Автор Опубликовано: 19.12.2024Просмотры: 647

Логико-философское исследование

В рамках исследования «Отношение человека к Истине и Лжи, его реакция на их проявления, собственная Правда», проводимого Институтом научного продвижения ИНАП совместно с Социологическим центром ЦИРКОН мы с друзьями и коллегами начали ворочать глыбы публикаций про Правду и Ложь, наваленные нашими предшественниками. Честно говоря, даже удивительно, что при гиперактуальности проблематики, при том, что только ленивый не мусолит эту тему в СМИ и мировой паутине, толковых текстов мало. Очень мало серьезных исследований проводилось на этом поприще.

В прошлый раз мы уже рассматривали трактат корифея западной мысли в интересующей нас сфере различения Истины | Правды | Лжи профессора Калифорнийского университета Пола Экмана.

Сегодня разберем не менее культовую работу другого американского философа Гарри Франкфурта, почившего в бозе буквально год назад — 16 июля 2023 — в возрасте 94 лет – «О брехне. Логико-философское исследование».

Гарри Гордон Франкфурт и его книга «О брехне. Логико-философское исследование»

Гарри Гордон Франкфурт и его книга «О брехне. Логико-философское исследование»

Что можно сказать об этом труде, который был явно инспирирован Капитаном Очевидностью? Работа — философская, что следует из статуса автора, а также его прямого указания на то, что он в этой книге хочет провести сложнейшую онтологическую работу и построить нам понятие Лжи, продираясь сквозь дебри разговорных формул, народных словечек и откровенного хайпа на всем этом.

Ложь — это элемент самообмана: искажение собственных мыслей, считает американский исследователь, бывший при жизни почетным профессором философии в Принстонском университете, а также профессором Йельского университета, Рокфеллеровского университета и Университета штата Огайо. Ситуация высказывания лжи имеет два фокуса:

  1. искажение содержания, или ложь в словах;
  2. сокрытие своих мыслей по какому-либо поводу — то есть умысел.

Ложь — говоря афористически — это оторванность от заботы об Истине. Понимай, короче, как хочешь. А если не понял, значит сам дурак!

Поражает удивительный мир разнообразнейших сортов дерьма, любовно препарируемый автором: брехня, туфта, лажа, треп, чушь, пустозвонство, блеф, бравада, сотрясение воздуха, пудренье мозгов, лапша на уши…

И, на минуточку, брехня — это не Ложь. Это что-то более легкое, веселое, креативное и — менее гадкое. Ложь искажает все, а брехня — только цель и намерения брехуна. Безобидная в целом штуковина. Благословляется!

Вот, пожалуй, и все полезные мысли из книги.

Короче, понятие Лжи профессор философии так и не построил, и в целом зря потратил свое и наше время, хотя труд его читается легко и приятно, местами — увлекательно и весело. Брехня в его трактовке, по всей видимости, коррелирует с нашим пониманием человеческой Правды, которая под влиянием тех или иных обстоятельств все время тяготеет и склоняется то ко Лжи, то к Истине как к объективным духовным сущностям.

Но не будем торопиться. Как честные исследователи мы все же пробежимся по монографии. Обзор все-таки… Обязывает.

Итак, «Брехня» Гарри Гордона Франкфурта, в оригинале Bullshit.

В самом начале книги многократный профессор, в точности, как и мы, сетует, что мало, дескать, в мире серьезных исследований на тему Лжи, и тут же ссылается на своего предшественника Макса Блэка и его книгу «Господство надувательства», изданную в Корнельском университете в 1985 г.

Рассмотрев ряд синонимов для слова humbug, в том числе: balderdash (галиматья, ахинея и т. п.), claptrap (трескотня, показуха), hokum (дешевая риторика), drivel (белиберда, околесица и т. п.), buncombe (пустословие), imposture (подлог, самозванство) и quackery (шарлатанство), Блэк пытается более прямо подойти к выявлению природы «надувательства», предлагая следующее формальное определение:

«НАДУВАТЕЛЬСТВО (humbug) – граничащее с ложью искажение собственных мыслей, чувств или взглядов с целью введения в заблуждение, в особенности сопровождаемое претенциозностью на словах или на деле».

Весьма схожее определение, видимо, приемлемо и для характеристики главных свойств брехни. Фух… (вытирая пот со лба), ну теперь-то мы, наконец, поймем, в чем разница между враньем и брехней. Вчитаемся.

Как и рассмотренный нами Пол Экман, Гарри Франкфурт признает, что надувательство (по-нашему Ложь) призвано обмануть, и, следовательно, является умышленным искажением действительности, а вовсе не плодом небрежности или оплошности.

Другой вопрос – есть ли у надувательства такие неотъемлемые свойства, которые независимы от намерений или убеждений лжеца, или же, наоборот, Ложь может содержаться в любом высказывании при определенном умысле говорящего? Согласно одним толкованиям, Ложь возникает лишь как результат ложного утверждения. Согласно другим, человек может лгать, даже если его утверждение Истинно, но сам он при этом считает его ложным и тем самым пытается ввести других в заблуждение.

