Рубрики
Блоги Переживания

Крымский Афон или русские Помпеи?

«Крымский Афон» – называл Херсонес архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий, основавший на территории древнего городища монастырь-киновию.

«Русские Помпеи» – назвала Херсонес председатель Московского археологического общества графиня П.С. Уварова, обращаясь к императору Александру III с просьбой озаботиться судьбой древнего городища, начать цивилизованные раскопки и упразднить монастырь.

«Русской Троей» назван Херсонес на официальном сайте заповедника «Херсонес Таврический».

Город-купель – для верующих, античный полис с хорой уникальной степени сохранности – для ученых. К этим образам добавляется Севастополь – город-символ – история которого оказалась неразрывно связана с Херсонесом. Так возникает образ Черноморского флота – символа русской военной силы, военной славы.

Эти образы во многом противоречат и даже противостоят друг другу. И древнее городище Херсонес уже в новейшее время, после присоединения Крыма к Российской империи, оказалось на перекрестке интересов трех сил, каждая из которых по своему важна для русской истории и русского самосознания и каждая из которых имеет государственное значение. Это церковь, это Черноморский флот и это наука.

Конфликт интересов вокруг Херсонеса возник не сразу. Его основные контуры обозначились в течение XIX века.

Изначально территория древнего Херсонеса оказалась в составе земель, принадлежавших Черноморскому флоту. Первые исследования городища, зарисовка планов и картографирование, сбор древностей и их хранение, раскопки, в том числе с целью поиска места крещения князя Владимира, – все это вплоть до середины XIХ века делали военные моряки.

В 1839 году было создано Одесское общество истории и древностей. Но его интерес к Херсонесу был ограничен недостатком средств на раскопки.

Ситуация резко изменилась в середине XIX столетия. Архиепископ Иннокентий привлек к Херсонесу – «купели истинной веры» – внимание Святейшего Синода. По прошению Иннокентия, в память о крещении Святого Владимира на землях древнего городища, в самом его центре, еще не раскопанном археологами, в 1852 году был создан монастырь. К концу XIX века небольшой скит вырос до размеров крупного монастыря. Церковные постройки занимали все больше площадей (археологически неисследованных). В 1860 – 1890-е годы был возведен Собор Святого Владимира. Во второй половине XIX века Херсонес стал местом паломничества. К моменту празднования 900-летия крещения Руси древнее городище уже воспринималось как одно из наиболее значимых «святых мест» Российской империи.

С другой стороны, на вторую половину XIX века пришлось начало активного археологического исследования Херсонеса. В одни годы с основанием монастыря Министерство императорских уделов командировало для проведения раскопок Херсонеса молодого археолога А.С. Уварова, сына знаменитого министра просвещения николаевской эпохи. Раскопки, прерванные Крымской войной, возобновились после создания в 1859 году Императорской археологической комиссии. С этого момента и вплоть до сегодняшнего дня деятельность археологов в Херсонесе не прекращалась. Многочисленные находки отправлялись в Эрмитаж, но много оставалось и в самом Херсонесе, где к концу 1880-х годов был создан музей и организованы открытые выставочные площадки.

В середине 1870-х годов территория древнего городища вновь привлекла внимание военного ведомства. Начались работы по строительству укреплений. Археологи только-только вскрывали археологические слои, как над разрушенными оборонительными стенами древнегреческой эпохи насыпались батареи. Председатель Императорской археологической комиссии А.А. Бобринский считал стратегические интересы военных выше научных и не препятствовал военному строительству на землях древнего Херсонеса.

В наши дни конфликт церкви и науки во многом воспроизвелся. Крымская епархия в течение 2000-х годов неоднократно обращалась к Президенту Украины с просьбой воссоздать на территории заповедника монастырь, а руководство заповедника «Херсонес-Таврический» по мере возможностей сопротивлялось этим планам.

