Рубрики
Блоги Прогнозы

Скандинавия и Россия после Brexit

Можно предположить, что если сегодня одна из скандинавских стран вдруг и начнёт всерьёз выходить из ЕС – то это произойдёт только по некому решению извне Европы

Радость, охватившую российский патриотический лагерь в связи с предполагаемым выходом Великобритании из ЕС, разделить довольно непросто.

Либералы в России подчеркнуто сожалеют об этом событии, формально повторяя зады европейской и американской официальных позиций. Националисты, опять же вслед за европейскими, радосто поддерживают «британский народ» в его в общем-то справедливом праве на самоопределение. В государственно-патриотическом лагере установилась умеренно-сбалансированная точка зрения на Brexit как на положительное в целом для России событие.

Реакция на британский референдум в мире и Европе не заставила себя ждать. Официальная реакция США (которая всем известна) уникальным образом совпала с реальной позицией правящей элиты этой страны: ведь возможный выход Британии из ЕС действительно сделает Британию более свободной от международных пут. На такую Британию уже сложнее будет возлагать общую ответственность, включая материальную, за вероятный большой конфликт, который готовится (по мнению датских политологов) в восточной части Европы.

Реакция ЕС в лице президента Еврокомиссии Жана-Клода Юнкера оказалась вполне предсказуемой, но в его интервью Le Monde были слова, на которые многие обратили внимание: «Дезертиров не примет никто с распростёртыми объятиями». Дело не в том, что Юнкер намекнул на США или угрожал Британии изоляцией, дело в самом слове «дезертиры». И здесь, похоже, открывается главная для Росии тема, о которой невозможно умалчивать: тема нарастающей угрозы масштабной войны в Восточной Европе.

Ведь если бы Британия заявила о выходе из ЕС три года назад – тогда можно бы было только радоваться за Россию. На западных границах России тогда царил мир, и никто не помышлял ни о кровопролитии на Украине, ни о противостоянии с Турцией, ни о том, что Россию вдруг начнут систематически и с подчёркнутой абсурднстью обвинять в планах нападения на Балтийские страны.

Тогда было бы понятно, что выход Британии – на пользу нам: самая, вероятно, антироссийская страна ЕС покидает этот союз, в результате чего баланс резко сдвигается в пользу более дружествнных к России Германии и Франции, а управляемая почти полностью извне Восточная Европа неожиданно обретает новое положение на весах Евросоюза: увеличивают политический вес такие страны как Греция, Румыния и Болгария, среди населения которых русофобских настроений практически нет… Но история, как известно, не знает сослагательного наклонения.

Сегодня ситуация совем другая. Надо честно сказать: Британия была (и пока остаётся), пожалуй, единственной по-настоящему суверенной страной Европейского Союза. Никому не придёт в голову, что, скажем, премьер Британии назначается под внешним влиянием другой страны – или что он выполняет некие распоряжения извне Британии. И, конечно, называть британский референдум «бегством крыс с тонущего корабля ЕС», как это модно в некоторых кругах в России, было бы слишком смелой метафорой. Но чувство тревоги это событие должно вызывать безусловно – тревоги за мир и мирное будущее России и стран Восточной Европы.

Что касается предположений о том, что после возможного выхода Британии конструкция ЕС посыпется как карточный домик, то такие предположения вряд ли имеют под собой основу. Собственно, эта тема была вброшена после того, как британский политик Найджел Фарадж, ярый противник ЕС, заявил, что следующей после Британии ЕС покинет Дания. Он сказал дословно так: «мы видим, что в Дании, Голландии и даже Италии около половины населения хотят покинуть ЕС». Но, думается, Фарадж несколько переоценил и уровень реального суверенитета этих стран, и их антиевропейские настроения.

Бывший премьер-министр Дании Хелле Торнинг-Шмидт ответила на это, что большинство населения Дании поддерживает ЕС. А последующий статистический опрос показал, что идею немедленного выхода Дании из ЕС подерживают только 30% датчан.