Представьте себе оратора, выступающего с трибуны с ура-патриотической речью по случаю Дня независимости. Он вещает о «США, нашей великой и благословенной стране, чьи отцы-основатели, ведомые божественным провидением, дали человечеству новое начало». Очевидно, оратор не лжет, но его речь все же является надувательством и вовсе не оттого, что он считает свои утверждения ложными. Для оратора эти слова являются скорее средством произвести определенное впечатление о себе самом, а вовсе не ввести кого-либо в заблуждение относительно американской истории. Ему важно мнение людей о нем. Он хочет, чтобы его считали патриотом – а это, пардон, лицемерие и надувательство.

А что же с брехней? Можно ли вообще любое высказывание счесть брехней только потому, что его автор некомпетентен и, не кривя душой, «честно» не владеет материалом? Или же такое высказывание должно обладать какими-то особыми свойствами?

Брехня, как и надувательство по Блэку, обладает следующими двумя свойствами: она «граничит с ложью» и прибегающие к ней так или иначе рисуют ложный образ самих себя. Далее автор обращается к фигуре Людвига Витгенштейна, который посвятил свою философскую энергетику преимущественно опознанию и искоренению всего, что он считал опасно разрушительными формами «чуши». Правда ли, что брехуны по своей натуре халатны и неряшливы? Всегда ли брехня, ими производимая, аляповата и неотесанна? Об этом говорит вторая часть сложного слова bullshit – shit (дерьмо). Ведь над фекалиями вообще не работают, их просто выделяют, выталкивают.

Трудно вообразить себе «аккуратно сконструированную лажу». Внимание к деталям требует дисциплины и объективности, соблюдения норм и ограничений и не терпит несдержанности. Напрашивается вывод, что лажа и брехня несовместимы с самоотдачей. Однако в действительности это не так. Такие сферы, как реклама, пиар и бурно срастающаяся с ними в наши дни политика, изобилуют примерами столь откровенной брехни, что их можно безоговорочно признать классическими образцами ее воплощения.

«Мне удалили гланды, и я лежала в больнице, предаваясь жалости к самой себе. Позвонил Витгенштейн. Я прохрипела: “Я себя чувствую, как собака, которую переехало машиной”. Он парировал негодующе: “Откуда тебе знать, как себя чувствует собака, которую переехало машиной?!”»

Случай, рассказанный Фаней Паскаль, знакомой Витгенштейна по Кембриджу в 30-е годы

Брехня предполагает своего рода блеф. Она однозначно ближе к блефу, чем Ложь. Но что можно из этого заключить о природе брехни? В чем же здесь важное для нас различие между блефом и Ложью?

И Ложь, и блеф по сути являются способами искажения, то есть обмана. Определяющим элементом Лжи является ее ложность, неистинность: лжецом называют прежде всего того, кто вслух говорит неправду. Но блеф тоже, как правило, имеет целью сообщение ложной информации. В отличие от обычного вранья, блеф скорее связан не с ложностью, а с притворством. В этом кроется его сходство с брехней (лажей, туфтой), чья суть – не ложность, а подделка, фальшь, липа. Для понимания упомянутого различия необходимо осознавать, что подделка вовсе не обязательно в чем бы то ни было уступают оригиналу (кроме собственно подлинности). Фальшивка плоха не тем, какова она сама по себе, а тем, как она была создана. Это подводит нас к схожей – принципиальной и неотъемлемой – характеристике сущности брехни: несмотря на то что брехня порождена безотносительно к Правде, она необязательно Ложна. Да, брехун извращает факты, но это не значит, что в итоге они не соответствуют действительности.

«Никогда не лги, если можешь просто навешать лапши на уши и добиться своего»

Так в романе Эрика Амблера «Грязная история» персонаж по имени Артур Симпсон вспоминает совет своего отца.

В этом высказывании подразумевается не только существенное различие между Ложью и брехней («лапша на уши» – это типичная брехня), но и предпочтительность последней.

Цель Лжи как процесса – замещение конкретной неправдой своего места в системе взглядов, чтобы не допустить проникновения туда Правды. Это требует от лжеца определенного мастерства, состоящего в умении подчиниться объективным ограничениям, налагаемым тем, что он считает Правдой. Лжец весьма озабочен соотношением Правды и Неправды. Он должен предполагать знание Истины, дабы быть в состоянии солгать. Таким образом, чтобы успешно извратить Истину, он должен руководствоваться ею самой.

С другой стороны, человек, прибегающий к брехне и «вешающий лапшу на уши», куда свободнее лжеца. Брехун не ограничивает себя внедрением конкретной неправды в конкретную точку, а значит, и не скован Истинами, окружающими это место или пронизывающими его. Если надо, он готов подделать и весь контекст. Такая свобода, какую позволяет себе брехун (но не лжец), не означает, что его задача легче. Однако брехун творит свою брехню существенно менее аналитичными и глубокомысленными методами, чем лжец свою Ложь. В брехне есть полет импровизации, большая красочность и игра воображения. Это не столько мастерство, сколько искусство.

