Рубрики
Интервью Размышления

Сегодня каждый выпуск новостей подтверждает тезисы Данилевского

РI: «Русская весна», которая вернула России Крым, была бы немыслима без активной деятельности сотен людей, кто все годы пребывания полуострова в составе Украины отчаянно боролся за сохранение русской идентичности, за верность наследию русской культуры, в том числе тех ее феноменов, которые были вплетены в историю Крыма.

Любопытно, что тезис о нетождественности России Европе прозвучал именно с берегов того самого региона Империи, где русское и европейское в истории и современности переплетено до неразличимости. Парадокс отчасти объясняется тем, что Николай Данилевский, создавший свой труд «Россия иЕвропа» в крымском имении Мшатка, не относил греков, как и славян, к романо-германскому историческому типу, да при этом еще и считал, отчасти вопреки постулатам собственной теории, что славянство является полномочным наследником Греции, как Европа – наследницей Рима.

Могила Данилевского, фактически стертая и забытая в советские годы, была обнаружена и восстановлена при участии одного замечательного человека – прекрасного знатока творчества Данилевского и русской общественно-политической мысли в целом, доцента кафедры экономической и социальной географии Таврического национального университета им. В. И. Вернадского Сергея Николаевича Киселева, точку зрения которого мы посчитали необходимым представить нашим читателям.

Danilevsky.JPG

 

Любовь Ульянова

Уважаемый Сергей Николаевич! Расскажите, как Вы искали могилу Николая Яковлевича Данилевского?

Сергей Киселев

Будучи еще студентом, в конце 70-х годов, я прочитал в материалах Русского императорского географического общества, что в Крыму умер известный естествоиспытатель Данилевский, и что он похоронен на территории своего имения Мшатка. Тогда мне это запомнилось. В конце 80-х годов, во времена перестройки, после знакомства с книгой «Россия и Европа», я стал интересоваться всем, что было связано с жизнью и творческим наследием Николая Яковлевича. И, в частности, попытался выяснить судьбу могилы. Как оказалось, она находилась на территории бывшего его имения Мшатка близ Фороса, там, где располагалась так называемая «Кипарисовая поляна» и было место семейного кладбища семьи Данилевского. Там был похоронен он, его супруга, внучатая племянница Игнатия Брянчанинова, члены его семьи. Всего более десяти человек. После революции, в начале 1930-х годов территория имения Данилевского за успехи первой пятилетки была передана Севастопольскому морскому заводу, и там был организован детский пионерский лагерь. Внешние признаки кладбища были ликвидированы. И среди старинных кипарисов, прямо над могилами была забетонирована площадка, на которой установлены каркасы для палаток. В летнее время там жили и отдыхали пионеры. В начале 90-х годов мы сняли об этом фильм. Его показали по крымскому телевидению уже после развала СССР, в советское время фильм на телевидение не пропустили. После этого началось движение по восстановлению могилы Данилевского. В 1994-м году мы провели первые чтения памяти Данилевского. В них приняла участие правнучка Николая Яковлевича Валентина Яковлевна Данильченко из Москвы. Общими усилиями на день Славянской письменности и культуры в мае 1996 года студенты, аспиранты и преподаватели нашего университета приехали и по договоренности с администрацией лагеря расчистили участок, где находилась могила Данилевского и его супруги, и установили над могилой деревянный крест. В таком состоянии могила просуществовала до 2007 года, когда члены семьи Данилевского на свои средства изготовили памятник в виде открытой книги, из которой прорастает крест, а на ее страницах написана одна из максим Данилевского о том, что идея славянства должна быть в центре внимания всех русских. В открытии памятника тогда принимали участие Русская община Крыма, которую возглавлял нынешний член Совета Федерации Сергей Павлович Цеков. От семьи была Olga Tenney, врач, проживающая ныне в США. В таком виде могила сохранилась до сегодняшнего дня.

Любовь Ульянова

А в каком состоянии могила находится сегодня?

Сергей Киселев

Там небольшая клумба, местные иногда приносят туда цветы. Но попасть туда очень сложно, потому что Севастопольский морской завод, в том числе детский лагерь, перешел в ведение одного известного украинского олигарха. В прошлом году у него возникла идея выкопать Данилевского из могилы и перезахоронить в Форосе, а на месте могилы что-нибудь построить, наверное, коттедж. Но, Слава Богу, произошло то, что произошло, Крым теперь в составе Российской Федерации. И украинский олигарх будет, наверное, лишен своей собственности. И священная могила для всей российской цивилизации, не только для русских, сохранится, сможет стать местом паломничества, куда будут приезжать гости Крыма, ученые, чтобы отдать дань памяти этому выдающемуся исследователю. Пока же ситуация далека от разрешения. По-прежнему, из-за жесткого режима охраны доступ к могиле крайне ограничен. Серьезные проблемы возникали и этим летом. Например, туда не смогла попасть председатель Комиссии по культуре Госсовета Крыма.

Любовь Ульянова

И ничего нельзя предпринять?

Сергей Киселев

Я думаю, скоро произойдут позитивные сдвиги. В следующем году будет юбилейная дата, 130 лет со дня кончины Николая Яковлевича, приедут родственники. Уверен, мы сможем каким-то образом решить этот вопрос в интересах общества, а не в интересах частных владельцев.

Любовь Ульянова

А каким образом в момент поиска могилы Вы определили само место ее расположения?

Сергей Киселев

Есть стихи Афанасия Фета, посвященные кипарисовой поляне. Есть стихи Николая Николаевича Страхова, известного консервативного критика, публициста XIX века, который тоже описывает этот район, саму могилу. Но, конечно, главное, что нам помогло, – это фотографии с изображением могилы из семейного альбома Валентины Яковлевны Данильченко, да и в целом из семейного архива Данилевских. У нас на руках была также схема кладбища, нарисованная от руки внучкой Данилевского. А дальше все было просто. По расстановке деревьев и используя старинный метод лозоходцев, то есть медную рамку, мы установили под бетоном точное место, сделали небольшие раскопки и дошли до крышки гроба. Потом на этом месте мы сделали клумбу и поставили крест.

