле 2016 года она получила 16 тысяч заявок на 306 мест, и в итоге поступило только 1,9% абитуриентов. Таким образом, конкурс составил 52 человека на место[15]. При этом «Минерва», придерживаясь принципа свободного рынка везде и во всем, старается исключить из процесса приема все то, что дает преимущество детям из богатых семей. Например, он не учитывает оценки SAT[16], которые могут быть получены при помощи дорогостоящей подготовки, натаскивания, репетиторства, и вместо этого требует от абитуриентов в режиме онлайн, например, по «скайпу», прямо во время интервью писать эссе, чтобы убедиться, что они не были просмотрены (или написаны) профессиональными наставниками.

Нельсон считает  свой целью существенное устранение всех «посторонних издержек», которые, как он полагает, в итоге и задушили инновации в высшем образовании. Собираясь конкурировать с «Лигой плюща», Нельсон сделал ставку на снижении цены. И в его «идеальном университете» можно рассчитывать (на данный момент) на расходы в $29 тысяч в год: в сумму входит учеба, жилье, питание и прочие расходы.

Он упирает на то, что его студентам не надо тратиться на все те элементы, которыми так принято гордится среди членов «Лиги плюща»: огромные  спортивные комплексы, тренерский штат, технический персонал, ремонт, озеленение территории, кухонное оборудование, персонал. Нельсон считает безумием, что студенты платят тысячи долларов, чтобы поддержать зарплату тренеров, садовников, поваров, библиотекарей, бюрократов. Университетские библиотеки? Зачем? У студентов, перемещающихся из одного крупного города в другой, есть доступ в местные и богатые библиотеки, открытые и бесплатные, а заодно и к массиву оцифрованной литературы в интернете. Для изучения иностранного языка проще купить программное обеспечение, и посещая очередную страну, в порядке ротации, лучше общаться с местными носителями языка. В итоге любой крупный город, при умелом планировании, можно превратить в своеобразный университетский кампус, используя его инфраструктуру: читальные залы, сады и парки, развлечения и пр.

В университете нет аудиторий, отсутствуют в «Минерве» и лекции, занятия проходят в форме семинаров, но также лишь в виртуальном пространстве — все общение происходит посредством собственной информационно-коммуникативной платформы Active Learning Forum, позволяющей проводить и посещать занятия из любого места с подключением к интернету. С её помощью проводятся опросы, тестирование, дискуссии. При этом выполнение домашнего задания учитывается минимально, поскольку  самостоятельная работа по розыску информации и ее усвоению является естественным и необходимым для того, кто решил стать студентом.

Основное внимание уделяется деятельности студента в виртуальном классе, в онлайн-сеансе, где он оценивается по многочисленным параметрам, в основе которых — определить, насколько активно он участвует в дискуссии, насколько эффективно рассуждает, используя объем знаний, усвоенных им в процессе самостоятельной работы. Нет и экзаменов, поскольку проверка студента по всем основным параметрам осуществляется в течение всего времени. Всегда надо быть начеку, поскольку здесь принято, что когда студент начинает отвечать на вопрос, преподаватель может прервать его и предложить продолжить ответ другому участнику сеанса.

Группы ограничены по объему, не более 19 учеников. Профессорам во время занятий запрещается говорить более пяти минут, поскольку «говорящие головы» здесь не приветствуются. То, о чем в традиционных университетах сообщает преподаватель с кафедры, студент обязан находить сам, используя все возможные источники. Минимум монологов, максимум диалогов, культ дискуссии, коллективного обсуждения, перебор всех «за» и «против» относительно той или иной проблемы. Все здесь ориентировано на формировании критического и творческого мышления, эффективного общения и взаимодействия, что позволит в дальнейшем преобразовывать окружающий мир в духе глобализма и рационализма.

