На фоне дружной и организованной «порки», устроенной в прессе и соцсетях нововведенной системе взимания платы с большегрузных автомобилей, в простонародье именуемой «Платон», роль её защитника представляется весьма неблагодарной.

Сразу оговорюсь, что я не работаю ни на господина Ротенберга, ни на Правительство Российской Федерации, и «Платон» мне совсем не друг. Но вот истина, тем не менее, дороже.

Признаюсь, мне не хочется, чтобы под натиском протестующих водителей фур и их организаторов (как умелых, так и не очень) Правительство дрогнуло и выплеснуло, как говорится, вместе с грязной водой и ребёночка. Тем более что мальчик Платоша отнюдь не ангел. Но вложены в него миллиарды рублей, поэтому взять и просто так его выплеснуть было бы крайне неразумно, если не сказать больше.

Поэтому прежде чем солидаризоваться с протестующими, не мешало бы разобраться, а из-за чего, собственно, сыр-бор, и насколько обоснованы предъявляемые к «Платону» претензии?

Попробую сформулировать самые распространенные из них.

1. Система сбора платежей «Платон» — это что-то доселе невиданное миру, изощренное изобретение российских властей, имеющее своей целью обогащение приближенных к властям бизнесменов (фамилии прилагаются).

2. Чтобы пополнить бюджет, власти могли не вводить столь сложную систему, а просто повысить налог на транспортные средства или акцизы на бензин и дизтопливо.

3. Ставки оплаты высокие, оплачивать нужно авансом, и это просто разорит перевозчиков, а также приведет к повышению цен на грузоперевозки, а значит и на все товары и услуги. Называются цифры от 4 до 10%.

4. Система оплаты сложная, через интернет, а дальнобойщики пользоваться этими чудесами техники не умеют.

5. Систему запустили поспешно, без обсуждения, никто не успел подготовиться, никому ничего не объяснили, отсюда и неразбериха с выдачей устройств, программные сбои. А раз так, то давайте еще раз отложим ее введение, чтобы всё обсудить, а еще лучше- отменим совсем.

Ничего не забыл? Ах да, это ведь удушение малого и среднего бизнеса, который ( «ну чего там скрывать, ха-ха-ха») является основой экономики. И в «цивилизованных» странах этот бизнес поддерживают и не вводят такие грабительские поборы, а у нас… ну вы понимаете.

001.jpg

Характерной подборкой обвинений в адрес системы «Платон» является, например, статья Юлии Латыниной в «Новой газете» от 25.11.2015. Вот что она пишет: «Первое невероятное в ней [системе «Платон»] то, что Российское государство отдало налоги на откуп. Во всем мире налоги собирает государство. На откуп частникам налоги отдавались довольно давно — в Римской империи или во Франции при Людовике XIV.

Но именно это произошло с налогом на дальнобойщиков. Его взимает частная компания «РТ-инвест Транспортные системы»…».

Здесь мы видим сразу несколько, мягко говоря, ошибок или заблуждений.

Во-первых, это не налог.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 17.07.1998 № 22-П (да, да, еще в 1998 году!) указал, что плата с владельцев большегрузных автомобилей при проезде по федеральным дорогам общего пользования, взимаемая в целях компенсации ущерба этим дорогам, по своей природе налогом не является. Не буду здесь вдаваться в тонкости юридических формулировок, т.к. каждый, кому это интересно, может самостоятельно ознакомиться с текстом постановления.

Отмечу другое: взимание платы за провоз тяжелых грузов было введено в России 20 лет назад Постановлением Правительства РФ от 26.09.1995 № 962.

Тогда же на федеральных автомобильных дорогах были организованы постоянно действующие службы весового контроля, а в КоАП введена статья, устанавливающая штраф за неоплату данного сбора. Владельцы фур уже 20 лет как оплачивают этот сбор, согласовывают маршруты движения и получают специальные разрешения на проезд по федеральным трассам.

С 15 ноября 2015 года был введен дополнительный сбор, распространяющийся только на автомобили разрешенной массой свыше 12 тонн. Поэтому ничего такого невиданного не появилось, за исключением того, что система «Платон» не требует оформления «бумажек», работает он-лайн и её очень трудно «обойти». Вот это-то больше всего, видимо, в ней и не нравится, т.к. эта система не позволит владельцам фур «договориться» за наличный расчет с сотрудниками ГИБДД на пунктах весового контроля, как, наверное, привык делать кое-кто из протестующих сейчас дальнобойщиков.

Что же касается предложений вместо дополнительной платы с большегрузов просто взять и увеличить налог на владельцев транспортных средств, то возникает вопрос, а почему за разрушение трасс тяжелыми фурами должны платить владельцы легковушек? Ведь транспортный налог платят все собственники ТС, вне зависимости даже от того, передвигаются они по дорогам или стоят в гараже. Разве не разумнее возложить эту обязанность только на тех, кто больше всего разрушает дороги, при этом зарабатывая на перевозках? К тому же иностранцы на фурах, передвигающихся по нашим дорогам, в том числе транзитом, например в Казахстан, плательщиками налога не являются, но дороги портят.

