Рубрики
Блоги Размышления

Изображая жертву

Действительно ли в России возродилась инквизиция?

Либеральные СМИ вновь обнаружили в России средневековую дикость и варварство. На этот раз – в судебном процессе, стартовавшем 2 марта в Ставрополе, где некий Виктор Краснов обвиняется в оскорблении чувств верующих.

Краткая легенда, консолидированная изложенная самыми разными массмедиа, такова. В октябре 2014 года Краснов, атакованный в интернет-споре православными фанатиками, в мягкой и корректной форме, но смело озвучил свою атеистическую позицию о том, что не верит в существование Бога. После этого силовики, подстрекаемые мракобесами, сразу же подвергли Краснова обыску, отправили его как в советского диссидента в психушку, а сейчас пытаются и вовсе засадить в тюрьму по ч. 1 ст. 148 УК РФ (Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий). «Атеизм в России становится уголовно наказуемым деянием», – возопили журналисты, бросившись брать интервью у невинно пострадавшего и его адвоката, заявившего: «Статья эта – самая что ни на есть инквизиционная норма. Если мы позволим ей остаться, тогда в очень скором времени можно будет готовить дрова и зажигать костры» 1.

Переведем дух от зашкаливающего пафоса. Вообще, последнего в статьях журналистов многовато, а вот внимание к деталям – мало. Журналист Znak.com в опубликованной 4 марта статье назвал Краснова «37-летним», хотя тот 21 января 1978 года рождения, иначе говоря, ему уже полтора месяца как 38 лет. Название паблика «Подслушано Ставрополь» в соцсети «Вконтакте», где Краснов произнес роковую для себя фразу, Znak.com приводит как «Подслушано. Ставрополь», «Лента.ру» как «Подслушано в Ставрополе», «Газета.ру» как «Подслушано Ставрополье» 2… Между тем дьявол, как гласит известная английская пословица, прячется в деталях. В данном случае – и в самом прямом смысле.

«11 октября 2014 в моей новостной ленте в «ВКонтакте» из городского паблика «Подслушано. Ставрополь» появился пост о главенстве в семье. Я решил зайти и посмотреть, что народ пишет. Отписался сам и уже думал выходить, как появился комментарий явно религиозного содержания. Я его опознал как цитату из руководства «Домострой», из той главы, где даются наставления, как и чем бить свою жену, чтобы она была послушной. Меня это возмутило, так как я считаю, что бить девушек нельзя, и я в мягкой форме посоветовал автору такую «хрень» не писать, это как-никак развлекательно-юмористический паблик. Но был послан на три буквы. А дальше – слово за слово, и понеслось», – так сейчас Краснов излагает свою версию событий.

Вот только сохранившийся в скриншотах и соцсетях (правда, там удалены вместе с аккаунтом Бурняшева его слова) диалог рисует совсем иную картину. «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж», – выразил свое мнение о главенстве в семье ставропольчанин Дмитрий Бурняшев. Краснов (в соцсети правдоборец почему-то зарегистрирован под фамилией Колосов) отреагировал довольно хамской репликой, выражавшей, кстати, не утверждение про «Домострой», а вопрос: «Дмитрий, откуда такая херня? Домострой что ли?» В ответ никто его не «посылал на три буквы». Православный визави спокойно пояснил ему источник цитаты: «Виктор, Библия, Новый Завет, а именно «Первое послание св. Ап. Павла к Коринфянам». На что последовала еще более резкая и ксенофобная реплика Краснова: «…Сборник еврейских сказок под названием Библия – полная [матерное слово, запрещенное Роскомнадзором]!»

Еще один диалог Краснова с Бурняшевым и еще одним местным жителем, принявшим участие в обсуждении 11 октября, Александром Кравцовым, произошел в том же паблике 31 октября 2014 года. Здесь Краснов заявил, по его словам, «ПГМнутым верунам» (ПГМ – «православие головного мозга»): «Разве не предел тупости поклонятся дохлому еврею, которого распяли на кресте… Да кому нахер сдались твои кривославные жидовские праздники? Праздник Пейсах, рождение и крещение еврея! Эти «праздники» праздновать надо? Нет уж!». В экспертизе, на основании которой было принято постановление о возбуждении уголовного дела, фигурируют и такое его высказывание: «Как всякий скот иду я в церковь взглянуть на дохлого еврея». Также Краснов написал: «На бохаслужебную литература и чуйства верующих – насрать! Кому не нравится, могут подать на меня в суд!» 3. В суд по поводу его заявлений и подали. Чем же Виктор теперь недоволен?