Взаимодействие здесь, скорее, похоже на консалтинг, тренинг, в процессе которого «коуч» помогает обучающемуся достичь четко заданной профессиональной цели. Tenure отсутствует, преподаватели работают по трехлетним контрактам, с возможностью продления. Профсоюзы отсутствуют. Профессора могут жить где им угодно, и как угодно, лишь бы у них был гарантированный высокоскоростной доступ к интернету. Например, Даниэль Левитин, автор книги «Это ваш мозг в музыке», вел занятия со своими студентами «Минервы» с борта самолета во время своего «книжного тура».

Чтобы ускорить процесс аккредитации, «Минерва» интегрировалась в Keck Graduate Institute (KGI), став тем самым университетской программой, направлением обучения в рамках этой школы, так что полное имя проекта Бена Нельсона — «Школа Минервы в KGI» (The Minerva Schools at KGI)[17].  Первый год обучения — формирование основ. Только вместо привычного разнородного «вводного материала» учебная программа посвящена четырем «краеугольным камням», «базовым элементам»: студенты сосредоточены на формировании «привычек ума» (критического и творческого мышления, эффективного общения и взаимодействия). Говоря другими словами, происходит, прежде всего, приучение ученика к правильной методологии, формирование особой «оптики восприятия» действительности и навыков реагирования на окружающую действительность и появляющийся эмпирический материал.

После формирования правильной методологии ученик в течение второго года будет работать с наставником по одному из пяти направлений специализации (Arts & Humanities, Business, Computational Sciences, Natural Sciences и Social Sciences), переходя от общего к частному, от ознакомительных обзоров к выделению отдельных аспектов, поскольку итоговая работа предлагает творческую работу в рамках узкой специализации. Третий год бакалавриата посвящен фокусировке на отдельной теме в выбранной им области исследований, но при этом формируются навыки и умения, которые могут быть применены во всех основных областях его специализации, то есть узкая специализация сопровождается формированием широты обзора и универсальности приемов. Выпускник «Минервы» должен обладать приемами мышления, которые полезны и сулят успех не только в его специальности, но и в целом в его жизнедеятельности, сопряженной с бизнесом и политикой. В последний год студент сосредоточен на завершении собственного проекта (сценарий, программа, бизнес-план и пр.), который должен иметь черты новизны и оригинальности в выбранном направлении.

Вы не найдете в «Минерве» курса истории, вместо этого существует «анализ исторических тенденций», вместо литературы студенты осваивают «риторические инструменты». Студент «Минервы» может взять, к примеру, в учебном году четыре курса — «мультимодальная коммуникация» (искусство, музыка, поэзия и проза); «сложные системы» (социология); «формальный анализ» (данные и логика); и «эмпирический анализ» (научный метод), и осваивать с их помощью основные концепции и способы мышления, в которых пересекаются естествознание и гуманитарные науки. Также на данный момент «Минерва» предлагает, помимо бакалавриата, еще и две магистерские программы в области прикладного анализа и принятия решений[18].

Выбранная в «Минерве» методика обучения основана на когнитивных и поведенческих исследованиях, и культивируемое здесь «активное участие в классе и взаимодействие с материалом курса» способствуют лучшему пониманию и сохранению ключевых концепций, а также формированию способности применять эти концепции практически, в том числе и при возникновении нестандартных ситуаций. Такое усвоение материала на основе изначально созданной у студента особой методологии ведет, как полагает Нельсон, к глубокому пониманию и формированию «прикладного мышления».

Итак, исходя из того, что высшее образование находится в кризисе, оно слишком дорого, неэффективно и непрактично, в формате «Минерва» Нельсон создал новую университетскую программу, собрал команду, получил финансирование, разработал учебную программу и инновационную педагогику, набрал студентов. А в октябре 2017 года Нельсон и его единомышленники опубликовали книгу «Построение мыслящего университета: Минерва и будущее высшего образования»[19].

