Рубрики
Блоги Переживания

Блеф по-гречески

С Грецией, если окинуть ситуацию поверхностным взглядом, все ясно. Но если копнуть глубже – ничего не понятно. То есть сначала Ципрас затеял экстренный референдум, чтобы, разумеется, снять с себя ответственность за отказ от евросоюзных ценностей, которые нынче на Пелопоннесе представлены непогашенными эллинами кредитами в размере 320 миллиардов евро. А затем, победив, сдулся и сдался на милость Меркель с Олландом и примкнувшим к ним еще 25 партнерам по ЕС. Группе товарищей, которую правильнее бы назвать стаей волков.

Те участники тотализатора, что ставили на выход греков если не из «СССР европейского образца», то хотя бы из Еврозоны, откровенно расстроились. Даже не столько из-за того, что попали на «зеро», а потому что уже потеряли возможность увидеть предвкушаемую эффектную картинку развала Евросоюза. Ну, что-то вроде обрушения башен-близнецов в Нью-Йорке 11 сентября 2001-го. А тут, как говорили в «Джентльменах удачи»: «Кина? не будет. Электричество кончилось».

Те, что ставили не на развал, а как раз на противоположное, удовлетворенно вытерли пот со лба: «Ну вот, что и требовалось доказать».

И ни одна из сторон наблюдателей-болельщиков-спорщиков не догадалась, что комбинация, вполне вероятно, задумывалась не в один ход и партия еще не закончена. Что греческий лидер играет не в примитивную рулетку, но в покер, требующий не столько просто везения, сколько напряжения мозгов и умения ходить в психическую атаку. И потому у Ципраса в рукавах может оказаться еще полколоды козырей, которые еще вопрос, найдется ли чем бить немцам, французам, испанцам и иже с ними, играющим, как говорят опытные каталы, «на одну лапу».

Внеся напряжение в стан ЕС своим «oxi», Греция начала прощупывать обстановку, намекая на то, что в принципе, могла бы остаться в Еврозоне при определенных условиях. «10 миллиардов евро могут спасти гиганта мысли», так преподнес бы ход Ципарса небезызвестный О. Бендер.

ЕС, настаивающий на том, чтобы греки наложили на себя епитимью и отказали себе во всех благах цивилизаций ради спасения страны от экономического краха, не принял запрос. По причине излишней его скромности (но вы же сами призывали к аскетизму и воздержанию, фрау Меркель, где логика?)

Эллины подняли планку на 2 миллиарда. ЕС ответил, что и 30 будет мало. В понедельник, 28 игроков, собравшихся за одним карточным столом в Брюсселе, довели банк до 86 миллиардов.

Увеличить долг до 400 миллиардов для страны, не способной справиться и с возвратом 320 – это даже не тревожный звоночек. И не тяжелый набат на колокольне. Это опера в стиле трагифарс с траурным маршем Шопена уже в увертюре под стук молоточка аукциониста и с либретто из одного слова – «продано».

Денег обещают дать много. Столько, чтобы искушение распустить пояса оказалось сильнее необходимости их затянуть. Чтобы Греция гарантированно обанкротилась, а не сомнительно выдыхала: «дефолт», дергаясь в конвульсиях.

Залогом на случай невозврата кредита должны стать гарантированно-доходные активы – в первую очередь порты Пирей и Салоники, кое-какие все еще действующие государственной принадлежности промышленные предприятия, в общем, список приложится.

Это вам не майдан с  покрышками, печеньками, спецназом и снайперами. Это – высший пилотаж финансовой войны – ну не применять же примитивные силовые методы в стране, которая числится в «своих». Недемократичные меры на родине демократии – это не по-европейски.

По-европейски – это просто сожрать, не подавившись.

В общем, «Ципрас слил».

Товарищи картежники расслабились.

Они же соглашение подписали. На три года.

А-а, так значит, не все деньги сразу, а по частям?

И вот тут хитрая улыбка греческого премьера и его фраза брошенная парой недель раньше «Я в Санкт-Петербурге, потому что Европа – больше не центр мира, есть новые силы», наводит на мысль, что «это ж-ж-ж неспроста». Время прошло, все успели подумать, что Грецию после той тирады уже вернули в стойло, да и она сама решила позволить надеть на себя узду.

А кто может поручиться, что у Афин нет «плана Б»? Может быть, не совсем джентльменского, но ведь с волками жить – по волчьи выть…

Не так давно Испания, спасая свою банковскую систему, выпросила у Тройки (Центробанк ЕС, правительство Евросоюза и МВФ) 100 миллиардов на реструктуризацию. Но в ходе «аварийно-спасательных работ» выяснилось, что хватит и 41 миллиарда. У правительства Мариано Рахоя хватило не только такта, но трезвости мышления не брать остальное. Меньше взяли – меньше возвращать.

Не зря ведь греки поначалу высказались за кредит в 10 миллиардов. Для оживления экономики и первичных преобразований этого, по расчетам афинского минфина должно хватить. И дальше залезать в долги (совать голову под гильотину) Ципрас не будет. В 2019 году Греция должна стать европейским хабом российского газа. Европейцам съесть ее, в смысле выкупить по бросовым ценам все, что работает, надо раньше.

Отобрать порты в качестве компенсации за ранее неотданные кредиты не получится, потому что это не прописано в договорах. А разговоры про 86 миллиардов так и останутся разговорами. Ципрас не просто так ездил в Россию, не для того встречался с ее президентом, чтобы было что на старости лет рассказывать внукам. Так что вариант кредита с российской стороны под соусом финансирования строительства газопровода – более чем вероятная вещь. Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и Банк развития БРИКС имеют свой интерес в финансировании Греции.

Вольфганг Шойбле предложил временно вывести Грецию из зоны евро? На пять лет? Он сам-то понял, что сказал? Или ему не известно, что нет в мире ничего более постоянного, чем временное. Греки выйдут (спасибо за помощь, за инициативу, а то нам самим трудновато было пробивать эту идею). Что в качестве валюты будут использовать при расчетах внутри страны и снаружи? Да неважно: драхмы, рубли, юани… Все, что угодно, кроме евро – их же лишили этого (сомнительного) удовольствия. Вернуться через пять лет они точно забудут. Променять свободно развивающуюся экономику на Госплан Брюсселя? Для этого надо быть… Ладно, воздержусь от непарламентских выражений.

Значит, что Ципрас слил? Продал страну за 86 миллиардов? Как говорил герой Энтони Куина герою Адриано Челентано в фильме «Блеф»: «Но ведь ты же поверил».

ЕС Греции уже поверил. И готовится сорвать банк.

Ну-ну.

Автор: Владимир Добрынин

Историк, журналист. Собственный корреспондент журнала «Недвижимость и цены» в Испании