Рубрики
Блоги Переживания

Территория добра

Когда в прессе и социальных сетях шли бурные дебаты по поводу фильма Андрея Звягинцева «Левиафан», я не принимала в них участия. Мне не очень близка оценочная позиция по принципу: то или это, вот белое – вот черное, а вот моралите.  

Однако  в последнее время лично у меня накопилась усталость от бесконечной правды-матки в глаза, продажных прокуроров, алкашей, предателей-друзей, ментов и бандитов всех мастей и конфигураций и их бесконечных разборок на экране. Проще говоря, хотелось чего-то светлого. Хотелось… но не верилось, разве сегодня это возможно? Сказать о вечном, не уйдя в примитивизм или детский лепет?

Оказалось – возможно! Еще как.

С самого начала трехчасового эпоса Александра Мельника начинает кружиться голова. В самом прямом, а не переносном смысле этого слова. От снятых с вертолета, открывающихся и сменяющих друг друга панорам божественно прекрасного плато Путорана и прочих не менее замечательных мест, где в течение двух лет снимался фильм,  захватывает дух. 

Давно я не видела операторской работы, сделанной с такой душой и любовью и к своему делу, и к красоте окружающей природы: суровой, но и щедрой одновременно: показать ее так – это целая концепция отношения к миру и человеку и месту человека в этом мире.

Фильм с самого начала погружает зрителя в атмосферу куваевской книги: большими кусками закадрового текста, довольно удачно озвученными Ксенией Кутеповой, музыкой названий рек, плато и нагорий,  песнями на слова самого Куваева, Визбора, Ады Якушевой. За весь замечательный саунд-трек фильма,  в особенности за «Балладу о детях Большой Медведицы», проникновенно исполненную Мусей Тотибадзе и уже ставшую визитной карточкой фильма, его создателям – отдельное спасибо.

Книга Олега Куваева была для меня и программной, и настольной, как и для всех, кто хоть раз в жизни ощутил на себе дух странствий и походного бродяжничества, чувство той самой жажды открытия всего нового и непознанного, которая, по Куваеву и есть главный двигатель человеческой истории.

Попадание в образы и суть происходящего, на мой взгляд, в картине почти стопроцентное. Мы ведь уже и забыли, что такое бывает, на нашем экране давно не появлялось столь эпичных, но не пафосных повествований о человеческом мужестве, простом и честном служении долгу, настоящем предназначении мужчины и вообще человека,  которое  как правильно говорит закадровый голос, состоит «не в словесных формулировках», а в живом напряженном поиске, в котором видят смысл все эти обветренные мужики, ради которого постоянно рискуют здоровьем и самой жизнью.

Сколько настоящих куваевских откровений перенес режиссер в картину, а, следовательно, и донес до зрителя: о том, что не всегда право прямолинейное понимание вопроса, как важна интуиция настоящего спеца, помноженная на мудрость и опыт, что энтузиазм бывает не показной, а искренний и настоящий, и именно он гонит людей на поиски, все дальше и дальше…

А все-таки как они вкусно и со смаком живут – эти люди! За почти три часа экранного времени успеваешь проникнуться их силой и харизмой. При всей невозможности обойтись без бед, находясь вокруг золота (таков уж этот загадочный металл!), как они безусловно и не раздумывая спешат на помощь друг к другу, как возникают из ниоткуда местные эвенки, чтобы в нужный момент в очередной раз выручить, как падают загнанные насмерть олени, спасая человека с переломанными ногами.

Да – это те самые ценности, говорить о которых сегодня громко и внятно уже вроде как  не принято. 

В интервью с исполнителем одной из главных ролей, Егором Бероевым прочла, что в зале при словах его героя: «Ваше ли это золото? Это золото государства!» – люди засмеялись. Я два раза смотрела фильм в кинотеатре – так вот ни разу не было тех, которые бы смеялись.

Потому, что когда по правде – то не смешно. Не смешно, когда оно настоящее. А в фильме Мельника – и сценарий и игра актеров таковы, что понимаешь – все по-настоящему, все всерьез. И хочется, как Мюнхгаузен из знаменитого захаровского фильма крикнуть: «Ну неужели нет таких?!»

И когда видишь, как все прожито и сыграно, как бегут навстречу упавшему в изнеможении на снег Апрятину, принесшему на себе раненого Баклакова, простые старатели-работяги, как замер, глядя на эту сцену Чинков, по прозвищу «Будда» – понимаешь: есть! Такие люди есть! А добро, как ему и положено должно победить и побеждает. Живы люди, промышленное золото найдено, дорогу осилит идущий!

Возможно, что этот фильм и не соберет всевозможных призов на статусных фестивалях, возможно…

Но мой совет (не на правах рекламы):  посмотреть этот фильм обязательно надо, а еще лучше смотреть  его вместе со своими детьми, особенно мальчишками.

Автор: Анна Шавырина

Заведующая Отделом редких изданий и коллекций ЦУНБ им. Н.А. Некрасова, Москва