Рубрики
Избранное

Косово как система координат, или Почему им можно, а нам нельзя?

Из архива эпохи

 

РI: 19 октября 2017 года в своей речи на Валдайском форуме президент Владимир Путин, упомянув о ситуации в Каталонии, обратил внимание на косовский прецедент 2008 года, который фактически отменил табу на сецессию в рамках Большой Европы. «В ситуации с Каталонией, – сказал глава государства, – мы увидели единодушное осуждение сторонников независимости Евросоюзом и целым рядом других государств. В этой связи не могу не отметить: раньше надо было думать об этом. В свое время фактически приветствовали распад целого ряда государств в Европе, не скрывая радости по этому поводу. Зачем же нужно было так бездумно, исходя из конъюнктуры и желания угодить «старшему брату» из Вашингтона, безоговорочно поддерживать отделение Косова?» Президент продолжил: «Напомню, что когда Крым, например, объявил о своей независимости, а затем, в результате референдума, и о присоединении к России, это уже почему-то не понравилось. А теперь вот Каталония. В другом регионе – Курдистан»». Как же оценивался Косовский прецедент в Севастополе, городе, насильственно отторгнутом от России в роковом 1991-ом? Мы хотим обратить внимание на очень интересную статью, которая в 2008 году вышла за подписью Петр Корсаков. Этот псевдоним использовал для своих работ один из будущих лидеров севастопольского восстания февраля 2014 года и его первый летописец Вячеслав Горелов. Обратим внимание на  фразу, которая выразила позднее протест севастопольцев против навязываемой им Евроассоциации: «Нас ведут в Европу, обреченную на самоуничтожение». Где еще в мире могли бы прозвучать такие слова?

***

26 февраля 2008 года на севастопольском информационном портале «Форпост», – том самом, который, наряду с каналом НТС, стал рупором Русской весны в Севастополе, – была опубликована статья «Косово как система координат, или Почему им можно, а нам нельзя?». Статья была опубликована под псевдонимом. Её автор – Вячеслав Горелов, ныне депутат Законодательного Собрания города Севастополя, один из авторов книги «Чегевара прилетает утром…», содержащей воспоминания о событиях февраля и марта 2014 года.

Тогда, в феврале 2008 года, в послемайданном Киеве уже расправила крылья ющенковская клика, первый реально воплощённый проект «Украина – не Россия». Севастополь переходил к вязкой, глухой обороне, и нужно было даже не осознать, а, скорее, почувствовать, правомерна ли трансляция косовского самоотделения на Крымский полуостров. Городу настоятельно требовалась модель для подражания.

Прошло без малого десять лет. Ныне, после Южной Осетии и Абхазии, после триумфального возвращения Крыма и Севастополя в родную гавань, после Донбасса, Шотландии, Брекзита, Каталонии, референдумов в Венето и в Ломбардии более чем полезно оглянуться на то, как ранее в контексте косовского прецедента оценивалась перспектива выхода Севастополя из состава Украины, так и не ставшей для города русской военно-морской славы ридной ненькой.

Это тот нечастый случай, когда есть возможность сопоставить факт и его предчувствие.

***

Случилось событие, разрушающее послевоенное мировое устройство и способное перекроить карту современной Европы. Парламент автономного края Косово объявил о своей независимости от Сербии.

Народ, переселившийся в сопредельное государство, ценой планомерных этнических чисток, уничтожения церквей, осквернения могил и разрушения исторических памятников отторг часть исконной территории этого государства. Территории, на которой находятся святыни, составляющие национальную гордость государствообразующей нации. Это произошло на Балканах, в сердце Европы, при благословении светочей демократии и ревнивых радетелей за права человека и гражданина.

В одночасье мы стали свидетелями становления нового мирового порядка. Порядка, который дает прецедентное право на следующую постановку вопроса: почему им можно, а нам нельзя?

Действительно, почему? Ведь зачастую условия, при которых некое государство распространило свою юрисдикцию на ту или иную часть своей территории, куда как более спорны, чем история сербской провинции Косово. И Крым – один из лучших образцов для сопоставительного исторического анализа.

Выполним таковой.

 

Косово вошло в состав Сербии в 1180 году. Крым при весьма спорных юридических обстоятельствах был передан Украине, входящей тогда в состав союзного государства, в 1954 году. Перед нами – восемь столетий истории сербского края Косово и всего пятьдесят четыре года совместной истории Крыма и Украины, из них лишь семнадцать в составе Украины как независимого государства.

Турецкое нашествие на Балканы. Важнейшая веха европейской истории – год 1389-ый, битва на Косовом поле. В жесточайшем сражении объединенное христианское войско уступает превосходящим силам турок-османов. Погибает почти вся сербская дружина, в том числе король Лазарь. Поражение на Косовом поле становится моральной победой сербов, а само Косово поле – национальной святыней. Что, кстати, не остановило вдохновителей косовского самоотделения.

Заметим – в Крыму нет исключительно украинских национальных святынь. Более того, страницы нашего общего прошлого извращаются, уничтожаются нынешней властью, для которой истинными борцами и героями стали недобитые вояки из ОУН-УПА. Происходит явление, немыслимое еще несколько лет назад. Власть, предавая ратный подвиг солдат, защищавших свое Отечество, но восхваляя и возвеличивая фашистов и их пособников, переводит Украину из ранга стран-победительниц во второй мировой войне в число стран, потерпевших в ней поражение! Это ли ни цинизм и этого ли достоин Крым и великий Севастополь, на счету которого две героические обороны?

Однако продолжим сравнение. Трагедия края Косово начинается в ХV веке, когда на равнины завоеванной турками Сербии переселяются албанцы. Приняв ислам и приобретя тем самым привилегированное положение по отношению к сербам, албанцы становятся опорой турецких властей в регионе. Многовековая вражда, жестокость и террор с обеих сторон, взаимное зверство, особенно во время первой мировой войны утихают лишь в конце тридцатых годов, когда умная политика Сербии по выселению из Косова некоренного народа приносит свои плоды, и число сербов и албанцев в крае почти уравнивается.

Ничего подобного российская история Крыма не знала и знать не могла. Конфликты в Крыму между русскими и украинцами были немыслимы по двум причинам. Первая – бесспорная принадлежность Крыма России, начиная с 1783 года. Принадлежность, на которую не замахнулись даже творцы различных Универсалов в бурные годы революции и гражданской войны. Вторая – осознание великороссами и малороссами того безусловного факта, что они суть единый русский народ с общими корнями, верой и традициями, и их общее предначертание – служба на славу Российской империи. Сомневающихся отсылаем к страницам повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». И ныне, когда проект «Украина» американского разлива набирает ход, когда политика государства строится под лозунгом «Пусть нам будет хуже, но лишь бы не с Россией», когда Крыму и левобережью Днепра пытаются диктовать свою волю наследники Австро-Венгрии и Речи Посполитой, не пора ли обратиться к первоистокам, а именно к Манифесту от апреля 8 дня года 1783, который гласит: «…Решилися мы взять под державу нашу полуостров Крымский, остров Тамань и всю Кубанскую сторону»?

Сравнение между краем Косово и Крымом можно продолжить. И в финале мы обнаружим, что детонатором косовских событий стал, в числе прочих, запрет на использования албанского языка в средствах массовой информации и в системе образования.

Результат анализа примечателен: Крым имеет едва ли не больше оснований претендовать на самостоятельный выбор своей судьбы, чем имела сербская провинция Косово для самопровозглашения своей независимости.

При этом постановки вопроса, вынесенного в заголовок этой статьи, можно было бы счастливым образом избежать, если бы Крым чувствовал себя в составе государства, действительно близкого и дружественного России. Если бы каждый русский и русскоязычный житель Крыма видел со стороны государства уважительное отношение к себе, к своему праву слышать родную речь, к праву своих детей получать образование на родном языке и праву знать истинную историю, а не те русофобские байки, в которых Мазепа – страдалец, отец и спаситель нации.

Однако политика независимой Украины не оставляет таких надежд. Тенденции ее таковы.

Первая – так называемый европейский выбор. Польстившись на внешний лоск и благополучие, украинская элита потянула страну к сообществу, не имеющему собственных природных и человеческих ресурсов для стратегического развития. Развращенная прогнившей моделью товарообмена со странами третьего мира, Европа не способна найти адекватный ответ таким вызовам современности, как быстрорастущие экономики России, Китая, Индии. Предсказанный Шпенглером закат Европы начался, и умных попыток остановить его, увы, пока не просматривается. Нас ведут в Европу, обреченную на самоуничтожение. Наша миссия – продлить агонию и быть похороненными по европейским стандартам.

Вторая – действия, направленные на насильственное перерождение той части народа, которая новоиспеченному государству кажется к нему нелояльной. Суть политики – лишить людей сердцевины, души, базиса cамоидентификации. Задача решается по трем ключевым и взаимоувязанным направлениям. Это язык, история и православие Московского патриархата. Классическая политика колонизации, ибо лишенный родного языка, истории и веры лишен возможности осознать свою глубинную историческую принадлежность. Именно отсюда – усилившийся в последние годы нажим на русскоязычное теле- и радиовещание, сокращение числа русских школ, огромное число принятых втихаря законов, направленных на искоренение русской речи. Именно отсюда государственная поддержка автокефальной раскольнической церкви. Именно отсюда настойчивые, но полностью противоречащие Конституции попытки навязать Украине вхождение в военно-политический блок НАТО.

По мнению властей предержащих, сопутствующая этому потеря реального государственного суверенитета не столь существенна – куда важнее навсегда сломать судьбу той части населения, которая тяготеет к России и имеет с ней общий язык, историю и культуру.

Сложной и многонациональной стране тупо и бесцеремонно, под овечьей шкурой свободы и демократии, навязывается коричневая модель моноэтнического унитарного государства.

Найдет Крым свое уникальное место в такой Украине или возникшая после самоотделения Косова новая мировая система координат позволит ему по-иному увидеть свое будущее, покажут время и наше отношение к происходящему.

 

Автор: Вячеслав Горелов

Депутат Законодательного Собрания г. Севастополя, председатель постоянного комитета по градостроительству, земельным и водным отношениям