Однако сказать, что история Херсонеса после его вхождения в состав России – это история непрекращающегося противостояния, будет неверно. Напротив, это история преодоления конфликтов, поиска и обретения компромиссов. Побуждаемые к тому самой историей древнего города, люди вольно или невольно находили точки соприкосновения. История Херсонеса – это и история общности интересов и трудов во имя общего блага.

Так, внимание к Херсонесу как «колыбели русского христианства» было изначально привлечено усилиями лица не духовного звания. Первым, кто прямо заявил об особом значении Херсонеса – как месте крещения князя Владимира – был адмирал А.С. Грейг, Главный командир Черноморского флота в 1816 – 1833 гг. Грейг поставил перед императором Александром I вопрос о строительстве храма, призванного увековечить память о крещении Руси. Более того, усилиями Грейга в Херсонесе начались археологические раскопки, целью которых стало не просто исследование древнего городища, а поиск церкви, в которой некогда принял крещение Владимир. Руководил первыми раскопками другой военный, предположительно, инженер Черноморского флота Карл Крузе. Ему и принадлежит открытие храма, остатки которого по-прежнему сохраняются в первом этаже собора Св.Владимира.

Военные первыми изучали Херсонес, а потом на протяжении десятилетий охраняли от разграбления (хотя и не всегда успешно) руины храмов, стен, колонн.

Во второй половине ХIХ века над раскопками Херсонеса плечом к плечу трудились археологи и монахи, которым помогали морские офицеры. В дальнейшем монахи проводили раскопки под наблюдением Одесского общества истории и древности. Планировалось совместными усилиями реконструировать древнюю церковь на месте крещения Святого Владимира.

Архиепископ Иннокентий одной из главных задач созданной на землях городища киновии считал собирание исторических преданий и описание древностей. Именно Иннокентию принадлежит идея создать в Херсонесе подобие музея – «хранилище местных древностей». Сам Иннокентий, как и его предшественник архиепископ Херсонский и Таврический Гавриил, являлись членами Одесского общества истории и древности, интересуясь научной значимостью археологических находок. В дальнейшем при монастыре под патронажем Императорской археологической комиссии был создан музей, проходили выставки, была открыта гостиница. Так монастырь стремился выполнять светские, просветительские и даже научные функции.

Во второй половине ХХ столетия руководство музея-заповедника, в свою очередь, отстояло Собор Святого Владимира, предназначенный к сносу. Более того, музейные работники создали проектную документацию для восстановления храма (в 1967 и позднее в 1987 годах).

Почву для компромисса находила и императорская власть. Так, Уваров был командирован на раскопки Херсонеса Министерством уделов, к ведению которого относился Эрмитаж. Согласно заведенной практике, все новонайденные находки должны были отправляться в Петербург. Однако этому решительно воспротивился архиепископ Иннокентий. В итоге Николай I принял компромиссное решение: в монастыре оставлять находки христианского времени, а находки античного периода посылать в Эрмитаж.

Другой пример. Графиня Уварова в 1887 году обратилась к императору Александру III с письмом, в котором описывала бедственное состояние руин Херсонеса и предлагала устроить вместо монастыря археологическую станцию для проведения систематических исследований. Решение императора вновь было компромиссным: станцию создать, сохранив при этом и монастырь. Со времен Александра III и ведет свою историю соседство, во многом вынужденное, археологической станции и монастыря (сегодня соседствуют на землях древнего городища заповедник и приход Собора святого Владимира).

И их взаимодействие, опыт разрешения конфликтов, совместная деятельность по исследованию древнего города во многом создали уникальную атмосферу этого места, позволили ему стать и крупнейшим научным центром, признанным мировым сообществом, и одним из значимых святых мест в сакральной географии России.

Исторический опыт доказывает: Херсонес – это не место вражды. Это место примирения. Это место, где в течение вот уже нескольких веков руководимые разными помыслами и стремлениями люди ищут компромисс для сбережения всех смыслов – сакральных, политических, цивилизационных – с которыми в русском сознании связана история древнего города.

Автор: Любовь Ульянова

Кандидат исторических наук. Преподаватель МГУ им. М.В. Ломоносова. Главный редактор сайта Русская Idea