Кстати, вот и Литва уже возмущается. Интересно, а когда Германия ввела у себя подобную систему оплаты, Литва направляла ей ноту протеста? Вопрос, конечно, риторический.

Еще более неуместно выглядят предложения повысить акцизы на топливо, которое также покупают все. Это было бы совсем несправедливо.

Поэтому введение платежа, который будут оплачивать только те, кто реально ездит по дорогам и за реальные километры, представляется вполне адекватным шагом.

Во-вторых, сборы с большегрузных автомобилей давно введены и успешно применяются в подавляющем большинстве европейских стран. А в 1999 году Директивой Европарламента и Совета ЕС был провозглашен курс на внедрение в странах Евросоюза более эффективных систем контроля и позиционирования относительно наземных и спутниковых систем, которые должны прийти на смену существующим системам виньеток и пунктов сбора платы за проезд автомобилей.

Государственно- частное партнерство также широко распространено во всем мире. Россия здесь отнюдь не изобретатель велосипеда, и система «Платон» технически и организационно является аналогом германской системы сбора дорожных пошлин с грузовых автомобилей Toll Collect.

Данная система работает в Германии с 2005 года и с ее помощью собирается плата с тяжелых грузовиков разрешенной массой не менее 12 тонн (а с нынешнего года- 7,5 тонн), передвигающихся по германским автобанам и дорогам федерального подчинения.

Администрирование системы возложено на компанию Toll Collect GmbH. Данное общество с ограниченной ответственностью обеспечивает функционирование системы и собирает платежи, которые затем перечисляются в германский федеральный бюджет, получая за это предусмотренную договором с государством плату.

Точно так же взаимодействует с нашим государством ООО «РТ-инвест Транспортные системы» в рамках заключенного им в сентябре 2014 года концессионного соглашения с Федеральным дорожным агентством.

Кстати, известные своей взаимовыручкой и взаимопомощью российские дальнобойщики, выложили ролик на Ютьюб с подробной инструкцией как пользоваться германской Toll Collect и вовсе не призывали к протестам и «походам» на Берлин.

В- третьих, это не откуп. И Toll Collect и наш «Платон» используют юридические конструкции, противоположные откупу. При откупе, как мы знаем из истории, государство предоставляет частнику право взыскивать с населения доходы и присваивать их себе, оплатив за это право государству определенный денежный взнос. В современной же схеме государство нанимает частника за вознаграждение собирать доходы в пользу самого государства. Доходы поступают в бюджет, а не «откупщику».

А ещё критикам «Платона» из либерального лагеря, которые почему-то вопреки либеральным канонам призывают отдать систему полностью в руки государства, хочется напомнить, что к настоящему моменту на территории РФ создано уже 138 центров обслуживания системы «Платон». Неужели предпочтительнее было бы нанять на работу во все эти центры армию чиновников? Платить им из госбюджета зарплату, обеспечивать «социалку» и т.д. Не думаю, что эффективность работы от этого бы возросла.

Перейдем к следующим обвинениям. Критики «Платона» возмущаются тем, что, мол, «платить надо вперёд». То есть авансировать до начала движения грузовика по маршруту на свой лицевой счет сумму в расчете, чтобы ее хватило на весь маршрут. Например, если вы собрались проехать 3 тысячи километров, то по нынешнему тарифу надо внести на счет примерно 4,5 тысячи рублей. А с весны 2016 это будет аж 9 тысяч рублей! Но речь сейчас не о «смертельно неподъёмных» суммах, а о якобы негодном принципе их взимания авансом.

Вот читаем у той же Латыниной: «Это как если бы обладатели газовых колонок, прежде чем помыть руки или сварить яйцо, обязаны зайти на сайт, оплатить включение газовой колонки и указать, для чего они ее будут включать: за варку яйца — один прайс, а за мытье рук в ванной — другой, а если человек передумал и решил еще и голову вымыть, то извините: горячую воду выключат — и штраф. Согласитесь, ситуация абсурдная: проще пользоваться газовой колонкой, а потом оплачивать показания счетчика». Позвольте, а мобильную связь или домашний интернет вы как оплачиваете? Почему не возмущаетесь?

Хочется напомнить также водителям-дальнобойщикам о том, что практически все компании- владельцы грузовиков постоянно авансируют средства, предоплачивая бензин и дизтопливо владельцам АЗС или специализированным компаниям, выпускающим топливные карты. А это вовсе не несколько тысяч рублей, а сотни тысяч, а то и миллионы.