Статистика неумолимо показывает: 63% британцев, из тех, кто голосовал за выход из ЕС, проголосовали именно так из-за проблемы иммигрантов. Но статистика показывает и другое: такие страны как Норвегия и Швейцария, не входящие в ЕС, имеют, однако, те же проблемы с иммигрантами, что и другие европейские страны. Это значит, что британский референдум был в огромной степени формальным актом протеста против созданной в Европе ситуации в целом – без серьёзных планов её радикально изменить в своей стране.

Негативное же отношение к ЕС в странах Скандинавии, с их традиционной социальной ориентацией, объясняется не только иммиграцией, но и другими причинами: интеллектуальная датская газета «Информашьон» прямо их называет в своем заголовке: «Неолиберализм высосал все силы из Европейского союза». В статье цитируются высказывания философа Юргена Хабермаса и Карла Маркса, при этом статья украшена отталкивающим на вид портертом Маргарет Тэтчер, которую в статье называют «символом европейского неолиберализма».

Таким образом, не исключено, что Brexit не только не подвигнет Данию и Швецию к выходу из ЕС, но и, наоборот, укрепит их уверенность в том, что им теперь нужно оставаться в менее либералистском отныне Евросоюзе. Но датчане, шведы и финны – не послушные постсоветские «овцы» из Восточной Европы: эти народы научились правильно расставлять фигуры на политической шахматной доске. Сради них уже заметны такие партии, которые заявляют: «И в странах Скандинавии, и в ЕС растёт количество детей, чьи родители, имея работу, живут в нищете. Виной тому «строгость» политиков из ЕС. Поэтому – скажем нет ЕС!» Но, общем-то, эта игра со стороны скандинавских стран сводится по итогам лишь к умению извлечь из своей «глобальной несвободы» максимум материального благополучия.

Вообще говоря, история союза Скандинавских стран – это отдельная интересная тема. Как мы помним из истории, в 1905 году Англия “помогла” Норвегии отделиться от Швеции, после чего последняя перестала быть империей. С тех пор богатое нефтью, новообразованное королевство Норвегия держится на дистанции от структур Европы. Зато эта страна очень вовлечена в НАТО.

После Второй Мировой войны усилилось взаимное притяжение между скандинавскими странами, но их словно бы «держат» по разные стороны баррикад: Швеция и Финляндия не входят в НАТО, Норвегия не входит в ЕС и так далее. Ещё есть Исландия, бывшая военная база США, а ещё ранее колония Дании, которую сейчас не берут в ЕС и в которой не так давно был обрушен финансовый сектор. Тема во многом искусственного оттталкивания друг от друга скандинавских стран в послевоенной истории – тема большая и крайне интересная.

Однако можно предположить, что если сегодня одна из скандинавских стран вдруг и начнёт всерьёз выходить из ЕС – то это произойдёт только по некому решению извне Европы…

Генеральный секретарь координационного Совета министров Скандинавии Дафин Хойбротен сказал любопытную вещь в интервью по поводу Brexit’a: «Рано делать выводы по поводу британского референдума, но моё понимание таково, что взаимное сотрудничество между странами Скандинавии будет углубляться после этого. Возможности скандинавских стран проводить в жизнь свои общие интересы в ЕС теперь стали больше. Надо действовать поверх границ стран Скандинавии».

Впрочем, главная цель России – это не интеграция стран Скандинавии, а сохранение мира на своих западных границах и в целом в Европе. В масс-медиа в США открыто угрожают выходом из ЕС других развитых стран и увязывают Brexit с проблемой Украины – и, к сожалению, у заморского «партнёра» есть немало рычагов для дальнейшего раскачивания ситуации в Европе, как и для давления на Европейский союз. Задача России в этой ситуации – помимо, конечно, полной готовности защитить любыми средствами наши рубежи и наш народ в случае внешней агрессии в спорных регионах – это поддержка тех сил в Европе, которые выступают и готовы сопротивляться внешнему давлению, бороться за мир и за тесное сотрудничество со своим великим соседом на востоке – Россией.