Эта книга, — пояснил в предисловии Бен Нельсон, — не является историей «Минервы», но представляет собой обзор концепций и философий, лежащих в ее основе, а также отчет о том, что мы узнали, первыми, впервые за столетие, реализовав новую концепцию программы образования.

Как бы то ни было, пока рано судить о результатах проекта «Минерва», поскольку не завершен полный цикл жизнедеятельности, не видны реальные траектории его выпускников, каковы их успехи после получения диплома, что происходит с ними в конкурентом столкновении с выпускниками традиционных университетов. Так что Элизабет Стоун своим будущим студентам, желающим получить элитарное образование, советует тщательно подумать о выборе учреждения, для чего задаться и такими вопросами: «хочу ли я изучать биологию в колледже, где нет лаборатории, или исполнительское искусство — без театра, и где нет библиотеки?»[20] Джон Сири, профессор политологии из колледжа Помона, обвинил Минерву в приобретении ускоренной аккредитации без надлежащей проверки последней[21]. Многие не согласны с тем, что вообще возможно функционально заменить полноценное образование онлайн форматом, оставив все традиционные атрибуты обучения за пределами монитора, и может ли школа, у которой нет факультетов, исследовательских лабораторий, помещений для студентов и профессоров, все еще называться университетом? Другие высказали сомнение в том, что от коммерческой компании стоит ожидать бескомпромиссного, не искажающего сути высшего образования предоставления услуг.

Нельсон не отрицает, что «Минерва» создана для того, чтобы, используя новые формы обучения, заработать деньги, принести прибыль для своих владельцев, однако из-за этого не следует сомневаться в ее способности обеспечивать качественное образование. Более того, он утверждает, что некоммерческий статус признанных элитных колледжей в Штатах содействует их лености, когда дело доходит до инноваций в образовании. Вместо этого они соревнуются в престижности, щеголяют тем, сколько у них лауреатов Нобелевской премии на факультете, всевозможных удобств в кампусе, спорткомплексов и театров. Все это дорогие, но малополезные аксессуары, а для него главным активом является инновационное образование.

Безусловно, «Минерва», это и бизнес-проект, и образовательный эксперимент. Но особый интерес он представляет как попытка переформатирования образования («элитарность и цифровые технологии»), как опыт подбора способных учеников со всего мира, преимущественно из развивающихся стран, которые затем станут проводить соответствующую идеологию — глобализация и рационализм.

[1] Intelligence Squared — это организация, основанная в 2002 г. и устраивающая на регулярной основе дебаты по всему миру, в которых принимаю участие до 2500 человек.

[2] More Clicks, Fewer Bricks: The Lecture Hall is Obsolete // https://www.intelligencesquaredus.org/debates/more-clicks-fewer-bricks-lecture-hall-obsolete

[3] edX | Free online courses from the world’s best universities // https://www.edx.org/

[4] Erin Griffith. Ben Nelson is Building a Virtual Harvard. It’s Ambitious — Just Don’t Call it Disruptive // https://pando.com/2012/04/03/the-minerva-project-lands-25-million-for-elite-virtual-university-ambitious-yes-just-dont-call-it-disruptive/

[5] Minerva Aims to be an Online Ivy League University, By Jill Barshay / The Hechinger Report April 23, 2013 // http://nation.time.com/2013/04/23/minerva-aims-to-be-an-online-ivy-league-university/

[6] Minerva reimagines the world of wisdom. Minerva aims to reinvent the university as a global experience of ‘Ivy League’ education / Times Higher Education, July 18, 2013 // https://www.timeshighereducation.com/news/minerva-reimagines-the-world-of-wisdom/2005757.article

[7] Ben Nelson: The Man Who Would Overthrow Harvard. Can the Minerva Project do to Ivy League universities what Amazon did to Borders? By Matthew Kaminski, The Wall Street Journal, Aug. 9, 2013 // https://www.wsj.com/articles/ben-nelson-the-man-who-would-overthrow-harvard-1376085938?tesla=y