Любовь Ульянова

Переходя к концепции Данилевского. Данилевский начинает свой анализ с размышления о причинах особой враждебности Европы к России, по его мнению, отличающейся от враждебности Англии и Франции к Пруссии, с одной стороны, и Австрии, с другой? Пережил ли ответ Данилевского на этот вопрос испытание временем?

Сергей Киселев

По большому счету, что такое книга «Россия и Европа»? Это рефлексия думающего русского человека на последствия Крымской войны для России как государства. Замечательные слова в своей переписке с супругой сказал когда-то Федор Тютчев, который вечером поехал смотреть на английской флот, стоявший на траверсе Кронштадта. Не зная, естественно, переписки Тютчева с супругой, его мысль Данилевский повторил почти буквально через 15 лет. Тютчев писал о том, что Запад пришёл отрицать право России на свое собственное независимое существование. Книга Данилевского – это всесторонний глубокий анализ того, имеет ли Россия право как самостоятельная цивилизация, государство, развиваться по своим внутренним законам, или она должна быть жалким придатком, подражателем другой, чужой, и не просто чужой, а чуждой враждебной цивилизации. Надо было быть интеллектуально смелым, свободным человеком, чтобы в условиях 60-х годов XIX века, времени торжества либеральной прессы позволить себе подобные высказывания. Естественно, что вся так называемая «передовая» печать приложила огромные усилия, чтобы замолчать, огрубить идеи Данилевского, высмеять их. И, к сожалению, как и до революции, так и в советское время их усилия увенчались успехом. После выхода книги была война за Болгарию и цикл статей, которые мы сегодня назвали бы геополитическими, и его замечательная, одна из лучших геополитических статей всего XIX века, статья «Горе победителям». В ней убедительно доказывается та же самая идея противостояния с Западом, отрицания права России на самостоятельность перед Западом. И мы это увидели в реальной политике.

Любовь Ульянова

Разделяют ли Запад и Россию сверх-политические, цивилизационные противоречия?

Сергей Киселев

Мы увидели становление новой государственности на базе исторической России – Советского Союза, который пусть во многом цивилизационно противоречил русской государственности. Но даже в наиболее приближенной к западничеству форме Советский Союз долгие годы находился в дипломатической изоляции, условиях санкций. И все это преодолел. Потом можно вспомнить начало холодной войны. А сегодняшние события лишний раз подчеркивают актуальность таких простых тезисов Данилевского, как: Запад всегда враждебен России. Несмотря на несколько архаичный стиль, несмотря на своеобразное восприятие социальной и политической философии, несмотря на ошибки, на которые указывали его друзья и которые он сам честно признал в издании 1885 года, Данилевский, тем не менее, ничуть не уступает таким блистательным мыслителям как Константин Леонтьев и Николай Бердяев. Нам сегодня нужно потратить определенные усилия, чтобы вернуть его в ряд выдающихся русских мыслителей. Потому что несмотря на красивые формы, элегантные стилистические конструкции, к реалиям сегодняшнего дня наиболее приближен все-таки Данилевский, а не Леонтьев. И, несомненно, Данилевский гораздо более актуален, чем Бердяев.

Любовь Ульянова

А почему?

Сергей Киселев

Выскажу свое субъективное восприятие. Все-таки Бердяев – философский эстет, человек немножко философской игры, игры ума, яркой мысли. И его эссе, его статьи далеко не всегда касались тех политических событий, в которых он непосредственно жил. И даже его «Русская идея» так глубоко не вскрывает действие глобальных процессов, как это описал Данилевский. А Леонтьев с его скептическим умом и красивым стилем, конечно, хотя и является духовным наследником и последователем Данилевского, все равно не так широко описал извечное метафизическое противоречие между миром Запада и миром России, как Николай Яковлевич.

Любовь Ульянова

А что означает это противоречие между нашими мирами?

Сергей Киселев

Это не значит, что мы должны конфликтовать. Как говорил Данилевский, что так же, как в одном саду могут сосуществовать растения разных климатических зон и материков, точно также могут сосуществовать на планете Земля и разные цивилизации. Это русское мировосприятие. А западное восприятие строится на том, что ни о каком сосуществовании не может идти и речи, ибо исключительно западная цивилизация должна доминировать над всеми другими. Разве сегодня каждый новый день, каждый выпуск новостей не подтверждают этот тезис Данилевского?

Любовь Ульянова

Что еще в концепции Данилевского осталось ценным до сегодняшнего дня, а что устарело?

Сергей Киселев

Пожалуй, архаичен его стиль, форма подача материала. Устарела панславистская идея Данилевского, причем еще при его жизни. Он и сам это понимал и в цикле статей «Война за Болгарию» предсказывал, что в следующей войне Болгария выступит против России. Хотя и продолжал верить в идею объединённого славянства. Он хорошо очертил территориальные контуры русского мира: где проходит граница, до которой может быть расширена русская цивилизация, а какие территории находятся за ее пределами. Политическое мировосприятие Данилевского очень актуально и, мне кажется, близко сегодняшним руководителям внешней политики России. Единственный русский политический деятель, который был близок в своей политике идеям Данилевского – это Александр III. Этот царь вошел в историю как царь-миротворец, как царь, при котором русские люди не погибали в европейских войнах.

Автор: Сергей Киселев

Доцент кафедры экономической и социальной географии Таврического национального университета им. В. И. Вернадского

Обсуждение закрыто.