Рубрики
Блоги Переживания

Собака на сене или не дадим земли китайцам

Можете считать меня непатриотом, а можете спокойно и здраво поразмыслить. Именно последнего, между прочим, в спорах по возможной сдаче земли Забайкалья в аренду китайцам и не хватает. Интернет кипит, праведный гнев (спешно набирающих свои посты озабоченных целостностью страны) граждан готов разорвать монитор и выплеснуться на ни в чем не повинную клавиатуру.

А о чем, собственно говоря, спич? Может, мы второй раз решили наступить грабли продажи территории за бросовые суммы, как это было с Аляской? За деньги, которые не то что попилить на губернском уровне – даже до оффшора-то доставить не удастся?

Может, мы возвращенный Крым под нажимом рукопожатной общественности снова сдаем тем, кто его нещадно эксплуатировал, выжимая соки с 1991 года по 2014?

Порылся в источниках – ничего такого не нашел.

Ну, губернатор Забайкалья решил дать китайцам возможность попользоваться участком в крае. Участком, господа! Поскольку 115 тысяч гектаров – при наших-то просторах – это не территория. Это капля в море. Податели новости с тайным смыслом выразили цифру в такой единице площади, к которой можно и нужно приложить слово «тысяч». Эффектно звучит. А вот если выразить в метрах – то еще круче – один миллиард сто пятьдесят миллионов. Представляете? Как бьет-то а? А если в сантиметры? Наверно, вообще наповал.

Попалась на глаза страничка жежешника по кличке zloy_odessit, так тот для наглядности пересчитал это в «45 Белокаменных столиц».

Это громко. Это всем должно сразу запомниться. Кроме тех, кто научился еще в третьем классе переводить гектары в квадратные километры (1150 км2, то есть, квадрат со стороной 33,5 км) и при этом не потерял обретенной в пятом классе способности набрать в Википедии слово «Москва». Чтобы прочесть, что площадь ее составляет 2.511 квадратных километров.

Я не пойму, почему шум. Где написано, что землю отдают насовсем? Какие основания приравнивать 49 лет срока к вечности?

Ладно, давайте по пунктам.

Первое. «Сдача чего-либо в аренду – типичный прием капитализма». Мы с вами как раз в этом общественном строе сейчас и процветаем. Чаще всего такой способ применяется банкирами – когда сами не в состоянии дать ума имеющимся у них деньгам, они просто ссужают рубли, доллары, евро и фунты (дают попользоваться) кому-то. Иногда на день, а иногда и лет на тридцать-сорок (если речь об ипотеке, к примеру). Деньги Ротшильда от этого не перестают быть деньгами Ротшильда. А деньги Фридмана остаются деньгами Фридмана. Российская земля, от того, что ей попользуются китайцы, не изменит гражданства. И все эти годы будет пополнять казну государства Российского.

Второе. «Китайцы берут участок с условием, что рабочая сила у них там будет задействована исключительно своя». Вы тут находите проявление расизма или за державу обидно? Вспомните, как Китай начинал становиться современной индустриальной страной: распахнули двери для технологий и предприятий, обеспечили рабочей силой, готовой трудиться прилежно за чашку риса в день. Предложите китайцам на полях свои услуги на этих же условиях. Могут ведь и взять. Между прочим, в январе нынешнего года россиянам пообещали давать участки на Дальнем Востоке вообще бесплатно. Об образовавшихся очередях за ними сообщений пока не поступало.

Третье. «49 лет – это слишком долго, за это время китайцы выжмут из земли все и превратят ее в пустыню». Любой российский крестьянин, не привлекая данных пресловутых британских ученых и оперируя только опытом отцов и дедов, скажет вам, что земля, если ее не подкармливать и не давать отдыхать под паром, истощится за пять лет. Ну, семь, как максимум. 49 же заставят китайских инвесторов заботиться о производительности почвы, удобрять ее, давать ей отдыхать и т.д. Что нужно с нашей стороны – так это учет и контроль. Биологический, финансовый, налоговый, санитарный. Не так много и работы-то, чтобы обеспечить постоянное поступление денег в бюджет. Кстати, Россельхознадзор пока ни разу не обнаруживал фактов использования китайскими аграриями пестицидов, ядохимикатов и прочей отравы. 

Четвертое. «Путин фактически отдает Сибирь Китаю. Через полвека спрашивать будет не с кого». Президент, скорее всего к тому времени действительно сменится, а вот насчет длительности срока, как замаскированной формы продажи… В 1898 году Великобритания подписала с Китаем договор об аренде одного из районов Поднебесной на 99 лет. В 1997 году возврат территории состоялся. Что сделали британцы с Гонконгом за время пользования, думаю, никому объяснять не надо. Ну, а выдавать 115 тысяч га за всю Сибирь – это просто расчет на внешний эффект фразы. Когда с помощью консультации в Интернете тождественность названного участка и площади всей Сибири будет опровергнута, эта информация вряд ли пойдет по телеканалам и первым полосам газет.

Четверть века назад, во времена разгула гласности в какой-то из российских газет я читал о якобы имеющемся желании у американцев купить Восточную Сибирь за три триллиона долларов. Не купили. Думается, не потому, что денег не хватило (напечатать-то три триллиона ничем не обеспеченных баксов проблем не составляло), а потому что им не продали. И Курилы не отдали, и Калининград. Любая продажа – это утрата навсегда. У любых денег, даже очень больших, есть одно гадкое свойство – они быстро кончаются. И новые взять, если уже всё имевшееся продал, взять неоткуда.

Сдать в аренду (на выгодных, разумеется, условиях) – значит создать для себя источник постоянного дохода. Особенно, если у нас самих на освоение земель и извлечение из нее пользы сил-времени-техники-людских ресурсов не хватает. Быть собакой на сене экономически невыгодно.

Я еще вас не убедил отказаться от идеи бегать с подписным листом за запрет сдачи российского клочка земли размером в пол-Москвы Китаю на время? Ну, тогда значит ваша беготня, призывы и подписи – это ради мелькания в телевизоре. Другой формы пиара вы придумать не смогли.

Автор: Владимир Добрынин

Историк, журналист. Собственный корреспондент журнала «Недвижимость и цены» в Испании