Предоплаченные топливные карты выдаются на руки водителям грузовиков, которые предъявляют их на автозаправочных станциях. Наличные средства водителям не выдаются с целью не допустить их, мягко говоря, нецелевого использования. Однако, всем известно, что существуют способы «обналичить» немного средств и с топливных карт, и водители грузовиков частенько «договариваются» об этом с недобросовестными операторами АЗС.

Но мы отвлеклись от темы.

Поговорим о якобы дороговизне «Платона». Позволю себе заметить, что тариф в три рубля за километр пути — это всё же совсем небольшие деньги. Для сравнения размер платежей в германской системе Toll Collect примерно в 4-5 раз выше.

Кроме того, установка бортового устройства «Платон» не влечет для пользователя никаких затрат. Устройство «Платон» крепится к стеклу как обычный навигатор и его монтаж не требует никаких специальных знаний, в отличие от устройств Toll Collect, монтаж и техобслуживание которых осуществляется квалифицированными сервисными службами за счет владельца автомобиля. Само устройство передается в пользование безвозмездно и у нас и в Германии. Вот только установка прибора у них стоит 160 Евро.

Да, безусловно, грузоперевозчикам после введения этой платы необходимо будет договориться со своими заказчиками–грузоотправителями о соответственном увеличении своего вознаграждения. Уверен, что ни один здравомыслящий партнер наших митингующих дальнобойщиков не откажется увеличить их вознаграждение на несколько тысяч рублей в связи с введением нового платежа. При массе перевозимого груза например в 10 тонн и маршруте в 3 000 километров, увеличение затрат на перевозку на 9 тысяч рублей приведет к удорожанию одного килограмма перевозимой продукции менее чем на 1 рубль! А если везти 20 тонн, то это вообще превращается в сущие копейки. Даже если кому-то взбредет в голову везти 10 тонн помидоров из Москвы во Владивосток, то их стоимость в результате вырастет всего на 3 рубля за килограмм.

Поэтому все разговоры о «неподъемных» для несчастных дальнобойщиков суммах платежей и о существенном росте цен, несерьезны.

Что еще осталось? Ах да, система сложная и ввели ее поспешно, так что никто не успел подготовиться.

Позвольте, но соответствующие изменения в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах» и в КоАП были внесены Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 68-ФЗ. И согласно первоначальной редакции этого закона датой введения сбора с 12-тонников и штрафа за его неоплату устанавливалось 1 января 2013 года. Затем дату введения перенесли на 1 ноября 2014 года, а потом уже на 15 ноября 2015.

Порядок взимания платы в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами с разрешённой максимальной массой свыше 12 т, был утвержден Постановлением Правительства от 14 июня 2013 года №504. В период 2013-2015 г.г. был последовательно принят еще ряд нормативных актов по этому вопросу.

И что — ни у кого не было времени с ними ознакомиться?

Где тогда были возникшие сейчас вдруг из ниоткуда профсоюзы дальнобойщиков, которые ведут колонны фур на Москву? Где все это время были наши оппозиционеры?

Ну а сами дальнобойщики почему заранее не озаботились и не договорились с грузоотправителями о соответствующем повышении своего вознаграждения с 15 ноября?

Да, с получением бортовых приборов «Платон» поначалу возникла неразбериха. И я не собираюсь выгораживать исполнителей, которые создали ситуацию, когда люди ночами стояли в очередях, чтобы получить заветное устройство «Платон». Это, конечно, безобразие.

Но власти на эту ситуацию оперативно отреагировали и приостановили взимание штрафов за отсутствие устройства на борту, а затем решили и существенным образом снизить размер этих штрафов.

А вот разговоры же о том, что система негодна, потому что дальнобойщики не умеют пользоваться ни терминалами оплаты, ни интернетом — это уже совсем ни в какие ворота. Причем раздаётся это с либеральных СМИ, известных своим пренебрежительным отношением к «простым людям». На месте дальнобойщиков следовало бы всерьез на них за это обидеться.

Кстати, пополнить лицевой счет в системе «Платон» и внести плату по ранее оформленным маршрутным картам можно через терминалы и онлайн-сервисы «QIWI».

Нюансов, конечно, много: и техника барахлит и программы дают сбои и люди ошибаются. У нас всегда так бывает, всё откладывается на последний день, а потом – аврал. Это что, для кого-то новость? Но очевидно, что в скором времени это всё должно «устаканиться».

И эмоции людей, возмущенных возникшей поначалу неразберихой, а также подогреваемых организаторами протестов, понять можно. Но за эмоциями не стоит терять рациональное зерно, и прежде чем идти в «поход на Москву» вначале следует во всем спокойно разобраться.

Юрист, публицист

Похожие материалы

В книге идет речь о критике либерализма, об изменении политической шкалы, о постсекулярности, о...

Настоящим крестным отцом кадетской партии является Александр III. Если четверть века принципиально...

Молодежь, студенчество всегда были движущей силой радикальных политических движений, удобным...