Рубрики
Прогнозы

Крымский контекст стратегии-2018

Не будем забывать, что Крым – это президентский проект. Глава государства не хочет, чтобы его проект накануне 2018 года был под угрозой, ни внутренней (вопросы развития региона), ни внешней (безопасность региона)

Кадровые перестановки в губернаторском корпусе и на уровне полпредов, намерено или нет, но провоцируют досужие домыслы. Если только не видеть (или не желать видеть) две ключевые позиции:

Первая – федеральный округ не является субъектом административно-территориального деления, поэтому ликвидация Крымского федерального округа не затрагивает полномочия государственных органов Республики Крым, не меняет структуру власти региона.

Вторая – включение Крымского федерального округа (КФО) в Южный федеральный округ и кадровые перестановки в Севастополе не стоит считать решением, вырванным из контекста других кадровых изменений.

Понимание этих позиций выводит на понимание целей центра власти – поиск формулы стабильности и разворачивание стратегии к 2018 году.

Однако Крым и Севастополь, чье возвращение стало новым этапом истории России, будучи самыми молодыми регионами страны, как в лице местной элиты, так и в лице населения, пытаются осмыслить кадровые перестановки и ликвидацию округа. Вопросы следующие – чем вызваны эти изменения: стратегией центральной власти – или же ситуацией, сложившейся в Крыму и Севастополе.

В настоящий момент вопрос стабильности для Крыма переведен в область технократии, управленческих, а не политических решений и дискуссий. Об этом, кстати, говорил премьер-министр Дмитрий Медведев, на совещании в Севастополе незадолго до кадровых решений президента. Поэтому основными индикаторами стабильности становятся проблемы: строительства дорог, инфраструктуры (логистика, энергетика, вода, канализация), новые стратегии развития территорий (например, необходима стратегия развития Феодосии, которая при Украине постепенно превратилась в курортный город, а теперь, по причине смены логистики, становится транзитным регионом, при только начинающемся возрождении военно-промышленного потенциала).

Без решения этих проблем строительство Крымского моста из ожидаемого блага может превратиться для полуострова и туристов в логистический кошмар. Уже сегодня пропускная способность сети крымских дорог работает на пределе, а если конкретно – это часовые и более пробки на въезд или на выезд из курортных городов.

Теперь несколько слов о том, как события «кадрового четверга 28 июля» видятся из Крыма и Севастополя. Решение по Севастополю было воспринято как победа одной из двух конфликтующих в городе элитных групп. Ситуация в городе, накануне выборов в Госдуму накалялась – это и медиа-войны, и инициатива по сбору подписей за отставку губернатора Сергея Меняйло. Конфликт между сторонниками героя Крымской весны Алексея Чалого и губернатором в публичной плоскости развивался по поводу стратегии и видения развития города, по поводу выборности губернатора города. Конфликт имел широкий резонанс в медиа, не только региональных, но и федеральных. Независимо от причин конфликта, сам факт, можно с уверенностью предположить, вызывал у центра раздражение. В этой ситуации и кадровое решение принималось не из соображений удовлетворить требование одной из сторон конфликта. И.о. губернатора Дмитрий Овсяников равноудален от местных элит, а его профессиональный путь и опыт (замминистра промышленности и торговли) говорит о выбранном векторе развития – технократичность и развитие экономики.

В Крыму ситуация несколько иная. Знаковых назначений и отставок в корпусе региональных руководителей не произошло. Однако, заложен потенциал возможных изменений на крымском властном олимпе, о чем позволяют говорит два фактора. Во-первых, получил назначение в Северо-Кавказский округ бывший полпред в КФО Олег Белавенцев, который был архитектором политической системы упраздненного теперь округа. Во-вторых, ряд высших чиновников Крыма находится в федеральном избирательном списке «Единой России» на тех местах, которые позволят им стать депутатами Госдумы, весьма вероятен уход на работу в парламент прокурора Натальи Поклонской. Все это ведет к изменению системы формальных и неформальных правил политических отношений в Крыму, окончательная расстановка сил станет понятнее только после выборов в Госдуму, по итогам которых новые назначения либо будут, либо нет. А сейчас можно с уверенностью констатировать одно – включение Крыма и Севастополя в состав Южного федерального округа значит потерю важнейшей возможности прямой коммуникации с центром. Теперь Ростов ближе чем Москва, чем администрация президента и вице-премьеры.

Для Крыма посыл очевиден – Крымская весна состоялась, и, с одной стороны КФО выполнил свое назначение, с другой – оснований для своего дальнейшего существования не создал.

Не будем забывать, что Крым – это президентский проект. Глава государства не хочет, чтобы его проект накануне 2018 года был под угрозой, ни внутренней (вопросы развития региона), ни внешней (безопасность региона). Именно поэтому Черноморский флот получает новейшее оружие, военная группировка на полуострове весьма убедительна для тех, кто разрабатывает «стратегии возвращения Крыма», и именно поэтому Владимир Путин лично приезжал в Крым в период блэкаута, чтобы запустить первую нитку энергомоста.

Автор: Денис Батурин

Политолог, политконсультант. Член Общественной палаты Республики Крым