[8] This entrepreneur is trying to create a ‘perfect university’ to displace Harvard & Yale / VentureBeat. 21 August 2014 // https://venturebeat.com/2014/01/06/this-entrepreneur-is-trying-to-create-a-perfect-university-to-displace-harvard-yale/

[9] Kaminski Matthew. Ben Nelson: The Man Who Would Overthrow Harvard / Wall Street Journal. 21 August 2014 // https://www.wsj.com/articles/ben-nelson-the-man-who-would-overthrow-harvard-1376085938?tesla=y

[10] Wood Graeme (13 August 2014). «The Future of College?» (September). The Atlantic. Retrieved 12 September 2014 // https://www.theatlantic.com/magazine/archive/2014/09/the-future-of-college/375071/

[11] Aaron Sankin, Is the Minerva Project the future of higher education? / The Kernel – the Weekly Magazine from Dailydot.com, week of August 17, 2014,

http://kernelmag.dailydot.com/issue-sections/headline-story/9993/what-is-minerva-project

[12] Этот проект мне хорошо известен, я прошел на его платформе один из философских курсов и получил соответствующий сертификат.

[13] Khan Academy // https://www.khanacademy.org/  На русском языке // https://ru.khanacademy.org/

[14] The Web Application Security Consortium (WASC) — консорциум безопасности веб-приложений, состоящей из международной группы экспертов, отраслевых специалистов и представителей организаций, производящих продукты с открытым исходным кодом согласно стандартам безопасности для Всемирной паутины.

[15] Гарвардский университет в это же время объявил о понижении в «Лиге плюща» процента зачисления абитуриентов – 5,2% из 39 тысяч человек, то есть конкурс составил в среднем 19 человек на место. Ivy League admission letters just went out — here are the acceptance rates for the class of 2020 // http://www.businessinsider.com/ivy-league-acceptance-rates-for-the-class-of-2020-2016-3

[16] «Scholastic Aptitude Test», «Scholastic Assessment Test», — «Академический оценочный тест», стандартизованный тест в США для приема в высшие учебные заведения.

[17] https://www.minerva.kgi.edu

[18] Minerva Schools at KGI Offer New Master of Science In Applied Analyses and Decision Making // https://www.prnewswire.com/news-releases/minerva-schools-at-kgi-offer-new-master-of-science-in-applied-analyses-and-decision-making-300395128.html

[19] Building the Intentional University: Minerva and the Future of Higher Education, by Stephen M. Kosslyn (Editor),‎ Ben Nelson (Editor),‎ Bob Kerrey (Foreword), The MIT Press. С учетом специфики проекта можно перевести и как «целеполагающего»» «сознательного». “Мы действуем с явным намерением и решительным суждением, но понимаем, что доверие не означает высокомерие или высокомерие… Мы тщательно рассматриваем то, что мы представляем миру, создавая высокое качество с явным” (Миссия, принципы и практика).

[20] Минерва из Сан-Франциско: «идеальный университет» или авантюра?

Nanette Asimov, San Francisco’s Minerva: ‘perfect university’ or student gamble? / San Francisco Chronicle, August 25, 2015 // http://www.sfchronicle.com/education/article/San-Francisco-s-Minerva-Perfect-6465502.php

[21] The End of College? (or Maybe Just the End of Kevin Carey’s Career) // https://www.huffingtonpost.com/john-seery/the-end-of-college-or-maybe-just-the-end-of-kevin-careys-career_b_7186232.html

______

Проект Русская Idea осуществляется на общественных началах и нуждается в финансовой поддержке своих читателей. Вы можете помочь проекту следующим образом:

Номер банковской карты – 4817760155791159 (Сбербанк)

Реквизиты банковской карты:

— счет 40817810540012455516

— БИК 044525225

Счет для перевода по системе Paypal — russkayaidea@gmail.com

Яндекс-кошелек — 410015350990956

Автор: Василий Ванчугов

Историк философии, профессор философского факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова