Рубрики
Блоги Размышления

Жизнь есть сон

Всякий раз, когда очередная горячая новость, что называется “взрывает весь интернет”, появляются суровые и умудренные люди, которые скорбно кивают головой и говорят тихонько: “Интересно, от чего нас в этот раз отвлекают?”. Действительно, пока все, как подорванные, обсуждают, допустим, как так получилось, что депутат Н. своей молнией на брюках зажал прядь волос депутатке В., что-то ведь где-то должно серьезное происходить? Пустили этакую дымовую завесу в прессе, а сами под этим покровом небось американские ценные бумаги опять покупают. Или отдают индонезийцам ценные российские территории в аренду на три тысячи лет с правом продления.

Умных людей не проведешь. Они понимают, что за всей мишурой и трескотней в сети стоят грозные политтехнологи. Кто-нибудь обязательно напомнит принцип фокусника. Для чего ему голоногая девица? Пока все мужики пялятся на голые ноги, а все дамы негодующе смотрят на мужиков, фокусник быстро засовывает своего кролика в цилиндр. Пользуясь, так сказать, особенностями человеческой психологии.

Так вот, надо сказать, что все это, к сожалению, вранье. Никакая пресса никого ни от чего не отвлекает. Но и не информирует, конечно. Современная пресса читателя-зрителя-слушателя развлекает. Это ее основное предназначение. Когда вы покупаете билеты на фокусника, вы же не думаете, что вам там претворение воды в вино покажут или же прочтут лекцию об экономическом положении страны? Кролик, обман, голые ноги – все это входит в комплект, за который вы, собственно, и заплатили. Любая новость вызовет отклик широкой аудитории лишь тогда, когда в ней есть особая изюминка. Раньше говорили: если собака укусила старушку – это не сенсация, а вот если старушка укусила собаку… Вероятно, о том, что может заинтересовать аудиторию сегодня, следовало бы писать огромные научные труды. Пресса использует в этом качестве социологические опросы и фокус-группы, но чаще действует методом тыка. Огромный информационный вал каждый день выдаст нам нечто такое, что гарантированно захватит внимание аудитории на сутки, а если повезет, то и на неделю.

Само собой, есть темы, которые продавливают целеноправленно. Это могут быть нападки на Церковь или же на какой-то определенный законопроект. Но и здесь аудиторию приходится постоянно прощупывать, предлагая на выбор сразу множество информационных поводов. Какой-нибудь да сработает.

Обычный человек считает, что он с удовольствием обсуждал бы не Путина в батискафе, а проблемы, скажем, российского образования. Не сбитого Мефистофеля, а проблемы культурного развития страны. К несчастью, это фикция. Серьезные темы требуют серьезного же владения материалом, погружения в вопрос. Демотиватором тут не отделаешься.

У нас есть люди, которых называют неуклюжей аббревиатурой ЛОМы – лидеры общественного мнения. Наименование тоже донельзя фальшивое. Лидеры, как мы знаем, ведут за собой. А все эти люди никого за собой повести не в состоянии, они точно так же покорно следуют за своей аудиторией, как это делает пресса. Стоит им поднять какую-нибудь по-настоящему серьезную тему, как они обнаружат, что аудитория, только что вот страдавшая без таких тем, внезапно куда-то разбежалась. Туда, очевидно, где веселее. Где Обаме усы подрисовали.

Таково на сегодня положение дел.

Как могут серьезные люди, от которых ежедневно зависят миллионы жизней, прислушиваться к подобной аудитории? Сегодня она кричит “сволочи, убиваете медицину, не платите врачам, этим святым людям” (на каком-нибудь определенном примере), а завтра с тем же остервенением вопит “врачи-убийцы, разжирели тут, выгнать всех и посадить!” (на другом конкретном примере, естественно).

Как можно всерьез относиться к молодому политику, обсуждающему пространно штаны президента? О чем с ним разговаривать вообще? Ему надо показать штаны, и пусть он их обсуждает дальше.

Массовик-затейник в той или иной форме – самая востребованная сегодня специальность. Те, кто презирает зрителей Дома-2 или “Пусть говорят” Малахова, благополучно устраивают себе Дом-2 прямо на просторах интернета. Даже не замечая этого. А ведь это, прямо скажем, не обычные граждане. Это профессионалы, все с дипломами, и далеко не только с гуманитарными. Это именно те люди, которые должны вырабатывать тактику и стратегию развития страны. Сочинять оперы, писать романы. Говорить о реформе образования и здравоохранения. Что мы слышим вместо этого? Плитка, плитка, Собянин, плитка! Вчера все обсуждают гибель виски в США, потом все обсуждают гибель людей в какой-нибудь катастрофе, а потом фотографию президента с котиком. И по количеству, и по качеству текстов все эти новости в глазах интернет-аудитории обладают одинаковой значимостью.

Это и есть слив. Вся интеллектуальная жизнь страны утекает день за днем в интернет-канализацию.

Сказать, что я нахожусь где-нибудь в стороне от этого процесса, я не могу. Это как во сне – осознаешь, что вокруг химеры, что все это дурной сон, но проснуться не можешь.