Рубрики
Блоги

Айн Рэнд в контексте новейшей истории

Антигероем Айн Рэнд является и капиталист. Капиталист, который за счет лоббирования своих интересов, а, может быть, и откровенного подкупа политиков добивается для своей компании государственных заказов, дотаций или монопольного положения в той или иной сфере, уничтожает конкурентов не за счет улучшения своих продуктов или услуг, просто способствуя принятию определенных законов

Русская Idea: На протяжении последнего года наш проект пристально следил за предвыборной кампанией в США, за развитием американского консерватизма как политической философии и актуальной политической практики. Продолжая свое исследование, Русская Idea публикует статью об американской писательнице и философе Айн Рэнд. Автор «Источника» и «Атлант расправляет плечи», конечно, никогда не называла себя консерватором, образцом подлинно рациональной политической философии для нее был Аристотель, а не Эдмунд Берк. Однако сегодняшняя консервативная Америка именно в ее произведениях черпает энергию для борьбы с государственной бюрократией. Можно ли сегодня видеть в Айн Рэнд некий иной – антитрадиционалистский – полюс консервативной мысли, и следует ли допускать, что к нему неизбежно будут тянуться представители предпринимательского класса – класса, к которому как французский традиционализм в лице Рене Генона, так и немецкая консервативная революция в лице Освальда Шпенглера склонны были относиться со слишком большим пренебрежением?

***

Айн Рэнд – известнейшая американская писательница русского происхождения – является, наверное, самым искажаемым и ложно-цитируемым современным политическим писателем и философом.

О ней и ее философии немало пишут, но зачастую пишут люди, ее никогда не читавшие или знакомые с ее творчеством очень поверхностно и, скорее всего, превратно. Пишут и те, кто хочет представить ее монстром, намеренно искажая ее философию. В тоже время на свой флаг ее имя подняли и люди, от деяний которых сама Айн Рэнд пришла бы в ужас. Все это – причины как нездорового отношения к ее идеям и ее философии, так и образующихся на почве искаженного их понимания конфликтов.

В чем же причина популярности Рэнд в определенных кругах западного общества? Причина в том, что имеющие глаза люди видят приближение той катастрофы, которую она описала.

Кто же ее ненавидит? Люди, приближающие эту катастрофу.

Один мой хороший друг, Джеспер Ларсен, датский предприниматель-фрилансер, сделал короткое и емкое резюме “Атланта”, которое показывает тех, чьи интересы представляют герои Аюн Ранд:

Все талантливые, создающие что-то люди сбегают, и общество остается на произвол партийных бонз, политиков и бюрократов, в результате чего происходит коллапс. Политики, бюрократы и партийные бонзы создают тоталитарное государство. Такое, каким я сейчас вижу ЕС“.

Именно это короткое резюме точно указывает на тех, кому мешают книги Рэнд, тех, подноготную кого они вскрывают. Ее книги направлены против касты распределителей “общественных благ”, а на самом деле против людей, занимающихся распилом денег налогоплательщиков, против тех типов, которых в любом обществе предостаточно, людей, ищущих общественную кормушку для себя самих пожирнее, прикрывая это красивыми словами о “всеобщем благе”.  Вопрос о “всеобщем благе” и о том, что зачастую на самом деле скрывается за пропагандой оного, тоже занимает важное место в творчестве Айн Рэнд.

О главных героях

Одной из основных ошибок в трактовке творчества Рэнд является утверждение о том, что главным положительным героем ее романов является капиталист. Это не так. Слово “капиталист” описывает людей, зарабатывающих деньги, не вдаваясь в подробности того, как они это делают.

Главный герой Айн Рэнд – предприниматель и зачастую еще творец и изобретатель. Человек производящий реальные ценности и востребованные продукты, а не человек, разбогатевший на грабеже, распиле или взятках. Человек реально способствующий качественному совершенствованию общества и научно-техническому прогрессу. Человек способный обогатить себя самого и благодаря своему уму и своей деятельности создать рабочие места и обеспечить благосостояние многим другим. Это люди, которых Айн Рэнд и ее сторонники считают созидательной движущей силой общества – его мотором. Это и талантливый архитектор, проектирующий удобные, красивые дома – герой “Источника“, это и металлург, создавший новый прочный сплав, это и изобретатель источника дешевой энергии и другие подобные им люди в ее главном произведении – дистопии “Атлант расправил плечи“.

Её герои не “добры” – в обычном понимании этого слова. В русском языке понятие “не добр” является синонимом “зол” – но в данном случае это не так. Они и не добры и не злы. Они просто занимаются своим бизнесом. Ее главная “религия” – работа – и ее герои как правило работают гораздо больше 8 часов в сутки. Многие из героев Айн Рэнд  –  не наследственные богачи, а люди, поднявшие себя из низов общества сами, – именно благодаря упорному труду и целеустремленности.  Люди, преодолевшие себя, преодолевшие для достижения своих целей.

Не надо забывать и о том, что, будучи антиутопией, “Атлант” не свободен от идеализаций и именно поэтому положительные герои романа так же далеки от реальности, как брежневские времена далеки от светлого коммунистического будущего, и воспринимать их надо аналогичным образом: как принцип, как некий идеал.

Это не значит, что в ее творчестве нет места романтике, но и романтика у нее ее собственная, Айн-Рэндовская – и это отдельная, большая тема.