Выдавать все это хамство и ксенофобию за «выражение атеистической позиции», мягко говоря, странно. Тем более, что сам Краснов уж очень педалировал антисемитский момент в своей агитации, да и сам себя обозначил уже в первой беседе так: «Дмитрий, вперед и с песней. Помолиться не забудь, а то вдруг боженька силы тебе не даст супротив поганого язычника!» 4. В аккаунте Краснова в «ВКонтакте» можно найти многократные репосты из групп, содержащих музыку стиля Black Metal, основоположником которой был норвежец Варг Викернес, прославившийся сожжением церквей «во славу темных богов». Известно и о горячих симпатиях Викернеса и многих Black Metal групп к неонацизму 5. Ряд групп, играющем в этом стиле, выступают и на закрытых концертах нацистских объединений. А вот любопытная деталь, которую сообщил Краснов Znak.com, рассказывая о проведенном у него в апреле 2015 года обыске: «В моей личной фонотеке нашли диски с музыкой Рихарда Вагнера и с маршами Третьего рейха. Все, теперь я для них еще и «фашистом» стал! Странно, что на подарочное издание «Майн Кампф» внимания не обратили» 6.

Наконец, в качестве аватары в своем аккаунте в соцсетях «борец за атеизм» поставил изображение Сатаны, благословляющего своих адептов…

В общем, дело Краснова никак не тянет на гонения на свободомыслие. Страшилки про помещение его в психушку он нечаянно разоблачил сам, заявив «Ленте.ру»: «Никаких препаратов мне, понятно, не давали. Наблюдения тоже особого не было. Уже в конце срока пребывания, на третьей неделе, со мной полчаса побеседовала психолог. И еще перед самым выходом 20 минут со мной пообщался врач. Все!». Окончательно добивает картонные ужасы последующее замечание журналиста: «По словам Краснова, все это время он проводил за чтением книг и время от времени радовал себя пивом, за которым посылал санитаров» 7.

Можно добавить и несколько чисто бытовых характеристик Краснова. «Безработный, перебивающийся случайными заработками, живущий с мамой», – так характеризует его в весьма сочувствующей статье интернет-издание «ХХ2 век» 8. Мать Краснова, уже будучи пенсионеркой, вынуждена работать (в интервью Краснов крайней негодовал, что ее могут выгнать с работы из-за его дела), очевидно, чтобы обеспечивать великовозрастного сына, почти в сорок лет продолжаюшего тусоваться в косухе с длинными волосами и «угорать» по тяжелому року и пиву.

«Медики, проводившие психолого-психиатрическую экспертизу, установили: Краснов психическим расстройством или слабоумием не страдает, но отличается целым рядом психических особенностей – неуравновешенностью, озабоченностью своим социальным статусом, упрямством, неуживчивостью, прямолинейностью суждений, обостренным чувством собственной значимости, отсутствием гибкости в межличностных отношениях, раздражительностью, а также «склонностью к застреваемости на отрицательных переживаниях», – сообщает издание «Медиазона» 9. Видимо, поводом к перепалкам и оскорблениям в Интернете стала и элементарная неуживчивость, и неудовлетворенность жизнью, которую Краснов не мог годами наладить. И здесь стоит посетовать на то, что в нашем обществе элементарно исчезла система помощи в социализации, включая в том числе и трудовую, его граждан, столь проклинаемая в советскую эпоху. Мизантропия в свободно полете может завести далеко…

А вот для либералов вся эта трагедия отдельно взятого человека – не более чем повод к растрясению умов и дежурным воплям об «ужасах в этой стране». О процессе Краснова однотипно отписались и Дмитрий Гудков, и Алексей Навальный, и, конечно, «Открытая Россия» Ходорковского. Прямо на глазах раздуется новое «дело Pussy Riot». «Ставрополь… на время ждёт наплыв туристов», – пишет адвокат Краснова, прогнозируя приезд орд столичных журналистов на очередное заседание суда. Но тут уже дело совсем в другом.

Автор: Владислав Мальцев

Обозреватель газеты «НГ-Религии», автор статей по общественно-религиозной тематике