Когда Анна Мария Тремонти, популярная ведущая на радио CBC, начала представлять в своей программе «The Current» участников беседы, посвященной «анализу сознания» кандидата в президенты от Республиканской партии Дональда Трампа («Inside the mind of Donald Trump»), она сразу предупредила слушателей, что один из приглашенных в студию профессоров непременно будет использовать слово, которое может шокировать часть публики. Слово это относится к неприличным, оскорбительным, однако, ничего поделать нельзя, поскольку оно является основным термином разрабатываемой профессором психологии, и даже было вынесено в заголовок двух его академических книг. Слово это — «м*дак»… Самой передачи мы коснемся чуть позже, а пока отметим несколько моментов, приводящих неподготовленную публику к конфузу.

Например, бывают ученые труды, содержащие «матерные» слова: «They F*** You Up: How To Survive Family Life» Оливера Джеймса, книга клинического психолога, опубликованная в 2006 году, или работа (в соавторстве) психиатра — «F*ck Feelings», по версии «New York Times» признанная бестселлером (2015). Также бывают ученые, которые не просто используют «неприличные» слова при изложении итогов своих исследований, но и делают объектом изучения нетипичные для их коллег явления, затрагивают деликатные, маргинальные сферы. Например, Гарри Гордон Франкфурт, профессор философии в Йеле, в 2005 году выпустил в издательстве Принстонского университета исследование «О х*рне», сразу признанное в интеллектуальных кругах бестселлером 1. «Х*рня» по Франкфурту — актуальная проблема сообщества, поскольку ее слишком много, все сообщества и субъекты участвуют в ее порождении, ее воздействие мы испытываем на себе и рано или поздно вовлекаемся в процесс «х*рни», занимаемся ею постоянно, хотя порой и непреднамеренно. В частности, «х*рнивед» показывает, что такие сферы, как реклама, пиар и срастающаяся с ними политика, изобилуют примерами столь откровенной «х*рни», что их можно признать образцами ее воплощения.

В нашей философской традиции слова живой речи воспринимаются как «сорняки» и отторгаются участниками академического сообщества, и совсем уж неприемлемым считается употребление «неприличных слов» в официальной речи и научных изданиях. Зато в американском академическом сообществе, с его склонностью к лингвистической философии, языковым играм и культе свободы самовыражения, всякого рода неприличные слова все чаще становятся элементами гуманитарного дискурса. Этой теме, например, был посвящен один из выпусков «Философских бесед» — «Лингвистика навешивания ярлыков», где разбиралось такое емкое слово, как «м*дак» — «asshole» 2. И вовлечение жесткой лексики при описании академическим сообществом социальных явлений особенно ярко представлено в опубликованной издательством Doubleday книге профессора философии Калифорнийского университета в Ирвайне (University of California, Irvine) Джеймса Аарона — «М*даки: теория» 3.

До него о таком антропологическом типе, как «м*даки», писали Джеффри Нюнберг, лингвист из университета Калифорнии в Беркли 4, Роберт Саттон, преподаватель менеджмента в Инженерной школе Станфордского университета, книга которого шла в библиографической рубрикации «лидерство» и «корпоративное поведение» 5. Но задолго до Аарона и Саттона этот антропологический тип привлек внимание профессора Массачусетского технологического института Джона Ван Маанена, более года изучавшего модели поведения полиции в большом городе. Он не только посещал профильную Академию, но и провел несколько месяцев в разъездах с патрульными, в итоге из его статьи 1978 года — «The Asshole» — гуманитарии узнали, в частности, что копы, понимая, что не в состоянии заниматься каждым правонарушителем, концентрируют свои усилия прежде всего на нейтрализации «м*даков», самых жестоких, аморальных и агрессивных из преступников 6. Стоит угомонить одного «м*дака», используя жесткие методы, как прочая криминальная мелочь сразу стихает.

Однако эта статья так и осталась достоянием узкого круга специалистов поведенческой психологии. Куда больше читателей и поклонников оказалось у философа Джеймса Аарона. Согласно его методологии и таксономии, к «м*дакам» можно отнести тех, кто позволяет себе свысока общаться с другими на том основании, что он наделен специфическим даром, правом на особое, лидерское поведение и, исходя из чувства собственной привилегированности, может позволить себе не реагировать на замечания со стороны сообщества. Кстати, наша эпоха, этап современного капитализма, убежден автор, есть время «м*даков», поскольку идея, что ты можешь получить все из ничего, или получить что-то, не задумываясь о том, чего это будет стоить окружающим, провоцирует людей на «м*дацкое» поведение.

Обосновав, что тот вид капитализма, который сейчас имеет место в американском обществе, является «м*дацким» (Asshole Capitalism), Аарон дает классификацию его представителей: «м*дки—хамы (как Ноэль Галлахер из группы «Оазис»), «беспечные м*даки» (Дик Чейни), «самодовольные» (Ричард Докинз) 7, «начальники» (Наоми Кемпбелл, уволившая домохозяйку по телефону, Майкл Скотт или Дэвид Брент — «боссы» из американской и английской версий сериала «Офис»), «президенты» (Уго Чавес, Махмуд Ахмадинежад, Сильвио Берлускони), «нарциссические м*даки», представленные Мелом Гибсоном и Дональдом Трампом. Последний заслужил особого внимания Аарона, представившего в мае этого года 144-страничную книгу «М*даки: Теория Дональда Трампа», проходящую в библиографических описаниях по классу «внутренняя политика», «психология», «философия» 8.

001

«Дональд Трамп — м*дак», давно стало мемом среди американцев. Так Джон Стюарт, комик и продюсер, в одном из выпусков «The Daily Show», пародирующей новости в сатирической манере, заявил, что Трамп — наш «первый явный м*дак Президент» 9. «М*даком» назвал его мэр Филадельфии во время пресс-конференции по итогам встречи с религиозными лидерами, узнав об инициативе Трампа ограничить въезд в Штаты мусульман 10, Джеб Буш 11 и многие другие, а в сети появилось и своеобразное пособие по «м*дачеству» Трампа — The Complete Asshole’s Guide to Donald Trump 12. Так же стоит отметить, что противниками Трампа обыгрываются все значения слова asshole, включая негативно-анатомические, сексуально-ругательные, и на эту тему появляются соответствующие карикатуры 13. Впрочем, кого только из политиков в Штатах не называли «м*даком», и по количеству подобного рода уподоблений с Трампом вполне может соперничать Дж. Буш-мл. Однако только о «м*дачестве» первого представителем научного сообщества написана отдельная книга, автор которой перевел повседневное обидное прозвище в категориально-понятийный ряд психологии, социальной философии и политологии.

Компоненты, из которых составлен «Дональд Трамп» Аарона — чудила, шоумен, брехун. Это тот тип «м*дака», который знает, как организовать политическое или коммерческое представление, произвести впечатление на разного рода аудиторию, но все его помыслы не о публике, не о других, а исключительно о себе самом. Другие лишь средство в достижении эгоистических целей нарцисса. Он занят не столько увеселением и развлечением публики, сколько тем, чтобы произвести впечатление, показать свое превосходство, что дает основания для дальнейшего агрессивного продвижения наверх.

Для Аарона Трамп представляет синтетический и перверсивный тип человека, которого в субкультурной среде называют assclown — (ass + clown). С одной стороны, это придурок, с другой — комедиант, а в итоге — «м*дила». Стремясь всеми силами привлечь внимание аудитории и покорить ее, он — в силу своего интеллектуального убожества — не понимает, как она воспринимает его в реальности, а не в его воображении, не соображает, как он выглядит на самом деле. Он похож на веселого недоумка, который, желая рассмешить публику, готов упасть лицом в торт или оголить задницу, и громкий смех он воспринимает как одобрение, очевидное свидетельство своей смекалки и острого юмора. Но он не чудила, а просто «м*дила». Он посмешище, но вместо того, чтобы сгореть со стыда, убежать со сцены, скрыться подальше от глаз и ушей публики, остается и продолжает шоу, сыпет сомнительными остротами, не осознавая, что смех со стороны публики свидетельствует не о его остроумии и юморе, а о глупости и бестактности, и что он не шоумен, не комедиант, а просто «жопорукий клоун».

Также Трамп, по мнению Аарона, типичный брехун, балабол (The Bullshitter), поток слов которого можно оценить как ахинею, а проще и по существу говоря, «х*рню». Он часто говорит гадости, в речах небрежен, пренебрегает деталями и фактами, лжет, и только лишь для того, чтобы произвести впечатление, выставить себя в выгодном свете. И ему невдомек, что подобным активным речевым поведением он демонстрирует окружающим свое мракобесие. А если иногда он и произносит что-либо дельное, верное, то это происходит случайно, и если привирает, то это его совсем не заботит, поскольку задача одна — привлечение внимания.

Этой публикацией Джеймс Аарон укрепил свои позиции в области «м*дологии» или «м*даковедения» — «Asshole Studies». Многим показалось, что именно эта отрасль знаний, междисциплинарных исследований поможет объяснить эффект восхождения Дональда Трампа к вершинам политической жизни, его популярность в массах и, как было отмечено в онлайн-журнале актуальной политики и культуры «Slate», после прочтения книги Джеймса Аарона вы уже никогда не будете воспринимать Трампа так, как это было прежде 14.

О психотипе Трампа в контексте свой «м*дологии» Аарон порассуждал в эфире CBC (Radio-Canada) вместе Дан Макадамсом (Dan McAdams), профессором и заведующим кафедрой психологии Северо-Западного университета (Northwestern University), автором книги «George W. Bush And The Redemptive Dream: A Psychological Portrait», а также статьи в ежемесячнике «Atlantic» — «The Mind of Donald Trump» — «Разум Дональда Трампа» 15. Здесь Аарон также отметил, что изредка, как показывает история, и «м*даки» бывают полезными для достижения благих целей, однако это происходит лишь благодаря случайному стечению обстоятельств. «М*дакам» совсем не свойственно заботиться о благе окружающих. Если они и делают нечто полезное для общества, то руководствуются при этом совсем другими соображениями, а добрые дела совершают лишь по недоразумению. Так что это большое счастье для американской демократии, что в различных областях государственного управления «м*даки» не преобладают и что есть еще эффективные механизмы контроля над ними. Сильно заблуждаются те, предупреждает Аарон, кто сегодня поддерживает Трампа, полагая, что хоть он и «м*дак», зато в силу своей напористости способен решить накопившиеся в политической системе проблемы, подмяв под себя других «м*даков» и наведя тем самым чаемый обществом порядок. Но это плохой способ решить накопившиеся проблемы, обратившись к разуму Трампа, поскольку для Аарона это тот девиантный тип, который, взявшись за наведение порядка в политической сфере, способен довести страну до состояния хаоса, и потому откликаться на предложения Трампа, это все равно, что играть в «русскую рулетку».

2

Впрочем, иной ученый читатель книги Джеймса Аарона мог бы отметить, что он занимается наукообразным изложением типа поведения, для него лично неприемлемым как с бытовой, так и с политической точки зрения, но это не избавляет его от заблуждения, искажения исследуемого «объекта» — бизнесмена Дональда Трампа, представителя Республиканской партии, пожелавшего стать Президентом США. А потому другой ученый, использующий иную методологию, работающий, так сказать, в другой парадигме, например, теории этногенеза, признал бы в Трампе, исходя из характеристики его поведения и психики, типичного пассионария — субъекта, обладающего врожденной способностью абсорбировать из внешней среды энергии больше, чем это требуется только для личного и видового самосохранения, и потому выдающего ее в виде целенаправленной работы по видоизменению окружающей среды, ломающего сложившийся уклад жизни, соответственно, неизбежно, рано или поздно вступающего в конфликт с обществом. И число версий, ответов на вопрос: «Who is mister Trump?» можно не только множить, но на всякий минус находить плюс.

Типология Джеймса Аарона забавна, но не более того. Она едва ли способна содействовать развитию психологии, но может быть использована в политической сфере, давая возможность PR-технологам эффектно цитировать обладателя степени PhD, раскрывшего при помощи инструментов науки «истинный характер» противника Хилари Клинтон. Книга Джеймса Аарона свидетельствует о том, что в крупной политической игре появился запрос на особого рода компромат — «научное» обоснование ничтожества оппонента. И, как знать, может уже кто-то делает набросок книги, где будет дано объяснение вагинального типа политика.

Конечно же, не следует делать вывод, что автор книги «Assholes: A Theory of Donald Trump» получил политический заказ и, используя гуманитарное знание, исполнил его в угоду Демократической партии. Но появление подобного рода книги и ее успех отразили соответствующее настроение умов, обозначили новый тренд — развлекательно-академическое, но со всеми атрибутами научности, разоблачение политика и просвещение умов избирателей. Так что следить за исходом предвыборной гонки в США интересно не только политикам, но и представителям гуманитарного знания в целом.

Notes:

  1. Harry G. Frankfurt. On Bullshit. Есть русский перевод, со смягченным названием — «О брехне». Еще на эту тему — Complete Bullshit // G. A. Cohen, Finding Oneself in the Other, Michael Otsuka (ed.), Princeton University Press, 2013.
  2. The Linguistics of Name Calling // http://philosophytalk.org/community/blog/ken-taylor/2015/04/linguistics-name-calling
  3. Aaron James. Assholes: A Theory. New York: Doubleday, 2012.
  4. Geoffrey Nunberg. Ascent of the A-Word: Assholism, the First Sixty Years, 2012.
  5. Robert I. Sutton. The no asshole rule. Building a Civilized Workplace and Surviving One That Isn’t. Random House, 2007.
  6. Van Maanen, John. The asshole // John Van Maanen & Peter Manning (eds),
    Policing: A view from the streets. New York: Random House, 1978. Pp. 302-328.
  7. Суждения на эту тему в Rationally Speaking и комментарии слушателей: RS119 — Aaron James on Assholes (and Bitches) // http://rationallyspeakingpodcast.org/show/rs119-aaron-james-on-assholes-and-bitches.html
  8. Assholes: A Theory of Donald Trump. 2016.
  9. Jon Stewart Shreds Donald Trump: ‘Our First Openly Asshole President’ // http://www.rollingstone.com/tv/news/jon-stewart-shreds-donald-trump-20150721
  10. Donald Trump’s ‘an asshole’, says Philadelphia mayor // https://www.theguardian.com/us-news/video/2015/dec/08/donald-trump-muslims-philadelphia-mayor-michael-nutter-video
  11. Jeb Bush Blasts Donald Trump as ‘Asshole,’ ‘Buffoon,’ ‘Clown’ // http://www.thewrap.com/jeb-bush-blasts-donald-trump-as-asshole-buffoon-clown/
  12. http://twentyfirstcenturycontent.com/the-complete-assholes-guide-to-donald-trump/
  13. What if donald trump were also a literal asshole? // http://www.mandatory.com/2016/01/06/what-if-donald-trump-were-also-a-literal-asshole/
  14. What to Call Donald Trump // http://www.slate.com/articles/podcasts/trumpcast/2016/05/aaron_james_on_a_holes_and_donald_trump.html
  15. Inside the mind of Donald Trump //
    http://www.cbc.ca/radio/thecurrent/the-current-for-june-2-2016-1.3612255/inside-the-mind-of-donald-trump-1.3612412

Историк философии, профессор философского факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Похожие материалы

Не менее трогательную заботу составители доклада ООН проявляют в отношении организации под...

В создании «умной экономики» первостепенная роль отводится университетам. Иначе говоря, университет...

В глазах российских современников конца XIX века эфиопы представали носителями качеств, которые...