Философия Айн Рэнд – освобождающее ограничение

Многие зачастую ставят знак равенства между личностью самой Айн Рэнд и ее философией. Это тоже приводит к непониманию и недоразумениям. Писательница – атеистка и она достаточно враждебно относится к любой форме религии и мистицизма. Ее философия полностью свободна от какого бы то ни было метафизического налета – и именно так ее надо воспринимать. Философия материальных причинно-следственных связей; “Береженого Бог бережет” и “На Бога надейся, а сам не плошай”. – Именно эти две старые русские пословицы могут объяснить кажущуюся парадоксальность того, что многие американские христиане являются приверженностью ее философии – философии, отвергающей возможность полагания на авось или перекладывания своих проблем на Божественные или общественные плечи.

Да, далеко не все взгляды Рэнд приятны и симпатичны. В ее гипертрофированной реальности все очищается от сентиментально-эмоционального налета, она работает с рациональным человеческим поведением. С тем поведением, которое характеризует статистическое большинство в неэкстремальной ситуации.

Среди героев писательницы нет людей, снимающих с себя последнюю рубашку, чтобы одеть замерзающего ребенка, людей, делящих свой последний кусок хлеба с голодным или добровольцам, идущих погибать за жизнь и свободу людей, кто живет в соседней стране. Нет тех, кто, собственно, и делает нас всех больше чем просто биологическим видом,  делает нас людьми и придает метафизический, экзистенциальный смысл нашему существованию. Она описывает то большинство, которому “своя рубашка ближе к телу”

Это не делает ее произведения менее значимыми, это просто дает подсказку о том, в каком ключе следует их понимать.

Главный постулат ее философии звучит так соответствовать постулату любого ученого-биолога: человек существо в массе своей рациональное и он всегда будет действовать в соответствии с законом сохранения энергии. Если есть возможность получать материальные блага, без лишних затрат энергии и дополнительных рисков, то этой возможностью будут пользоваться другие люди. Это касается всех живых организмов. Человека отличает уровень амбиций. Другой закон природы заключается в том, что все системы имеют свойство разрастаться, пожирая своего донора. И не важно, говорим ли мы о грибнице, разъедающей в труху тот пень, на котором она растет, или говорим мы о бюрократии, разъедающей общество, а вместе с ним и общественную мораль.

Если военное предприятие из года в год получает государственный заказ, и инвесторы на этом неплохо зарабатывают, то правление этого предприятия и дальше будет лоббировать интересы войны. Если работник социальной конторы измеряет свою востребованность на работе количеством клиентов, то ему всегда будет невыгодно уменьшение их числа.

Айн Рэнд и современность

Книга “Атлант расправил плечи” – дистопия апокалиптического толка, и именно в таком ключе она и должен пониматься – понять это произведение правильно можно только в контексте реалий совершенного западного общества – общества развитого капитализма, – и пророческим роман становится тогда, когда мы видим, как развивается западное общество и предпосылки каких тенденций видела Рэнд, когда писала свое произведение.

Не секрет, что во многих современных развитых обществах одним из крупнейших работодателей является государство, которое на деньги налогоплательщиков содержит огромный государственный аппарат, и он постоянно раздувается.

Рэнд ясно видела тенденцию, по которой срастание интересов и государства-потребителя с интересами отдельных компаний приводит к раздуванию гос. бюджетов и нарушениям в вопросах конкурентоспособности практически во всех сферах.

Многие россияне часто восхищаются странами Скандинавии, не видя того, что прячется за их внешней ухоженностью и лоском. Как развращается и деградирует гражданское общество, как шатка и ненадежна система его поддерживающая, насколько оно близко к коллапсу в стиле “Атланта”.

Антигерои Айн Рэнд – люди, не производящие общественных ценностей и существующие за чужой счет. Это и государственные бюрократы, чья деятельность заключается в контроле над предпринимателями, и профсоюзные деятели, пекущиеся о своих интересах, говорящие красивые слова о всеобщем благе, а на деле ухудшающие положение рабочих. Это особенно ярко видно в Дании, которая благодаря деятельности именно профсоюзов потеряла больше количество рабочих мест в индустрии, пополнив как армию безработных, так и армию социальных советников – распределителей благ.

Антигероем Айн Рэнд является и капиталист. Капиталист, который за счет лоббирования своих интересов, а, может быть, и откровенного подкупа политиков добивается для своей компании государственных заказов, дотаций или монопольного положения в той или иной сфере, уничтожает конкурентов не за счет улучшения своих продуктов или услуг, просто способствуя принятию определенных законов.

Что касается обычных людей, то тут мы видим ту же тенденцию: если пособие по безработице и дополнительные госвыплаты оказываются больше или не намного меньше маленькой зарплаты, им становится невыгодно работать. Если государство берет на себя все функции гражданского общества – общественные связи разрушаются и общество разлагается. Ответственность за воспитание детей, забота о стариках, собственном здоровье и благополучии перекладывается с собственных плеч на общественные и становятся бременем налогоплательщиков. Услуги органов гос. сектора из-за отсутствия конкуренции дорожают и бюрократизируются, не приобретая лучшего качества. Государственный бюджет трещит по швам и восполняет свой дефицит долгом, перекладываемым на плечи будущих поколений.

На внутрисемейном уровне иллюстрацией этого разложения может быть тот факт, что родителям, бабушкам и дедушкам уже оказывается не обязательно инвестировать свою любовь и заинтересованность в своих детей и внуков, поэтому молодые семьи не могут рассчитывать на помощь бабушек и дедушек, которые зачастую и живут в другом конце страны, а в старости оказываются под формальным и не всегда удовлетворительным присмотром официальных инстанций, в общем-то в одиночестве.

Консервативная модель семьи, обеспечивающая взаимосвязь и сотрудничество поколений и стабильность в обществе, оказывается разрушена.

Автор: Евгения Гринберг