Здесь мне на минуточку показалось, что мистер Франкфурт немного приблизился к объективности Истины. Ведь действительно, чтобы солгать надо Истину хотя бы краем глаза познать. Кстати, в наших исследованиях мы также нащупали эту ноту креативности в воображении, но назвали фантазией, а не брехней. Эх, развить бы это… Однако нет, кто про что, а вшивый – про баню. Недолго лавируя между духовными сущностями в эмпиреях, наш профессор возвращается к бренности своей «философской» работы.

Брехня не искажает ни уверенности брехуна в описываемой действительности, ни самой действительности. Это – удел Лжи, которая лжива по определению. А брехня не обязательно ложна; ее отличие от Лжи заключается в цели искажения. Брехун не обязан обманывать (или пытаться обмануть) относительно фактов или своих представлений о фактах. Его цель – обмануть насчет своих действий и намерений. Это и есть единственное непременное качество брехуна.

В этом и состоит принципиальное различие между брехуном и лжецом. И тот и другой делают вид, будто их цель – сказать Правду. Успех их предприятия зависит от того, удается ли им нас обмануть. Лжец скрывает от нас намерение увести в сторону от верного восприятия реальности, а мы, по его плану, не должны знать об этом намерении убедить нас в том, что сам он считает ложным. Брехун же скрывает от нас другое – свое безразличие к Истине или лживости своих слов; его задача – не дать нам узнать, насколько ему не важно – сообщает он Правду или скрывает ее.

«Невозможно солгать, не думая, что знаешь правду. Брехать же можно и без такого убеждения».

Далее мистер Франкфурт призывает на помощь Блаженного Августина и его опус «О Лжи» Отец церкви, богослов и выдающийся мыслитель своего времени различает восемь видов лжи, которую он классифицирует по заложенному в ней намерению или обоснованию, оправдывающему ее. В семь из этих восьми типов входит такая ложь, к которой прибегают, считая ее необходимым средством для достижения некой цели, отличной от прямого введения в заблуждение. Лгун применяет свою Ложь не из любви к неправде, но ради ее мнимой необходимости для некой цели, ибо лжец не хочет просто солгать ради обмана, но преследует цель. И лишь последняя, восьмая категория средневекового философа охватывает то, что он определяет как настоящую «Ложь исключительно ради удовольствия солгать и обмануть». Здесь он усматривает грех в его рафинированном виде. Ложь этой категории не имеет иной цели кроме пропаганды лживости. Это Ложь ради Лжи, и к ней люди прибегают из чистой любви к обману.

«Имеется различие между лгущим и лжецом. Первый лжет невольно, второй любит лгать и наслаждается ложью… Он получает удовольствие от лжи, упиваясь неправдой как таковой».

Для большинства людей ложность утверждения сама по себе является причиной от него воздержаться. Настоящего лжеца из фолианта Блаженного Августина Ложь, напротив, побуждает к ее утверждению. Пустобрех говорит, не обращая внимания ни на что, кроме того, что выгодно или удобно сказать в данный момент. Поэтому пристрастие к брехне может вести к ослаблению и даже утрате привычки обращать внимание на реальное состояние вещей. Лгущий и говорящий правду играют как бы в одну игру, но за противостоящие стороны. Брехун же на эти требования просто не обращает внимания. В отличие от лжеца, он не отвергает Истины и не противостоит ей. Он ее просто игнорирует. Вот почему брехун – еще больший враг Истины, чем лжец.

«Человек – существо, движимое сознанием. Бытие людей – лишь реакция на факты вне нас: мы не сможем познать себя, не познав их. Наша собственная природа ускользающа, бестелесна, она куда менее тверда и незыблема, чем природа всего остального».

«А коли так, – делает странный вывод автор, – искренность – та же брехня».

На мой взгляд, книга «О брехне» получилась весьма популистской и для нашего исследования дающей немного, даром что профессором писана. Ее трудно рассматривать даже как научно-популярный текст. Вот, пожалуй, и все, что можно сказать о корифее Гарри Гордоне Франкфурте и его логико-философском исследовании.

Более полный конспект-цитатник книги читайте здесь >>> (внимание! контент платный).

Редакционный комментарий

Обсуждение

Об авторе: Роман Максишко
Философ, методолог, художник. Сопредседатель ИНАП, Глава департамента перспективных исследований. Руководитель НИР "Экономика витальности" и "Истина | Правда | Ложь". Разработчик, пропагандист и популяризатор "духовной науки"

Пишите нам свое мнение о прочитанном материале. Во избежание конфликтов offtopic все сообщения от читателей проходят обязательную премодерацию. Наиболее интересные и продвигающие комментарии будут опубликованы здесь. Приветствуется аргументированная критика. Сообщения: «Дурак!» – «Сам дурак!» к публикации не допускаются.

Без модерации вы можете комментировать в нашем Телеграм-канале, а также в сообществе Русская Истина в ВК. Добро пожаловать!

Также Вы можете присылать нам свое развернутое мнение в виде статьи или поста в блоге.

Чувствуете в себе силы, мысль бьет ключом? Становитесь нашим автором!

Оставьте комментарий

Читайте еще: